ОБ ЭКОЛОГИЧНОСТИ МИКРОАВТОБУСОВ
Быков В.Ф. (БГИТА, г. Брянск, РФ)
In clause results of researches of minibuses on ecological conditions are resulted.
В современных условиях экологические проблемы эксплуатации автотранспорта принимают особое социальное значение, так как оказывают воздействие на здоровье и жизнь человека.
Отработавшие газы двигателей содержат около 200 компонентов. Период их существования длится от нескольких минут до 4-5 лет. Оксид углерода (СО) обладает отравляющим воздействием. При больших дозах угарного газа (свыше 1%) наступает потеря сознания и смерть. Для человеческого организма оксиды азота еще более вредны, чем угарный газ. При высоких концентрациях оксида азота (0,004 и 0,008%) возникают астматические проявления и отек легких, сердечная слабость и нервные расстройства. Из-за неполного сгорания топлива в двигателе образуются углеводороды СхНу, которые обладают токсичностью и канцерогенным действием (бензапирен С20Н12) и стимулируют образование злокачественных опухолей [1, 2].
Особенности российской экономики задачи по перевозке пассажиров общественным транспортом переложили на индивидуальных предпринимателей, использующих для этих целей микроавтобусы модели «Газель», имеющих рабочий объем цилиндров двигателя 2,445 л, расход топлива 17 л / 100 км, пассажировместимость 8 человек, среднесуточный пробег – 300 км.
Специалистами БГИТА проведены наблюдения за режимами эксплуатации маршрутных такси. Установлено, что на движение с постоянной скоростью затрачивается 15, на разгоны 35, на холостую работу двигателя 20, на замедление перед остановками 30% рабочего времени.
Своеобразие рельефа г. Брянска сделало самым пассажиронапряженным проспект Ленина. Просчитано, что в часы «пик» в двух направлениях проходит 190-225 микроавтобусов, не считая других видов транспортных средств.
Состав и количество отработавших газов зависят от модели и возраста автомобилей, уровня технического состояния и пассажировместимости, интенсивности движения и состояния дорог, качества топливо-смазочных материалов и квалификации водителя и т.д.
Существует несколько расчетных методов выбросов вредностей с отработавшими газами: по расходу топлива, по выполненной транспортной работе и по пробегу автомобиля. Экспериментально измерить выделяющиеся с отработавшими газами вредности трудно и сложно из-за различия режимов движения и отсутствия измерительных приборов.
Используя удельные выбросы примесей на 1 км пробега, количество загрязнителей определялось по следующему соотношению [3]:
m
где mi пр – пробеговый выброс i-го загрязняющего вещества подвижным
составом (из таблицы для бензиновых двигателей: СО - 52,6, СН – 4,7,
NO2 – 5,1 г/км);
Lгод – годовой пробег автомобиля, км;
Lгод = lcc × Дрг Асп, км
где lcc – среднесуточный пробег автобуса (300 км);
Дрг – дни работы в году (305 дн);
Асп – списочное количество автобусов, ед.;
кгор - коэффициент, учитывающий изменение выбросов загрязняющих
веществ при движении по городу [3] соответственно составляет:
СО - 0,89, СН – 0,85, NO2 – 0,79;
ктс - коэффициент, учитывающий влияние технического состояния автомобиля на массовый выброс i-го загрязняющего вещества [3] соответственно составляет для карбюраторных двигателей: СО - 2,0,
СН – 1,83, NO2 – 1,0.
После подстановки значений исходных данных получим: mi СО – 93,6;
СН – 7,3; NO2 – 40 т.
Выводы
1. Определены режимы движения микроавтобусов, показывающие высокие затраты времени на разгоны и замедления (30%), что повышает выбросы загрязняющих веществ.
2. Расчетным методом определены массовые выбросы загрязняющих веществ одним микроавтобусом в течение года.
3. Проспект Ленина имеет высокую интенсивность движения микроавтобусов (до 225 единиц в часы «пик»).
Литература