МАКСИМИЗАЦИЯ ТОРГОВОЙ ВЫРУЧКИ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ ТОВАРООБОРОТА МЕБЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОПТОВЫХ БАЗ

 

Кривотулова М.А. (ВГЛТА, г. Воронеж, РФ)

 

The suggested economic-mathematical model of planning of optimum commodity circulation of the furniture enterprise allows to find the administrative decisions, providing to the enterprise the greatest proceeds. Search of the decision is based on the forecast of a real range of fluctuations of demand for furniture, its prices, the account of presence of free financial assets, warehouse.

 

Оптовые базы имеют установившиеся связи с производителями, поставщиками мебели и приобретают на реализацию п-видов мебели, различных по функциональному назначению. Оптовая база, фирменный магазин предприятия- производителя имеют площадь выставочно-торгового зала (St) для размещения с целью предпродажного показа всех п-видов имеющейся мебели (i = 1, 2,..., п). Оптовая база, фирменный магазин предприятия-производителя располагают площадью подсобных, складских помещений (Sc), из которых и проводится отпуск мебели покупателям. Имеется известная сумма денежных средств для предоплаты закупаемой у поставщиков мебели ) (для оптовых баз). Для единицы каждого i-го вида мебели в торгово-выставочном зале необходима по нормативам своя площадь размещения STi, в складских помещениях на единицу каждого i-го вида мебели также требуется своя нормативная площадь размещения Sci.

Каждый вид мебели характеризуется определенным диапазоном варьирования спроса и ценами P1, Р2, …, Рп Цена закупки у производителей Ц1, Ц2, ..., Цп. Необходимо решить задачу определения ежемесячной потребности для реализации количества единиц каждого вида мебели (xi).

Исходя из фактической реализации каждого вида мебели в аналогичный месяц прошлого года и в предыдущем месяце этого года, необходимо определить диапазон возможного варьирования спроса каждого вида мебели на очередной планируемый месяц, т.е. ximin<xi<xmax.

Целевая функция планирования товарооборота мебели на очередной месяц, направленная на максимизацию торговой выручки, принимает вид

                             Рххх + Ргх2 +...+ Рпхп = ,                          (1)

при ограничениях:

а) по спросу на отдельные виды мебели, т.е. ximin<xi<xmax;

б) на базе, в магазине должны быть все виды реализуемой мебели xi>0;

в) торгово-выставочная площадь оптовой базы, фирменного магазина должна размещать все виды реализуемой мебели

  SТ1x1 + ST2x2 + ... + STnxn=;                                          (2)

г) площадь складских помещений (Sс) должна быть достаточно заполненной всеми видами реализуемой мебели

  Sс1x1 + Sс2x2 + ... + Sсnxn=;                                            (3)

д) расходы на предоплату не должны превышать имеющейся суммы свободных денежных средств (М)

  Ц1x1 + Ц2x2 + ... + Цnxn=.                                             (4)

При решении этой задачи необходимо определить достаточно оптимальное количество месячной реализации каждого вида мебели для получения наибольшей выручки с учетом пяти рассмотренных ограничений.

Учитывая характер ограничения (а), представляется целесообразным для компьютеризации решения задачи использовать алгоритм и программу метода крутого восхождения (Гаусса-Зайделя) или метод статистических испытаний.

Ежемесячные решения задачи оптимизации товарооборота мебели для оптовой базы вызывают некоторые сложности во взаимоотношениях с производителями мебели. Оптовые базы часто имеют достаточно обширные складские помещения, позволяющие размещать двух, трехмесячные объемы реализации мебели. В этой связи рассмотренные выше расчеты оптимального количества видов мебели, принимаемых на реализацию, очевидно целесообразно проводить отдельно по каждому месяцу. Используя эти данные, с учетом остатков нереализованной мебели, представляется возможным делать заказы более крупными партиями товаров.

Практические решения рассмотренной задачи дают возможность, с учетом достаточно обоснованного спроса на все виды мебели, лучшим образом использовать свободные средства для предоплаты; торгово-выставочные залы, складские помещения оптовых баз, магазинов и обеспечить наибольшую для этих условий выручку от реализации продукции. Разумеется, необходимо резервировать небольшие площади торгово-выставочных залов и складских помещений для организации продажи внезапно появившихся, пользующихся спросом новинок мебели.

Планировать поставку мебели оптовой базе на срок более трех месяцев нецелесообразно, так как при падении спроса снижается запас финансовой устойчивости торговой организации. Необходимо также учитывать, что производители чутко реагируют на снижение спроса у населения на устаревшие конструкции мебели и постоянно улучшают качество, функциональные назначения, дизайн мебели. Что касается фирменных мебельных магазинов, то для них, очевидно, целесообразно планировать поставки продукции не более чем на месячный объем реализации. Оптимальное значение количества единиц отдельных видов мебели (), очевидно, целесообразно уточнять путем учета эластичности спроса по цене этой мебели за предыдущий период времени.

Сайт управляется системой uCoz