ПРОБЛЕМЫ  ИНФРАСТРУКТУРЫ  ФОНДОВОГО  РЫНКА

 

Паничкина И.Н. (ОГИЭТ, г. Орел, РФ)

 

This article  written by Irina Panichkina is devoted to the problems of a structure of a fund market;  such as:  investment banking: realities and perspectives; civilized bankruptcy as a factor of strengthening and  development of a fund market

 

С момента начала финансового кризиса 1997-1998 гг. про­шло уже много времени, чтобы у основных участников отечест­венного фондового рынка возникло хотя бы примерное понима­ние возможных сценариев дальнейшего развития рынка ценных бумаг. Тем не менее, при анализе основных рыночных тенденций в 2000-2002 гг. создается впечатление, что основные участники рынка ценных бумаг никак не могут определиться с тем, как в дальнейшем будут развиваться основные рыночные процессы, определяющие глобальную динамику развития отечественного фондового рынка. Главным предметом анализа становится, как правило, описание нескольких общеизвестных и относительно крупных сделок, в основном связанных с приобретением новых или реструктуризацией прежних активов, принадлежавшим бывшим финансово-промышленным (олигархическим) струк­турам. Между тем, из поля зрения каким-то образом выпал набирающий силу про­цесс успешного развития компаний, развивающих комплекс услуг "" - процесс, опирающийся в первую очередь на специфику развития российской экономики в дан­ный период времени.

В условиях измен­чивого российского налогового законодательства, большое количество предприятий среднего уровня, большей частью работают в так называемой долговой среде с относительно небольшой примесью классических денежных от­ношений, доля которой в последнее время растет, но не является определяющей. Большинству вышеозначенных предприятий требуется полный пакет предложений "investment banking" в российском варианте, а именно управление долговыми обязательст­вами всех видов, антикризисное и арбитражное управление и классические финансовые и фондовые услуги.

Переходная экономика неизбежно вступает в период, когда накопленный капитал позволяет преодолеть с точки зрения ры­ночной реструктуризации негативные последствия первичного раздела государственной собственности. Российский частный бизнес уже не ограничивается финансовыми спекуляциями и сверхдоходами от экспорта природных ресурсов. В отсутствие последовательной и определенной на перспективу государствен­ной промышленной политики он начинает действовать сам, ста­вя под свой контроль не только отдельные предприятия, но и це­лые отрасли. В России крупный бизнес сформировался быстрее, чем многие другие рыночные институты, так как опирался на чрезмерно концентрированные структуры советской экономики. Поэтому все необходимое для своего развития и расширения ры­ночной экспансии большой бизнес создает самостоятельно, не дожидаясь, пока требуемые условия возникнут естественным путем.

Неудивительно, что в России получили распространение ди­кие методы передела собственности и силовой реализации прав собственности. Из-за несовершенства и противоречивости зако­нодательства можно безнаказанно нарушать практически любые нормы ведения бизнеса1. Наиболее типичными нарушениями в сфере корпоративных финансов и управления, вольно или не­вольно допускаемыми компаниями, являются: незаконные, не от­вечающие уставу компании дополнительные эмиссии акций; от­сутствие регистрации эмиссии в органе по управлению рынком ценных бумаг; сделки с акциями, не подтвержденные разрешени­ем антимонопольного органа; сделки, не согласованные с собра­нием акционеров; нелегитимное избрание советов директоров и генеральных директоров; незаконное самостоятельное ведение реестра. В России именно недостатки законодательства и отсут­ствие контроля со стороны государства и общества дали возмож­ность новым олигархам так стремительно и агрессивно скупать целые отрасли промышленности и создавать финансово-про­мышленные империи, формируя новых монополистов.

В ходе переделов собственности российскими компаниями возникло множество методов ее отъема и захвата, дележа, пере­уступок, обменов, перекрестного владения, блокирования собст­венников друг с другом и с государством. В конечном счете, эти методы позволяют не только присутствовать на рынках, но и реализовывать более крупные стратегические замыслы - инвести­ционные проекты с привлечением иностранных капиталов и с участием государства. Видимо, можно ожидать, что стабилиза­ция структур собственности в российских компаниях в форме стратегического владения одним или группой инвесторов послу­жит импульсом к росту рыночной капитализации в реальном секторе экономики.

Уже несколько лет подряд реструктуризация - один из самых распространенных терминов, как в деловых кругах, так и среди государственных чиновников. Практика реструктуризационных проектов показывает, что процесс реорганизации неизбежно затрагивает сферу жизненных интересов ряда групп, связанных с предприятием. Если цели и ме­тоды реструктуризации нарушают эти интересы, то противодей­ствие последних ведет к саботажу и провалу реструктуризации. В числе этих групп могут оказаться собственники предприятия, вы­сший менеджмент предприятия, профсоюзы работников пред­приятия, региональная администрация. Казалось бы, собственники предприятия должны быть глав­ными ревнителями благополучия предприятия. Однако на прак­тике все происходит иначе. Зачастую собственниками АО могут оказаться банки и финансовые группы. Они обычно используют предприятие как источник денежных средств для подпитки своих финансовых опе­раций. И реструктуризация в этом случае сводится лишь к цент­рализации финансовых потоков предприятия под строгим конт­ролем банка и его представителей на предприятии.

Получается, что интересы групп собственников противоре­чат долгосрочным интересам предприятия, которые призвана обеспечивать реструктуризация. Поэтому, основная причина не­которых неудач реструктуризационных проектов заключается в отсутствии реальной опоры среди большинства заинтересован­ных групп.

Иногда бывает так, что эти группы могут согласовы­вать свои интересы между собой. Но все компромиссы между ни­ми происходят только за счет самого предприятия, которое не рассматривается ими как носитель своих собственных интересов. Кроме того, препятствием на пути реструктуризации выступает и существующая нормативно-законодательная база. Таким образом, реорганизация и реструктуризация являются весьма трудоемкой и длительной процедурой, и не все перечис­ленные цели и задачи могут быть практически реализованы.

Финансовая ситуация, сложившаяся в России после кризиса 1998 г., ускорила процесс слияний и поглощений в тех секторах экономики, которые уже были подготовлены к этому в предкри­зисный период. Это в первую очередь пищевая, фармацевтиче­ская промышленность, черная, цветная металлургия, сотовая связь, банковская сфера.

К основным характеристикам этого процесса можно отнести, во-первых, активизацию этих процессов в тех отраслях, где поглощения не требуют значительной концентрации финансовых ресурсов. Во-вторых, большую подверженность поглощению тех компаний, которые сравнительно дешевы и могут повысить не­зависимость покупателя от внешней среды. В-третьих, сохраняю­щуюся оппозицию региональных властей в тех случаях, когда "поглотитель" не связан с местной региональной элитой.

Итак, в России начался процесс расширения бизнеса про­мышленных компаний, что вызвало оживление на рынке кор­поративных слияний и поглощений. Взаимопроникновение различных видов бизнеса обусловлено двумя причинами: необ­ходимостью сокращения издержек за счет рационализации производственной кооперации и потребностью в активной ры­ночной экспансии в условиях, когда многие компании уточня­ют и расширяют свое рыночное позиционирование. При этом нередко интересы как захватчиков, так и поглощаемых хоро­шо согласуются.

Обобщенно можно выделить три основные цели реструкту­ризации. Каждая из них является автономной. Однако на практи­ке процедура реструктуризации может быть направлена как на достижение одной, так и сразу нескольких целей.

Первая - обособление части активов имущественного комп­лекса коммерческой организации для создания на ее базе нового хозяйствующего субъекта, не обремененного долгами реоргани­зуемой организации.

Вторая - разрешение конфликта интересов участников акци­онерного общества.

Третья - разрешение конфликта интересов между обособ­ленными подразделениями АО, а также между обособленными подразделениями и аппаратом управления  АО.

Следует подчеркнуть, что одной из главных особенностей развития российской экономики в настоящее время является су­щественное ускорение процессов, связанных с перераспределе­нием собственности. Не останавливаясь на причинах, приведших к необходимости столь значительного изменения взаимоотноше­ний хозяйствующих субъектов всех форм собственности, можно лишь отметить, что одной из немногих процедур, позволяющих формализовать процессы смены неэффективных собственников и менеджеров, является институт банкротства. По-видимому, в связи с заметным уменьшением интенсивности приватизацион­ных процессов только лишь различные процедуры антикризис­ного управления могут обеспечить в ближайшее время основной поток предложений для инвестиционной деятельности. В этом смысле развитие рынка банкротств является объективной необ­ходимостью, обеспечивающей нормальное функционирование экономической системы.

Как уже отмечалось ранее, банкротство - это не уничтоже­ние неэффективного предприятия и не способ хозяйствования при замороженных обязательствах по выплате долгов, в том числе налоговых, а один из мощных правовых инструментов для ре­шения проблем радикального сокращения влияния внеэкономи­ческих мотивов на действие всех объектов бизнеса, равноправия акционеров, владельцев предприятий, должников, кредиторов включая государство. Поэтому наличие профессиональных игро­ков на рынке перераспределения собственности, использующих весь арсенал методов антикризисного управления, хорошо заре­комендовавших себя в российской практике, является важным ресурсом по оздоровлению экономики.

Таким образом, отечественный финансовый рынок и его важнейший сегмент - фондовый рынок вполне могут удов­летворить возрастающие потребности в инвестициях. Если это так, то это служит весомым аргументом в пользу стратегии вы­соких (в два-три раза выше существующих) темпов роста ВВП в настоящее время и на ближайшие годы. Стратегия же постепен­ного повышения темпов от низких к более высоким объективно замораживает структурную перестройку и консервирует сырье­вую направленность российской экономики. Основные отечественные инвесторы (государство, предприятия и нефинансовые организа­ции, население) уже сейчас располагают такими потенциальны­ми инвестиционными ресурсами, которые вполне могут обеспе­чить потребности финансового и фондового рынков в притоке инвестиций, показать необоснованность ожиданий зарубежных инвестиций, которые якобы только и могут свершить структурную перестройку российской экономики. Они могут составить в лучшем случае 10-15% от общего объема инвестиций, а с учетом возврата российских капиталов - еще меньше.

Успешное развитие фондового рынка не может происходить стихийно. Тре­буется очень тонкое и предельно осторожное государственное регулирование сложнейшего механизма фондового рынка и строжайший контроль за деятельностью профессиональных уча­стников рынка и эмитентов. В решении этой задачи государству огромную помощь и поддержку могут оказать саморегулируе­мые организации участников рынка.

 

Литература

1 Радыгин А. Внешние механизмы корпоративного управления и их особенно­сти в России//Вопр. экономики, 1999.- № 8. -С 84-85.

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz