ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

 

Лиманский А.В. (БГИТА, г. Брянск, РФ)

 

The article deals with basic problems of the Bryansk Region timber-industrial complex and key of their solution.

 

Лесопромышленный комплекс Брянской области, включающий лесозаготовительные, деревообрабатывающие и целлюлозно-бумажные предприятия, в настоящее время по объемам произведенной продукции не относится к числу ведущих отраслей индустрии области. Так объем произведенной ЛПК товарной продукции в 2003 году составил – 1584,41 млн. руб. или 6 место в структуре промышленного производства области (табл.1). В 1990 году ЛПК уверенно находился на 4 месте в списке отраслей промышленности области. Доля стоимости основных фондов ЛПК в промышленном комплексе области сократилась за рассматриваемый период с 6,1% до 3,0%.

 

Таблица 1- Структура производства продукции по основным отраслям промышленного комплекса в Брянской области, %

Отрасли

1995

1999

2000

2001

2002

2003

Промышленность, всего, в том числе

Электроэнергетика

Топливная

Черная металлургия

Химическая и нефтехимическая

Машиностроение и металлообработка

Лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная

Промышленность строительных материалов

Пищевая промышленность

Легкая промышленность

100,0

1,65

12,44

0,65

0,58

31,36

 

7,96

14,18

25,17

6,02

100,0

8,02

14,86

0,73

0,72

31,09

 

5,79

9,75

26,80

2,24

100,0

7,88

13,90

1,01

0,85

33,30

 

6,75

9,94

24,05

2,31

100,0

7,53

13,62

0,67

0,87

32,73

 

5,21

10,40

25,42

3,55

100,0

15,47

8,65

0,72

0,89

29,56

 

6,08

10,90

24,62

3,11

100,0

18,22

8,08

0,73

0,96

29,15

 

7,15

10,22

23,22

2,27

 

Вместе с тем, по темпам роста объемов производства с 1999 года лесопромышленный комплекс занимает в промышленном комплексе региона одну из лидирующих позиций. Так в 2000 году этот показатель составил – 141,6%; в 2002 – 124,3% и 2003 – 110,6%, соответственно. Кроме того, в 2003 году общий объем лесопромышленного производства достиг 41% уровня 1990 года – впервые за последние десять лет. Однако, отметим, что темпы роста ежегодно снижаются с максимальной величины - 141,6 % в 2000 году до 110,6% - в 2003.

Приросту производства во многом способствовало развитие тех подотраслей, продукция которых пользуется большим спросом на внешнем и внутреннем рынках. Высокие среднеотраслевые показатели развития ЛПК были обусловлены в основном стремительным развитием производства тарного картона. Состояние же большинства производств ЛПК остается кризисным. Так, общее состояние основных фондов предприятий ЛПК неудовлетворительное, уровень использования производственных мощностей большинства производств остается низким. Особенно негативная ситуация сложилась в лесозаготовительной отрасли, где основные фонды изношены на 65-92%, а уровень использования производственных мощностей ежегодно снижается. Финансовое положение большинства предприятий отрасли остается также неудовлетворительным.

Подобная негативная ситуация обусловлена целым комплексом факторов: высоким износом основных фондов, низким процентом использования производственных мощностей, ростом цен на технику, запасные части и материалы для ремонта, топливо, энергию, ГСМ, ухудшением состояния лесосечного фонда, недостатками существующего механизма доступа к лесным ресурсам и, как следствие, низким уровнем цен на круглые лесоматериалы.

Сложившаяся ситуация в лесопромышленном комплексе региона не позволяет рассчитывать на серьезные позитивные изменения в ближайшем будущем при сохранении существующей макроэкономической конъюнктуры и отсутствии четких реальных действий государственных органов, направленных на стабилизацию обстановки в отрасли. Одним из главных препятствий дальнейшего развития отрасли является неудовлетворительное использование лесных ресурсов региона несмотря на их значительный потенциал.

Основной причиной такого положения являются недостатки существующего механизма государственного регулирования лесопользования:

-       использование, как основы лесопользования, устаревшей идеи главного пользования лесными ресурсами, которая стала причиной истощения экономически доступных лесных ресурсов и ставит под угрозу обеспеченность ими предприятий ЛПК в будущем;

-       использование системы планирования ежегодного объема лесозаготовок, не учитывающей экономические факторы;

-       отсутствие механизма установления форм лесопользования, который учитывал бы в полной мере возможные экономические, социальные и экологические последствия лесозаготовок;

-       неэффективную систему платежей за пользование лесными ресурсами, не учитывающую реальную рыночную стоимость конечных товаров из древесины и не обеспечивающую расширенное воспроизводство лесных ресурсов;

-       неразвитость системы арендных отношений;

-       отсутствие экономической оценки лесных ресурсов;

-       отсутствие системы качественного информационного обеспечения, которая включала бы сведения о наличии и использовании всех видов лесных ресурсов и продуктов их переработки.

За годы реформ государство не смогло создать работоспособный механизм регулирования лесопромышленного комплекса ни на федеральном, ни на региональном уровнях.

По мнению большинства ученых и специалистов, механизм государственного регулирования лесопромышленного комплекса должен быть направлен, прежде всего, на эффективное использование лесосырьевого потенциала страны. Именно в этом направлении закладываются сырьевые гарантии успешной работы всего многоотраслевого лесного комплекса, решаются (или создаются проблемы в решении) основные задачи эффективного менеджмента по всей его организационно-технологической цепочке. Как ресурсный потенциал конкретной отрасли (или комплекса однородных отраслей - типа ЛПК), так и экономический потенциал в целом (например, региона, страны) - это способность использовать имеющиеся возможности для оптимального удовлетворения общественных потребностей в изделиях, товарах, услугах определенного направления. Исходя из этого, в современных условиях крайне необходим пересмотр всех основных элементов существующей организационно-экономической системы государственного регулирования и управления лесозаготовками в регионе:

-       замена традиционной идеи главного пользования, идеей комплексного использования лесных ресурсов;

-       внедрение системы планирования ежегодного объема лесозаготовок, включающей учет экономических факторов;

-       выработка четкого механизма установления форм лесозаготовок, основанного на строгих экономических расчетах с возможной оценкой социальных и экологических последствий;

-       установление системы платежей за древесину на корню на рентной основе (высококачественные и низкокачественные ресурсы должны оцениваться в соответствии с их реальной рыночной стоимостью);

-       реформирование системы информационного обеспечения системы лесозаготовок (на основе формирования постоянного экономического мониторинга не только состояния лесного фонда и лесопользования, но и состояния лесных рынков и лесопромышленного комплекса).

Сайт управляется системой uCoz