ПРИНЯТИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ РЫНОЧНОЙ СИТУАЦИИ

 

Данилов А.Д., Кривотулова М.А. (ВГЛТА, г. Воронеж, РФ)

 

Before the industrial enterprise there is a problem of simultaneous release on a line of the commodity markets. How to distribute manufacture in all markets and to receive the most guaranteed profit, at presence of unguided factors, we shall take advantage Gurvits of criterion. The criterion represents a combination of a principle of guaranteed result and a principle.

 

Зачастую, перед промышленным предприятием ставится задача одновременного выхода на ряд товарных рынков. Ответить на вопрос: какой рынок более предпочтителен или как распределить продукцию по всем рынкам и получить наиболее гарантированную прибыль, при наличии ряда неизвестных заранее и неуправляемых факторов оказывается весьма сложно.

Рассмотрим ситуацию, сложившуюся в одной из мебельных компаний г. Воронежа.

Воспользуемся критерием Гурвица [1]. Данный критерий представляет собой комбинацию принципа гарантированного результата и принципа оптимизма и имеет следующий вид:

.

Здесь используются две гипотезы: первая – фирма находится с вероятностью a в самом невыгодном состоянии и вторая – фирма находится с вероятностью (1-a) в самом выгодном состоянии.

Сведем ожидаемые результаты в таблицу 1.

 

Таблица 1 – Ожидаемые значения прибыли для трех товарных рынков, тыс. руб.

Возможные
новые рынки

Экономическая обстановка

стабильная

стабильная

нестабильная

нестабильная

Степень конкуренции

слабая, Z1

сильная, Z2

слабая, Z3

сильная, Z4

Москва, А1

530

460

240

220

Новосибирск, А2

490

390

300

270

С-Петербург, А3

575

420

260

190

 

Пусть весовой коэффициент, характеризующий степень важности соответствующей альтернативы, равен 0,7. Тогда получим:

, i=1, 2, 3.

Подставив в последнее выражение значения таблицы 1, имеем:

;

;

.

Отсюда

, для i = 2.

Таким образом, оптимальный по принципу Гурвица при коэффициенте a = 0,7 будет альтернатива А2. Если же весовой коэффициент равен 0,2, то решение изменится следующим образом:

;

;

;

, для i = 3.

Оптимальной стратегией в этом случае будет работа фирмы на рынке А3.

Наконец, если положить a = 0,5, то получим следующее решение:

;         ;

, для i = 3.

И в этом случае оптимальной стратегией будет работа на рынке А3.

В случае если фирма желает работать на трех рынках, то можно принять следующее решение по распределению долей продукции между рынками, применив формулу:

,

где       – доля товара, реализуемого на рынке Ai.

Рассмотрим все три рынка при a = 0,5 и получим:

 – доля рынка A1;

 – доля рынка A2;

 – доля рынка A3.

Однако представляется более рациональным распределить товар между рынками Новосибирска и Санкт-Петербурга, так как первый выбран согласно принципа гарантированного результата, а второй – согласно принципа оптимизма, при чем применение весового коэффициента в принципе Гурвица приводит к тем же альтернативам.

Поэтому для двух рынков и a = 0,5, получим:

 – доля рынка A2;

 – доля рынка A3.

Таким образом, здесь мы имеем пропорциональное распределение рисков.


 

Рисунок 1 – Распределение продукции по рынкам: а) при минимальном риске; б) при пропорциональном распределении рисков

 

Библиографический список

1. Данилов, А.Д. Системные связи и закономерности функционирования маркетинга промышленных предприятий [Текст]/ А.Д. Данилов. – М.: Рос. экон. акад. им. Г.В. Плеханова, 2003. – 243 с.

Сайт управляется системой uCoz