ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ С ПОМОЩЬЮ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

 

Лобанова А.В. (БГИТА, г.Брянск, РФ)

 

The improving of the  international activity of the forest industry enterprises with the help of the geographical informational systems is represented in the given paper.

 

Информация играет все более важную роль в международном бизнесе.

Для успешной деятельности на иностранных рынках лесопромышленным предприятиям необходима детальная  и точная информация о  спросе, предпочтениях на продукцию деревообработки, принятых государственных стандартах,  о требованиях к качеству, о конкурентах, об условиях регулирования и налогообложения, о способах транспортировки товара в конкретном регионе страны-импортера.  Данная информация объединяет в себе маркетинговый и географический аспекты, т.е. должна представлять собой экономическую информацию с привязкой к конкретному региону. Необходимо учитывать  то, что каждый отдельный регион имеет свою специфику. Одна и та же стратегия в двух различных территориальных уголках может привести к совершенно противоположным результатам. Поэтому для повышения эффективности внешнеэкономической деятельности лесопромышленных предприятий необходима специальная информационная система, которая объединит в себе отраслевую бизнес-информацию с возможностью ее географического анализа.

Данным требованиям отвечает технология географических информационных систем, или коротко ГИС.

Геоинформационные системы - многофункциональные средства анализа сведенных воедино табличных, текстовых и картографических бизнес-данных, демографической, статистической, земельной, муниципальной, адресной и другой информации.

С помощью ГИС можно узнать, точные адреса потенциальных клиентов, каковы их требования и финансовые возможности; определить расположение магазинов - ваших и ваших конкурентов; узнать, как точнее направить маркетинговую активность и как получить от нее наибольшую отдачу, как оптимизировать области продаж и смоделировать последствия принимаемых решений; определить кратчайший маршрут доставки груза к нужному месту.

На подобные вопросы ГИС отвечает с большей эффективностью и определенностью, чем любые другие информационные технологии, интегрируя широкий набор данных, хранящихся в электронных таблицах и других видах документов, в одном удобном и легком для понимания формате - карте. С помощью ГИС можно получить наиболее наглядное представление об этих данных. Пользователь может выделить наиболее интересные для него данные, меняя значки соответствующих символов, их цвет и их значения в таблицах баз данных. Можно создать и поместить на карту или рядом с ней поясняющие диаграммы, графики, таблицы, чертежи и снимки. Можно совместно отобразить разные типы данных в одном географическом пространстве, либо выделить из базы данных и отобразить на карте данные, связанные с конкретной тематической задачей. И, наконец, отобразив нужные данные на карте или нескольких картах, провести их полноценный анализ. ГИС позволяет создавать и изменять карты "на лету", моментально переходить от объекта или слоя карты к соответствующей строке или таблице базы данных и из записи в базе данных к связанному с ней объекту на карте.

С ГИС можно достичь значительно большего, чем просто отобразить данные на карте. ГИС объединяет средства обычных пакетов картографического отображения, функции тематического представления информации на основе привязки табличных данных к адресам и улицам, возможности анализа географических местоположений с учетом дополнительной информации по находящимся в этих местах объектам. Эта технология связывает воедино инструменты графического отображения, работу с электронными таблицами, базами и хранилищами данных. Функции пространственного анализа позволяют, например, с помощью ГИС решить, где следует открыть новый магазин, основываясь на новых демографических данных и планах развития города. Вы можете сразу получить нужную информацию об объекте, щелкнув на нем на электронной карте, либо создать и отобразить карту на основе информации, выбранной в базе данных. Причем связь карты с данными динамическая. Созданные вами карты не привязаны к отдельному моменту времени. В любой момент Вы можете обновить информацию, привязанную к карте, и внесенные изменения автоматически отразятся на карте. И для этого не нужно специальной подготовки.

ГИС позволяет создать новые данные, легко обратиться к уже существующим бизнес данным и связать их с пространственной информацией, чтобы выявить те особенности и взаимосвязи, которые не видны из таблиц, диаграмм и графиков. Недостающие для детального бизнес анализа данные, например, о населении, расположении предприятий, банков, объектов недвижимости, можно быстро добавить в ГИС, получив их от партнеров или из коммерческих источников.

Система легко интегрируется с базами бизнес-данных, может быть без больших дополнительных усилий локализована под специальные задачи, характерные для лесопромышленных предприятий.

ГИС позволяет отображать и анализировать бизнес информацию новыми методами, выявлять скрытые ранее взаимосвязи, примеры и тренды. ГИС может изменить стиль  работы. Современным деловым людям приходится иметь дело с огромными объемами информации о продажах, клиентах, партнерах и конкурентах, демографии жителей, списками рассылки и многим другим. В основе этой информации лежит географическое расположение: адрес, почтовый индекс, граница зоны обслуживания, область сбыта продукции, маршрут доставки. Вся эта информация может быть отображена на карте, и ею можно управлять в интерактивном режиме.

С помощью ГИС фирма сможет:

- быстро выявить по карте, где от нее "скрываются" покупатели и конкуренты;

- определить наиболее выгодное для бизнеса местоположение новых производственных мощностей, филиалов и торговых точек;

- составить сводные диаграммы объемов продаж за месяц или год по интересующим ее торговым предприятиям. Привязать диаграммы к соответствующим пунктам на картах;

- визуально оценить и получить полноценную статистическую сводку по динамике спроса и предложения на продукцию деревообработки;

-выделить маркетинговые территории и провести анализ имеющейся по ним информации;

- визуально по карте и на основе сопутствующей цифровой и текстовой информации провести сравнение демографических характеристик по разным странам, областям и районам;

- выявить и оконтурить неблагополучные по экологическим признакам районы или зоны повышенной чувствительности природной среды к антропогенным воздействиям;

- изучить взаимосвязи между различными факторами. Например, между повторяемостью стихийных природных явлений и спросом на строительный лесоматериал;

-принимать обоснованные решения на основе всестороннего анализа имеющегося в ее распоряжении набора информации;

- постоянно дополнять базы данных по демографии, конъюнктуре рынка, проводимых ею и конкурентами мероприятиях по сохранению и завоеванию рынка, торговым операциям и маршрутам движения товаров, оценке их эффективности и возможного риска.

На этой основе проводить комплексный анализ перспектив бизнеса и видеть результаты этого анализа в наиболее информативном и удобном виде - в виде карт, графиков, диаграмм, снимков, дополняющих табличную и текстовую информацию.

Использование ГИС лесопромышленными предприятиями во внешнеэкономической деятельности предоставит им преимущество в конкурентной борьбе, так как быстрее они быстрее смогут находить оптимальные решения, выявлять новые рынки и новые перспективные области сбыта своей продукции, лучше обслуживать заказчиков, точнее направлять рекламные компании, лучше контролировать и оптимально перераспределять материальные и финансовые ресурсы.

Литература

Информационные технологии в бизнесе. Энциклопедия/ Под ред. М. Желены. –СПб: Питер, 2002

Цветков В. Я. Геоинформационные системы и технологии. — М.: Финансы и статистика, 2004.

Сайт управляется системой uCoz