СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ДОБРОВОЛЬНОЙ ЛЕСНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ

 

Гребенюк А.Л. (ГОУВПО «БрГУ», г. Братск, РФ)

 

Requirements and principles FSC in definition on conformity of standards to social and economic conditions of introduction of voluntary wood certification in East - Siberian region are considered

 

Лесной сектор экономики рассматривает леса как источник сырья для осуществления последующих процессов производства с целью получения прибыли. Лесные ресурсы, которыми располагает Россия, позволяют обеспечить внутренние потребности в лесобумажной продукции с учетом перспектив развития глубокой переработки и значительного увеличения экспортируемой продукции с учетом потенциального спроса. Потенциал лесного сектора значительный, о чем показывает расчетная лесосека по экономически доступным лесам составляет более 500 млн. в год, а объем промежуточного лесопользования лесом составляет 140 млн. м3 в год. Однако лесной сектор экономики находится на низком уровне по объемам заготовки и переработки древесины. За последние десятилетия развитие мирового лесного сектора показывает динамику роста основных видов лесоматериалов, при этом наибольший рост составляет продукция целлюлозно-бумажной промышленности.

Лес является не только источником сырья, но и сохраняет экологическое равновесие и устойчивое развитие на регионально-национальном и глобальном уровнях. Одним из условий устойчивого развития общества является сохранение лесов, повышение их продуктивности и рационального использования. Актуальность проблемы устойчивого развития обусловлена объективной необходимостью постоянного повышения уровня социально-экономического развития регионов, которые должны опираться на базовые отрасли. В условиях Восточной Сибири базовой отраслью служит лесной сектор экономики.  Как известно, лесные ресурсы относительно легко возобновляемы,  и их многоцелевое назначение позволяет получать разнообразные продукты, тем самым обеспечивая дополнительную прибыль. Опираясь на лесной сектор экономики, можно подключить те механизмы решения проблем социально-экономического развития региона, которые позволят обеспечить баланс экологический, социальный и экономический в рамках устойчивого управления. В рамках решения проблемы устойчивого развития региона предметом исследования  является внедрение добровольной лесной сертификации на предприятия региона. Связано это с разделением рынка и утверждением различных систем сертификаций в западноевропейских странах. Отсутствие сертификата соответствия экологическим требованиям может означать на сегодняшнем международном рынке снижение цены за предлагаемую продукцию на 20-30% или полную потерю рынка. Игнорирование этого требования уже приводит российскую экономику к значительным потерям в экспорте древесной продукции. Сертификация ставит своей целью не получение прибыли, а выполнение тех минимальных требований, которые заложены в принципах ее реализации. Отсюда экономический аспект не является доминирующим среди остальных, но при этом является тем инструментом, с помощью которого возможно создавать условия и выполнять задачи, которые заложены в устойчивом управлении лесного сектора.

Хотя экономический аспект не является доминирующим, но процесс сертификации довольно дорогостоящий и включает в себя несколько этапов проведения с соответствующим отвлечением средств. Первый этап - это предварительная сертификация  лесного хозяйства и предприятия, претендующего на получение сертификата соответствия, а также устранение тех выявленных недостатков, которые возникли в ходе предварительной проверки. Второй этап - прохождение основной сертификации, при этом может возникнуть два вероятных случая: это получение сертификата и второй случай - возникновение новых замечаний, которые необходимо будет устранять. Третий этап - это так называемое удержание сертификата, т.е. постоянное осуществления тех требований, которые заложены в принципах сертификации, и выполнение эколого-социальных стратегических планов, которые разработаны на предприятии. Сертификат выдается на пять лет, но с обязательным прохождением сокращенной проверки раз в год и с выборочной проверкой в любое время таким образом, сертификат легче получить, чем удержать. При выборе системы сертификации необходимо в первую очередь произвести экономическую экспертизу эффективности внедрения комплекса мероприятий по сертификации и оценку влияния сертификации на стоимость конечной продукции. Лесные сертификации или сертификации лесоуправления, лесопользования во многих странах существуют уже довольно давно, а в лесном секторе РФ она только появилась в последние годы. По прогнозам специалистов в ближайший период лесной сертификацией будет охвачено до 15% мирового экспорта лесоматериалов, и этому способствуют экологически направленные рынки, на которых созданы крупные группы потребителей, которые и платят только за сертифицированную лесную продукцию, отвечающую устойчивому лесопользованию.

В мире существуют национальные и международные сертификационные системы, которые сертифицируют и маркируют продукцию лесного комплекса с цепочкой от заготовителя до потребителя.

Рассматривая экологически ориентированные рынки и их требования к сертификатам соответствия, выделяют наиболее развитые и конкурирующие между собой системы: ISO (Система международных стандартов); PEFC (Pan-European Forest Certification, Паневропейская лесная сертификация); FSC (Forest Stewardship Council, Сертификация по системе Лесного попечительского совета). При этом Европейские рынки неоднозначно относятся к этим системам, в одних государствах Европы преобладает  сертификация по схеме FSC (пример Швеция), в других прослеживается ориентация к сертификации PEFC (пример Франция), в некоторых хорошо уживаются разные международные и национальные сертификационные системы (примером может служить Германия).

При внедрении добровольной сертификации на предприятиях лесной отрасли на базе международного опыта сформулированы основные проблемы проведения сертификации в России: отсутствие экологической политики; экономически необоснованное определение расчетной лесосеки; применение нерациональных схем технологии лесозаготовок; отсутствие нормальных социальных условий для работников лесных предприятий; отсутствие учета урегулированных отношений с местным населением, включая коренные народы и ряд других.

Аудиторский анализ для сертификационных систем предприятия до конца не разработан, но существующие направления стратегического плана в нем присутствуют. Требуется создание планов по экологическим и социальным вопросам с обсуждением и корректировкой всех заинтересованных сторон, опубликование этих планов и результатов хозяйственной деятельности, подтверждающих выполнение данных мероприятий с финансовой стороны. Согласно требованиям и принципам ЛПС в определении на соответствие стандартов для социальной сферы выступает Международная организация труда (МОТ) и в частности конвенция Международной Организации Труда (МОТ): МОТ №29 конвенция о принудительном или обязательном труде, конвенция об условиях труда на плантациях (МОТ№110), конвенция о дискриминации в области труда и занятий (МОТ№111), конвенция о минимальном возрасте для приема на работу (МОТ№138), конвенция об упразднении принудительного труда (МОТ№105), конвенция о свободе объединений и защите права объединяться в профсоюзы (МОТ№87), конвенция о применении принципов права на объединение в профсоюзы и на ведение коллективных переговоров (МОТ№98). Данные конвенции, имеют международное признание и широко применяются. В них закреплены минимальные стандарты для работников. Кроме того, данное положение основывается и на других Конвенциях МОТ, которые  либо вообще не отражены в критериях FSC, либо отражены лишь частично, но, тем не менее, представляют собой важную базу для изучения трудовых отношений. Изучаемая социальная сфера  является хотя и важной, но, тем не менее, только частью системы сертификации по критериям FSC, которая, кроме того, включает в себя также экологические и экономические аспекты. Представляемый раздел МОТ концентрирует свое внимание в основном на социальной сфере, но экологические и экономические аспекты рассматриваются в совокупности. В данном случае речь идет о том, чтобы дать анализ производственной ситуации  на лесозаготовительных предприятиях и лесных хозяйствах относительно возможности сертификации FSC  и  представить, по возможности, полную картину социальных условий на предприятиях и пути улучшения этих условий. Российская федерация в 1999 году ратифицировала основополагающие вышеперечисленные Конвенции МОТ, в результате чего принцип 4 ЛПС не входит в противоположность с законодательством РФ. Критерии  FSC и Конвенции МОТ представляют собой международно-признанный и сопоставимый стандарт,  возможность применения которого в условиях лесозаготовительных предприятий и лесного хозяйства Иркутской области может быть проверена этой работой. Основной принцип, которого придерживается МОТ, в системе FSC представлены тремя важными группами интересов (хозяйственными, экологическими и социальными), которые на равных правах принимают участие в выработке критериев и стандартов сертификации. Это позволит выявить взаимосвязи между социальными стандартами, определяемыми на договорной основе, и  производственной реальностью, а также способствовать распространению знаний и требований ЛПС в фактической ситуации социальной сферы в  лесозаготовительных предприятиях и лесных хозяйствах регионов. Открытость информации и контроль на базе мониторинга позволит обеспечить социальную стабильность и бесконфликтность деятельности предприятий в лесном секторе экономики.

Внедрение добровольной сертификации и при получении сертификата позволяет предприятию увеличить объем реализации (примерно в 2 раза) за счет расширения рынков сбыта; получаешь дополнительную прибыль за счет ценовой политики, повысить конкурентоспособность продукции, улучшить финансовое положение предприятия, его имидж и престиж государства. Стоимость сертификации предприятия или лесхоза, площадью около 250 тыс. гектаров, составляет около 25000 евро для предварительной и основной оценки, что увеличивает стоимость конечной продукции поставляемой на рынок.  По состоянию на май 2003 года в России сертифицировано 1371 тыс. га леса.

Из всего выше сказанного следуют следующие выводы внедрение сертификации на предприятиях связано с дополнительными затратами на проведение, аудит и ежегодный мониторинг на всех этапах проведения и затраты на соответствие принципам и критериям, что значительно повысит стоимость конечной продукции. В результате этого возникает необходимость изучения влияния сертификации на конечный продукт в условиях Восточносибирского региона чтобы выявить возможности предприятий на предмет эффективности внедрения добровольной сертификации и конечной стоимости выпускаемой продукции.

 

Сайт управляется системой uCoz