ОБ ЭКОЛОГИЧНОСТИ МИКРОАВТОБУСОВ

 

Быков В.Ф. (БГИТА, г. Брянск, РФ)

 

In clause results of researches of minibuses on ecological conditions are resulted.

 

В современных условиях экологические проблемы эксплуатации автотранспорта принимают особое социальное значение, так как оказывают воздействие на здоровье и жизнь человека.

Отработавшие газы двигателей содержат около 200 компонентов. Период их существования длится от нескольких минут до 4-5 лет. Оксид углерода (СО) обладает отравляющим воздействием. При больших дозах угарного газа (свыше 1%) наступает потеря сознания и смерть. Для человеческого организма оксиды азота еще более вредны, чем угарный газ. При  высоких концентрациях оксида азота (0,004 и 0,008%) возникают астматические проявления и отек легких, сердечная слабость и нервные расстройства. Из-за неполного сгорания топлива в двигателе образуются углеводороды СхНу, которые обладают токсичностью и канцерогенным действием (бензапирен С20Н12) и стимулируют образование злокачественных опухолей [1, 2].

Особенности российской экономики задачи по перевозке пассажиров общественным транспортом переложили на индивидуальных предпринимателей, использующих для этих целей микроавтобусы модели «Газель», имеющих рабочий объем цилиндров двигателя 2,445 л, расход топлива 17 л / 100 км, пассажировместимость 8 человек, среднесуточный пробег – 300 км.

Специалистами БГИТА проведены наблюдения за режимами эксплуатации маршрутных такси. Установлено, что на движение с постоянной скоростью затрачивается 15, на разгоны 35,  на холостую работу двигателя 20, на замедление перед остановками 30% рабочего времени.

Своеобразие рельефа г. Брянска сделало самым пассажиронапряженным проспект Ленина. Просчитано, что в часы «пик» в двух направлениях проходит 190-225 микроавтобусов, не считая других видов транспортных средств.

Состав и количество отработавших газов зависят от модели и возраста автомобилей, уровня технического состояния и пассажировместимости, интенсивности движения и состояния дорог, качества топливо-смазочных материалов и квалификации водителя и т.д.

 Существует несколько расчетных методов выбросов вредностей с отработавшими газами: по расходу топлива, по выполненной транспортной работе и по пробегу автомобиля. Экспериментально измерить выделяющиеся с отработавшими газами вредности трудно и сложно из-за различия режимов движения и отсутствия измерительных приборов.

Используя удельные выбросы примесей на 1 км пробега, количество загрязнителей определялось по следующему соотношению [3]:

  m

 

где     mi  пр  – пробеговый выброс i-го загрязняющего вещества подвижным

                составом (из таблицы для бензиновых двигателей: СО - 52,6, СН – 4,7,

                 NO2 – 5,1 г/км);    

          Lгод – годовой пробег автомобиля, км;

Lгод = lcc × Дрг Асп, км

где     lcc   – среднесуточный пробег автобуса (300 км);

          Дрг  – дни работы в году (305 дн);

         Асп  –  списочное количество автобусов, ед.;

         кгор  - коэффициент, учитывающий изменение выбросов загрязняющих

                    веществ при движении по городу [3] соответственно составляет:

                    СО - 0,89, СН – 0,85, NO2 – 0,79;

         ктс  -  коэффициент, учитывающий влияние технического состояния автомобиля на массовый выброс i-го загрязняющего вещества [3] соответственно составляет для карбюраторных двигателей:  СО - 2,0,

                  СН – 1,83, NO2 – 1,0.

После подстановки значений исходных данных получим: mi СО – 93,6;

СН – 7,3; NO2 – 40 т.

 

Выводы

1.                     Определены режимы движения микроавтобусов, показывающие высокие затраты времени на разгоны и замедления (30%), что повышает выбросы загрязняющих веществ.

2.                     Расчетным методом определены массовые выбросы загрязняющих веществ одним микроавтобусом в течение года.

3.                     Проспект Ленина имеет высокую интенсивность движения микроавтобусов (до 225 единиц в часы «пик»).

 

Литература

  1. Малов Р.В. и др. Автомобильный транспорт и защита окружающей среды. – М.: Транспорт, 1982. – 200 с.
  2. Павлова Е.И., Буралев Ю.В. Экология транспорта: Учеб. для вузов. – М.: Транспорт, 1998. – 232 с.
  3. Методика определения массы выбросов  загрязняющих веществ автотранспортными средствами в атмосферный воздух. – М.: НИИАТ, 1993. – 32 с.
Сайт управляется системой uCoz