ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

 

Тетуева З.М. (Конституционный Суд КБР,  г. Нальчик, КБР, РФ)

 

Regions as the intermediate element of the sphere of life  directly realize the social-economic  polities of the State, the governing of the whole country realizes through the  regions, the  state strategy finds its embodying in the regions.

 

Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (глава 1, статья 7 Конституции РФ) и при любых системных и структурных преобразованиях экономики одним из государственных приоритетов является реализация активной политики, направленной на обеспечение высоких жизненных стандартов для большинства граждан. Однако от декларации до практической реализации этого важнейшего конституционного положения российскому обществу предстоит решить ряд сложных  социально-экономических задач. В этой связи одним из приоритетов развития современного российского общества является ускоренный рост социально-экономической эффективности общественного производства – базовой основы формирования условий устойчивого  повышения уровня и качества жизни населения и ликвидации бедности.

К объективным факторам, обуславливающим состояние и особенности развития регионов России, относятся различия природно-климатических условий, природных запасов, энергетических и финансовых ресурсов, социально-экономического и экологического состояния региона в начале переходного периода, исторически сложившаяся структура производства, разделения и специализация труда, различия в системах законодательной и исполнительной власти, законодательных актах регионального уровня.

Результаты социально-экономических исследований жизнедеятельности субъектов Федерации свидетельствуют о существенных различиях в современном состоянии их социальной, производственной, макроэкономической и финансовой сфер, демографии и уровнях жизни населения, социально-культурной и информационной сфер, инфраструктуры, технологий и телекоммуникационных систем.

В настоящее время в России  научно-обоснованный системный анализ состояния и развития экономики и всех основных сфер жизнедеятельности страны, их сравнение с развитием экономки, основных сфер жизнедеятельности с  системой государственного управления других стран приобретает особую остроту и актуальность.

В многочисленных программах реформирования региональная политика рассматривается как органическая часть общей социально-экономической политики российского государства, синтезирующие все региональные составляющие. Поэтому исследования региональных социально-экономических проблем требует системного подхода к анализу всей совокупности факторов развития и региональных целевых программ, их взаимосвязей с общеэкономическими, социальными, межрегиональными и федеральными программами развития. Проблемы социально-экономического развития и практической деятельности органов государственной власти по регулированию развитием регионов должны рассматриваться взаимосвязано и системно.

Регион как хозяйственная система представляет собой часть территории, с комплексом связей и зависимостей между государственными и коммерческими организациями. Основным объектом хозяйственного регулирования в условиях перехода к рыночной экономике и многообразия форм собственности выступает субъект Федерации. Именно это звено обладает всеми признаками системы, в первую очередь свойством целостности. Каждый регион в качестве звена региональной экономики является субъектом Федерации, то есть обладает такими полномочиями в экономической, финансовой, правовой сферах, которыми не располагают звенья более низкого уровня системы территориального деления – город, район, сельский населенный пункт. Эти права предоставлены отнюдь не формально, они лишь закрепляют те особые свойства, которые приобретает  

Регионы как промежуточный элемент сферы жизнедеятельности непосредственно реализуют социально-экономическую политику государства, через регионы осуществляется управление всей страной, в регионах находит воплощение государственная стратегия.

Соответственно региональное управление выступает проводником общероссийских интересов с учетом, разумеется, специфики региона. Это не исключает особых аспектов управления. Наоборот, учет особенностей позволяет избежать жесткой централизации и бюрократизации хозяйственной жизни. Эффективность управления тем выше, чем свободнее в рамках единого экономического механизма субъект хозяйствования может распоряжаться своими ресурсами.

Будучи подсистемой народного хозяйства региональная экономика не может рассматриваться как изолированная ее часть, соответственно неправомерно возводить в абсолют экономическую самостоятельность регионов – она имеет вполне определенные границы.

Следует выделить три аспекта регионального управления: взаимоотношения региона и федерального центра; взаимоотношения региона и местного самоуправления (городов, районов и т.д.); обеспечение комплексности развития региона как единого хозяйственного механизма (собственно региональное управление).

Во взаимоотношениях между федеральным центром и регионами используется принцип разделения предметов ведения и делегирования полномочий, закрепленный рядом нормативных актов. Центр тяжести здесь все более смещается в сторону косвенных методов регулирования – таких, как денежно-кредитная и амортизационная политика, налоговая система, использование внебюджетных целевых фондов. Особое внимание уделяется методам регулирования внешнеэкономических взаимоотношений (таможенные пошлины, экспортные премии, государственное страхование экспортных кредитов от рисков и т.п.). Вместе с тем сохраняются и традиционные формы централизованного управления, что зачастую нарушает декларированные права регионов.

Проблема управления экономикой региона должна рассматриваться в рамках концепции местного самоуправления в целом. Последняя не сводится только к поиску оптимальных форм и методов взаимодействия региональных и муниципальных органов власти. Важным моментом организации самоуправления является определение функций самих территориальных органов различных уровней исходя из целей и задач развития всего региона. В соответствии с федеральным законодательством им принадлежат основные функции регулирования рыночных отношений в пределах территории, бюджетно-финансовой политики и оперативного управления хозяйством.

С экономической точки зрения управление народнохозяйственным комплексом региона не следует ограничивать лишь организацией взаимодействия видов собственности разного уровня. Главным направлением работы и критерием эффективности должно стать повышение степени удовлетворения социально-экономических потребностей проживающего на данной территории населения, на основе комплексного развития региона. Так, структура муниципального хозяйства должна быть достаточно разнообразной и включать различные хозяйственные и социальные комплексы, необходимые для всестороннего развития города, района (промышленный, строительный, аграрный, торгово-сервисный, жилищно-коммунальный, культурно-бытовой). Основой этого хозяйства, является муниципальная собственность. Но, как показывает зарубежная практика, в полной собственности муниципальных органов, а следовательно, в прямом управлении должны находиться лишь те объекты, деятельность которых не носит коммерческого характера и полностью финансируется за счет средств местных бюджетов. В современных российских условиях – это учреждения образования, здравоохранения, культуры и т.п. Все остальные звенья муниципального хозяйства могут развиваться на коммерческой или комбинированной основе.

Для обеспечения единства управления экономикой региона федеральные и региональные владельцы имущества должны в более широком масштабе делегировать региональным органам свои полномочия по управлению собственностью, в частности, организациями, образующими хозяйственный комплекс региона. Возможны и другие варианты организации управления экономикой региона как единой системой, однако все они должны предусматривать необходимый уровень координации деятельности органов, управляющих имуществом от лица собственников.

Центр тяжести в реализации социально-экономической политики сегодня сместился в регионы. Здесь решается проблема жизнеобеспечения населения, региональные органы управления несут главную ответственность перед населением и центром за положение в регионе. В этом и заключается смысл децентрализации управления – передать значительную часть прав и соответствующую долю ответственности на места, что идет в русле объективных тенденций развития самоуправления и вместе с тем предъявляет новые требования к региональной политике.

Соответственно экономическая политика региона должна предусматривать в качестве основы стратегии разработку комплекса антидепрессивных мер на всех уровнях управления. Депрессивными районами считаются территориально-производственные структуры, в которых производственно-ресурсная база перешла в фазу устойчивого спада, исключающего возникновение новых стимулов развития. При этом речь идет о компактных территориях, в пределах которых наблюдаются повышенные темпы спада производства, снижение уровня жизни и рост безработицы, а также нарастание прочих негативных явлений (демографических, экологических и т.п.).

По мере обретения регионами реальной самостоятельности (обособление хозяйственных и финансовых структур, децентрализация управления) формируется новая собственно региональная сфера интересов и ответственности. И хотя эти интересы – только часть мотивационных факторов, они являются основой жизнедеятельности, поскольку реализуются на конкретной территории в специфических для нее условиях.

Вместе с тем, проведение реформ регионального характера должно соответствовать правильно сформулированным государственным интересам, по крайней мере, не противоречить общему вектору реформирования.

Наряду с региональными интересами важнейшее критериальное значение для оценки ситуаций в регионах имеют цели их развития, воплощаемые в форме подготовленных управленческих решений и действий. Эти цели могут не совпадать в точности с региональными интересами, но необходимо обеспечить их принципиальное соответствие. Последнее выступает как база оценок и обоснований принятия решений и действий.

Для реализации задач региональной экономической политики,  по нашему мнению, необходимо обеспечить:

-  бездефицитность бюджетов большинства субъектов Федерации;

законодательное разграничение полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти, а также органами местного самоуправления по осуществлению социально-экономической политики, формированию доходных и расходных статей соответствующих бюджетов, сбору и использованию налогов и других обязательных платежей;

-  возможность определять и учитывать финансовый и налоговый потенциалы при формировании бюджета каждого конкретного региона;       сбалансированность бюджетов всех уровней;

контроль за целевым расходованием средств, выделяемых из федерального бюджета на социально-экономическое развитие регионов.

Особо следует отметить роль региональной политики в решении острых социальных проблем, требующих участия федеральных бюджетных средств. То есть,  одним из наиболее сложных вопросов остается выбор стратегии регионального экономического  развития.  Государство в этой ситуации оказывается перед необходимостью поддерживать определенную однородность территориального экономического и социального пространства, создавая при этом условия для развития всей страны.

Сайт управляется системой uCoz