ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

 

Кузнецова О.Б. (КемТИПП, г. Кемерово, РФ)

 

The paper shows the importance of small business in the market economy development. The most essential problems presenting barriers for a small business in Russia are described. Means of solving the above pointed problems are offered.  

 

В рыночной экономике развитие малого и среднего бизнеса является важным фактором конкурентоспособности экономики. В цивилизованных странах именно в сфере малого производства осуществляется большая часть всех инноваций, они являются самым удобным  полигоном для отработки венчурных технологий, создания дополнительных рабочих мест и формирования «среднего класса».

В нашей стране возможности малого и среднего бизнеса пока ещё используются явно недостаточно.

В настоящее время для развития малого  производства характерна стабилизация и даже некоторое снижение показателей в этой сфере. Так, на тысячу граждан в 2004г. приходилось в среднем всего 6 малых предприятий, тогда как в развитых европейских странах - не менее 30. Лишь в 6 регионах из 89 субъектов РФ количество малых предприятий в 1,5 и более раз превышает средний российский уровень. К таким регионам относится: Санкт – Петербург (19,4), Москва (18,4), Ленинградская область (11,1), Магаданская область (10,1), Новосибирская область (10,0), Самарская область (9,6).

По прогнозам Минэкономразвития России, темпы прироста численности занятых в сфере малого предпринимательства в ближайшие 2-3 года снизятся, количество малых предприятий сократится, вклад в ВВП составит не более 10-12%. Сохранение подобных тенденций приведет к тому, что не позволит реализовать потенциал малого бизнеса для решения социально - экономических задач.

В сложившихся условиях необходима выработка долгосрочной стратегии развития малого бизнеса в РФ, которая позволит поднять проблемы развития малого бизнеса на новую высоту с учетом глубинных цивилизационных процессов, связанных с формированием новой социально-экономической системы страны.

К сожалению, сегодня правительство ни финансово, ни законодательно не поддерживает малый бизнес. Во многих регионах сворачиваются программы поддержки развития малого бизнеса. Именно сейчас, на этапе намеченного перехода от ресурсно-ориентированной экономики к инновационно- ориентированной, нужен государственный подход, чтобы малый бизнес был выделен в объект политики государства. Поскольку динамично развивающийся малый бизнес, особенно его инновационный сектор, является существенным фактором развития рыночной экономики инновационного типа, повышения благосостояния людей, улучшения социально-экономического климата в стране.

Кроме того, серьезными препонами на пути успешного развития малого бизнеса являются неразвитость правовой системы, отсутствие законов защищающих предпринимателя, административные барьеры, расходы на преодоление которых, по оценкам экспертов, достигают 10% от выручки компании; неразвитость системы гарантий и страхования рисков для финансирования и кредитования малого бизнеса, ограничение доступа малых предприятий к кредитным ресурсам, несовершенное налоговое законодательство.

Решение проблем налогообложения одна из самых насущных тем, поскольку налоговый пресс на малый бизнес выходит за пределы разумного. Не продуманная налоговая политика способствует ещё большему уходу малого бизнеса в теневую экономику, косвенно работает на пользу криминальных структур.

Представляется, что основным направлением совершенствования налоговой системы должно стать стимулирование малого бизнеса в таких областях, как производство, медицина и наука, что позволит изменить структуру малого бизнеса (в России 50% малого бизнеса составляет торговля). Возможно, имеет смысл определить в России категорию пионерных предприятий и ввести для них так называемые «налоговые каникулы».

Одной из острых проблем является проблема доступа к имуществу, прежде всего нежилым помещениям. Конечно, это проблема в первую очередь касается субъектов РФ, но федеральная власть не должна устраняться. У государства арендуют помещение около 30% всех малых предприятий. Поскольку договора аренды в основном краткосрочные, это мешает развитию бизнеса и порождает неуверенность в завтрашнем дне. В связи с этим в 2006г. намечается создать массив помещений в федеральной собственности, которые можно было бы передать малому бизнесу.

Что касается в целом имущественного обеспечения малого бизнеса, то значительный потенциал кроится в развитии лизинга как важного ресурсного источника малых предприятий.

Серьезного внимания заслуживает создание кластеров малых и средних предприятий. В связи с тем, что у нас немало предприятий, которые подлежат реорганизации, ликвидации либо приватизации, есть возможность выбрать предприятия, которые можно превратить в кластеры или технопарки по поддержке малого и среднего бизнеса. Но успешно развивать это направление можно только при тесном сотрудничестве правительства и предпринимательских сообществ.

Для того, что бы добиться существенного прогресса в развитии малого бизнеса необходима активизация работы в регионах, создание инфраструктуры малого бизнеса, развитие институциональной основы малого бизнеса. Необходим серьезный анализ состояния и тенденций развития малого бизнеса в регионах. Малый бизнес пока не обрел устойчивости, поэтому необходимы полигоны, отрабатывающие эффективные пути развития малого бизнеса.

Исходя из исключительно важной социально-экономической роли малого бизнеса в становлении и надежном функционировании современной рыночной экономики необходимо, чтобы малый бизнес стал реальным приоритетом государственной политики. Помощь со стороны федеральных институтов, а также содействие со стороны региональных органов власти могут сыграть свою ключевую роль.

Сайт управляется системой uCoz