НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

 

Берестов В.Л., Воронова А.М. (БГИТА, г.Брянск, РФ)

 

 

Существующая система управления лесным хозяйством  и финансовое обеспечение  отрасли требуют в настоящее время определенных корректировок. Это обусловлено следующими причинами:

1. Структура управления лесным хозяйством с 2002 года практически не изменялась.

 Лесхозы, как низшее звено системы управления, соединяют выполнение хозяйственных и государственных функций.

2.          Система финансирования лесного хозяйства ведется по остаточному принципу, что на практике означает удовлетворение финансовыми ресурсами в первую очередь таких отраслей бюджетной сферы, как здравоохранение, образование и т.п.

Получение лесного дохода осуществляется через систему платежей за пользование лесным фондом. Основной объем поступлений обеспечивается за счет продажи древесины на корню. Ставки лесных податей устанавливаются органами государственной власти РФ, но не могут быть ниже минимальных ставок, установленных Правительством РФ.

  С 2003 года сумма минимальных ставок поступает в бюджеты субъектов РФ, платежи сверх минимальных ставок, плата за другие виды лесопользования, за перевод лесных земель в нелесные, за изъятие земель лесного фонда – распределяются между бюджетами  РФ и субъектов РФ в отношении 50 на 50.

Средства, поступающие в бюджеты различных уровней и на счета лесхозов за пользование лесным фондом, не обеспечивают финансирование расходов на ведение лесного хозяйства.

  Следовательно, лесхозы вынуждены увеличивать  объемы рубок промежуточного пользования и другие виды хозяйственной деятельности. При этом организация этого вида пользования лесом является неэффективной, нерыночной, поскольку отсутствует сопоставление доходов и расходов в традиционно существующих формах, амортизация и накладные расходы не учитываются. Продукция, получаемая лесхозами от рубок ухода, в виде круглых лесоматериалов, реализуется по низким ценам. Также невозможно установить в каком объеме коммерческая деятельность лесхозов покрывают  лесохозяйственные работы.

  Все это свидетельствует о том, что назрела необходимость структурных реформ государственной лесной службы, как на уровне Федерального агентства, так и на уровне лесхозов и лесничеств.

  Общие  цели таких реформ отрасли заключаются в законодательном разделении государственных и хозяйственных функций; исполнение государственных функций должно осуществляться органами государственной власти, исполнение хозяйственных – только хозяйствующими субъектами, а конкретно – сторонними организациями. В качестве сторонних организаций могут выступать лесопользователи, подрядчики, либо специально создаваемые на уровне субъектов РФ агентства по выполнению лесохозяйственных работ. Заказчиками работ должны выступать территориальные органы федерального агентства лесного хозяйства. Выполнение работ должно осуществляться на основе  договора – подряда.    

Для того, чтобы возложить ответственность за выполнение всех хозяйственных функций на лесопользователей нужны:

 -Изменения в лесном законодательстве;

 -Изменения в финансовой системе, гарантирующие возмещение затрат на лесовосстановление;

 -Введение контрактной оплаты выполнения лесохозяйственных работ.

Сайт управляется системой uCoz