ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 Лысенко Е.Н. (БГИТА, грянск, РФ)

 

Features of revealing of competitive advantages of the building enterprises in modern conditions.

 

В современных условиях достижение экономических успехов строительными организациями связано с постоянным поддержанием высокого уровня конкурентоспособности. При этом, рынок строительных услуг имеет ряд существенных отличительных характеристик, которые необходимо учитывать каждому предприятию данной отрасли для правильного позиционирования своих конкурентных преимуществ и ориентации своей деятельности на повышение конкурентного потенциала.

Конкурентное преимущество – это те характеристики, свойства товара, которые создают для предприятия определенное превосходство над своими конкурентами, а для потребителя – оптимальное сочетание потребительских характеристик товара. Превосходство оценивается в сравнении, поэтому является относительной характеристикой и обуславливается различными факторами.

На основе анализа различных подходов к классификации конкурентных преимуществ предприятия предлагается осуществлять их  классификацию по следующим признакам (табл. 1).

 

Таблица 1 -Классификация конкурентных преимуществ предприятия

Признак, определяющий конкурентное преимущество

Вид конкурентного преимущества

1. По отношению к системе (предприятию)

Внешние

Внутренние

2. По сферам возникновения преимущества

Природно-климатические

Социально-политические

Технологические

Культурные

Экономические

3. По содержанию фактора преимущества

Качество товара

Цена товара

Затраты потребителя товара

4. По времени реализации преимущества

Стратегические

Тактические

5. По месту реализации преимущества

Рабочее место

Организация

Регион

Отрасль

Страна

6. По виду получаемого эффекта от реализации преимущества

Научно-технические

Экологические

Социальные

Экономические

 

Основными конкурентными преимуществами на рынке строительных услуг являются цена товара, срок исполнения заказа, известность и имидж фирмы, уровень обслуживания потребителей и соответствие качества продукции мировым стандартам.

Факторы конкурентного преимущества организации подразделяются  на внешние, проявление которых в малой степени зависит от организации, и внутренние которые практически  определяются менеджментом организации.

Внешние факторы конкурентного преимущества организации.

1. Уровень конкурентоспособности на уровне:

- страны;

- отрасли;

- региона.

2. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в стране и регионах.

3. Национальная система стандартизации и сертификации.

4. Налоговые и процентные ставки в стране и регионах.

5. Наличие природных ресурсов  по доступной цене.

6. Система подготовки и переподготовки управленческих кадров в стране.

Внутренние факторы конкурентного преимущества организации.

1. Структурные:

- производственная структура организации;

- организационная структура организации;

- персонал;

- информационная и нормативно-методическая база управления;

- сила конкуренции на выходе и входе системы.

2. Ресурсные:

- поставщики;

- эффективность использования ресурсов.

3. Технические:

- оборудование;

- качество изготовления товаров.

4. Управленческие:

- организация поставки сырья, материалов, комплектующих изделий;

- эффективность системы менеджмента организации;

- эффективность системы управления качеством в организации.

5. Рыночные:

- доступ к рынку ресурсов, необходимых организации;

- доступ к рынку новых технологий;

- эффективность системы сбыта.

6. Эффективность функционирования организации:

- уровень доходности;

- интенсивность использования капитала;

- финансовая устойчивость организации.

Основными внутренними условиями обеспечения конкурентных преимуществ применительно к строительной отрасли являются:

1)     участие и выигрыш в подрядных торгах;

2)     более качественное (в сравнении с конкурентами) удовлетворение нужд потребителей;

3)     более эффективная реализация основных функций управления;

4)     более эффективное, относительно конкурентов, социально- экономическое развитие организации и уровень социальной защиты ее работников.

Эффективность управления процессом обеспечения и развития конкурентоспособности рассматривается с позиций, когда конкурентные преимущества строительной организации проявляются: 

1. В общем плане:

- в более продолжительном периоде обеспечения и развития организацией конкурентных преимуществ,

- в получении и реализации заказов,

- в обеспечении надежности своей жизнедеятельности и социально-экономического развития.

2. В предметном плане:

- в объеме, сроках, гарантиях договорных обязательств и качестве удовлетворения нужд и интересов потребителей;

- в снижении рисков утраты заказов, недогрузки производственных мощностей;

- в производстве более конкурентоспособной строительной продукции;

- в обеспечении преимущества ритмичности получения заказов, позволяющих обеспечить оптимальный уровень загрузки имеющихся производственных мощностей, осуществлять наращивание новых мощностей.

Строительная организация обладает конкурентными преимуществами, когда она лучше своих соперников преодолевает силы внешнего конкурентного давления и выполняет работу по привлечению заказчиков. Основная причина достижения лидирующего положения на рынке одних и неудачи других фирм состоит в наличии или отсутствии конкурентных преимуществ, поэтому необходимым условием повышения конкурентоспособности строительного предприятия является выявление и развитие конкурентных преимуществ фирмы.

 

Сайт управляется системой uCoz