НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СО СТОРОНЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ

         

Плосконосова Е.А. (КемТИПП, г.Кемерово, РФ)

 

The article deals with the necessity of regulating the Russian economics by the state. The technological factors restraining its development are given. The advantages and disadvantages of the Russian market from the point of view of its functions are considered.

 

В результате государственной экономической политики, проводимой в конце ХХ в., российская экономика оказалась в крайне неблагоприятной ситуации. В результате глубокого для мирного времени и затяжного кризиса, отечественная экономика отброшена на несколько десятилетий назад по объему производства, конкурентоспособности продукции, уровню и качеству жизни, эффективности управления. В настоящее время экономическая наука переживает новый этап. От почти полного отрицания государственного регулирования экономики (в начале 90-х гг.), в конце 90-х гг. она была вынуждена обратиться к необходимости совершенствования государственной экономической политики, к теме государственного регулирования экономики, к выработке экономической стратегии государства.

Рассматривая функции рынка, необходимо отметить, что их большая часть не реализуется в российской экономике или реализуется в искаженном виде, и лишь меньшая – отражает преимущества. Практика показала, что рынок не способен решить всех проблем общества, особенно в периоды резких циклических колебаний в экономике, когда банкротству подвергается огромное количество предприятий, в том числе и крупных, когда армия безработных ставит под угрозу национальную безопасность и даже само существование государства. Государственное регулирование экономических процессов в этих условиях является тем средством, которое способно уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризиса, способствовать её стабилизации и подъему.

В настоящей статье будут рассмотрены лишь технологические факторы (в последующих работах социальные, экологические, политические факторы), подтверждающие необходимость государственного регулирования российской экономики. Основными элементами государственной экономической политики являются государственные научно-техническая, инновационная, инвестиционная, институциональная, антимонопольная, финансовая, налоговая, региональная, внешнеэкономическая и другие виды политики. Рассмотрим технологическую составляющую государственной экономической политики. Главной задачей государственной  политики в области науки и инноваций является эффективное использование научно-технического потенциала для развития инновационной экономики. Для чего необходимо: поддержка фундаментальных исследований – основа развития науки, технологий и техники, оптимальное сочетание государственной поддержки естественных и гуманитарных научных исследований.

Главные цели государственной экономической политики в сфере промышленности – это обеспечение устойчивых высоких темпов роста промышленного производства, совершенствование его структуры и повышение эффективности. Основные меры в этой сфере должны быть направлены на повышение конкурентоспособности отечественной продукции, решение проблем, связанных с высокой степенью морального и физического износа производственного оборудования, невысокой инвестиционной и инновационной активностью в промышленности путем отбора и поддержки технологических направлений, обеспечивающих создание принципиально новых производств и рынков. Какие же технологические факторы сдерживают развитие смешанной (планово-рыночной) экономики, и какова роль государства, как главного регулятора рыночных отношений в разрешении этой проблемы (рассмотрим на примере функций рынка).

Первая функция: ценообразование и оценка результатов деятельности огромного количества производителей стоимостью произведенных ими товаров. Эта функция является непременным условием в реализации всех других функций, которые будут рассмотрены ниже. Стоимость позволяет сопоставлять индивидуальные затраты с общественно-необходимыми, сводить их к общему знаменателю – цене, вести учет и распределение результатов производства, стимулировать эффективность действий производителей, обеспечивать накопления инвестиционных источников для развития тех отраслей, которые определяют экономический и социальный прогресс общества. Именно цены в рыночном хозяйстве  выступают или вознаграждением за усилия в предпринимательстве, или наказанием за неудачный выбор, за просчет в экономических решениях. В российской экономике данная функция рынка работает неэффективно. Примером может служить зерновой рынок, который испытывает в настоящее время ценовые колебания, убыточное состояние, нерентабельность валового производства, сокращение посевных площадей, инвестиций, снижение валовых сборов урожаев, повышение цен. Это влияет и на конкурентоспособность (третья функция рынка) на мировых рынках, так как российское зерно становится слишком дорогим. Причиной такого состояния на зерновом рынке является формирование государственной политики исходя из бюджетных процессов. В результате невозможно выстроить системную политику в государстве, нацеленную на получение от земли максимального эффекта. А необходимо выстроить долгосрочную аграрную политику. Кроме этого на данном рынке не используется биотехнология, которая обеспечивает финансовую экономию себестоимости (до 20% – средний экономический эффект). Сейчас в России урожай составляет 90 млн. т., а в СССР – свыше 100 млн. (127 млн.т). Проблемы, препятствующие развитию этого рынка заключаются в нехватке техники,  вагонов – зерновозов, отсутствии или (нехватке) элеваторов, так как они строились в местах потребления, а не в местах производства. Таким образом, на данном рынке требуется оперативное государственное регулирование.

Вторая функция рынка – обеспечение восприимчивости экономики к техническому прогрессу. В рыночной конкуренции побеждает тот производитель, который производит качественные товары и продает их по низким ценам. Чтобы в условиях низких цен получить высокую прибыль, производитель должен постоянно заботиться о внедрении в процессе производства  научно-технических новинок и на этой основе добиваться снижения индивидуальных затрат ниже общественно-необходимых. Данная функция рынка работает не во всех отраслях экономики, в некоторых существует необходимость в государственном регулировании. Например в молочной отрасли в последние годы производится достаточно широкий ассортимент новой продукции, но свободный порядок установления торговых надбавок в организациях и предприятиях торговли  приводит к завышению на 30-60% розничных цен на молочную продукцию. Поэтому необходимо государственное регулирование торговых наценок в сторону снижения до 10-15% с целью повышения покупательской способности основной массы населения. Причинами такого состояния в данной отрасли является необоснованное завышение цен на производственные ресурсы, снижение сырьевых ресурсов из-за необеспеченности животноводства доброкачественными кормами, отсталость технического парка молочной промышленности, вера в саморегулирующийся  механизм рынка и свободных цен. Таким образом, рыночная экономика работает не на перспективу, а на сиюминутную выгоду.

Третья и наиболее значимая функция рынка- формирование конкурентной среды и воздействие на экономические интересы субъектов хозяйствования. Рынок в условиях конкуренции освобождается от дефицитов, наполняется разнообразной массой товаров и услуг. Конкуренция заставляет искать возможности экономического роста и способы наиболее эффективного использования ресурсов.  В российской экономике эта функция рынка показала положительные результаты во многих отраслях пищевой промышленности, однако в других – она имеет существенные недоработки.  Например, в электроэнергетике реформирование ОАО"РАО ЕЭС России" предполагает формирование конкурентного рынка электроэнергии (теплоэнергии). С 1997 г. правительство пытается сформировать конкурентную среду в тех сегментах электроэнергетики, которые не относятся к сфере естественных монополий. Кроме того,  в теплоснабжении невозможна конкуренция, так как она предполагает наличие избыточных мощностей, то есть неполную загрузку теплоисточников. Недогрузка ТЭЦ и котельных приводит к росту себестоимости, то есть особенности теплоснабжения таковы, что не позволяют его подчинить рыночным механизмам. Экономическая система, возникшая в ходе реформ приближается к порогу- исчерпанию запаса прочности, унаследованных от советского союза больших технических систем- технологической базы промышленности и с/х, энергетики и армии, теплоснабжения и пр. Поэтому государство должно усилить свою регулирующую роль в решении рассмотренных  проблем, так как от эффективности их решения напрямую будет зависеть развитие экономики нашей страны в будущем.

Сайт управляется системой uCoz