ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ

ПРЕДПРИЯТИЕМ

 

Галушко Н.А. (КФ АТ и СО, г.Курган РФ)

 

The results of studying the processes of logistic and management at the manufacture.

     

В последние годы в хозяйственной практике ряда стран произошли существенные  изменения, стали использоваться новые методы и технологии управления, которые базируются на концепции логистики.

Важнейший аспект логистики – возможность влиять на стратегию и тактику работы предприятия и на создание новых конкурентных преимуществ для фирмы на рынке, то есть на ее конечные цели.

Применение логистики ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса. Логистика координирует деятельность всего предприятия в целом.

В России в настоящее время логистика используется недостаточно эффективно и широко, так как является относительно молодой наукой и сферой бизнеса, только проходящей этап своего становления.

По форме толкования всю совокупность определений  лигистики можно разделить на два направления.

Первое сводится к трактовке логистики как области хозяйственной деятельности по управлению материальными и информационными потоками в сферах производства и обращения.

Второе представляет логистику как междисциплинарное научное направление, имеющее прагматический характер и связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности потоковых процессов любого характера.

Объединяющая идея, которая выражает принципиальное отличие логистического подхода к управлению потоковыми процессами от традиционного -  это интеграция отдельных звеньев потокопроводящей цепи в единую систему, способную быстро адаптироваться к происходящим изменениям внешней и внутренней среды, а также интеграция всех аспектов планирования и управления потоковыми процессами.

Для перехода к логистической стратегии предприятию необходимо решить ряд правовых, организационных, технических и других вопросов, в том числе внедрения современных информационных технологий.

Логистика отражает общую стратегию и тактику деятельности хозяйственных структур в экономике рыночного типа. Очевидно, что избранная стратегия фирм и предприятий, перешедших на логистические принципы функционирования, должна быть широко ориентирована на потребителя, т.е. предназначение логистики состоит в адаптации к желаниям потребителей.

Практическое использование логистической концепции в рамках действующей структуры позволяет улучшить многие функции цикла управления: повысить объективность анализа и результативность контроля;  упорядочить процессы разработки, отбора, принятия и реализации верного решения; расширить сферу применения экономико-математических методов; оптимизировать исследовательскую и практическую деятельность субъектов хозяйствования; повысить эффективность отбора и формализации целевых установок.

Интеграция стратегических целей предприятия и целей логистики осуществляется естественным образом в различных сферах деятельности и на различных уровнях управления. В то же время практика показывает, что чем выше интеграция методологии логистики в функциональную деятельность предприятия вплоть до отдельных операций, тем выше эффективность промежуточных и конечных результатов этой деятельности.

Для реализации логистики на практике необходим так называемый логистический подход к организации производственно-сбытовой деятельности. Это предъявляет высокие требования к менеджменту и квалификации персонала.

Приступая к созданию логистических систем, на начальном этапе изучается та совокупность целей (подцелей), которая влияет на взаимодействие элементов данной системы и которая затрагивает такие определяющие аспекты, как удовлетворение спроса на рынке, количество предприятий, входящих в логистическую систему, мощность и размещение, обслуживаемую территории, персонал и др. Ограничениями при этом выступают уровень рентабельности, обеспеченность, материальными, трудовыми, финансовыми и интеллектуальными ресурсами.

На курганском муниципальном унитарном предприятии «Городские электрические сети» было апробировано создание логистической службы и её дальнейшая оптимизация.

Работа началась с анализа существующей системы управления предприятием, в результате которой были  выявлены  существенные недостатки, среди которых снижение эффективности производства в целом; повышение себестоимости продукции и услуг; невосприимчивость к изменениям, особенно под воздействием научно-исследовательского и технологического прогрессов; закостенелость системы отношений между звеньями и работниками аппарата управления; замедление прогресса управленческих решений. Необходимо было на первоначальном этапе сформировать  у управленческого аппарата потребность в применении современных технологий совершенствования управления. Данная задача была решена через систему повышения квалификации. Коллективу и административному персоналу была предложена специальная программа обучения, включающая лекционные и практические занятия.

На следующем этапе для внедрения логистического управления в повседневную деятельность предприятия необходимо было создание самостоятельного подразделения в организационной структуре предприятия – службы логистики. На предприятии, имеющем службу логистики все функции, необходимые для эффективного выполнения заказов, объединяются в мощной централизованно управляемый механизм, позволяющий решать задачи практически любой степени сложности ответственно, сложно и профессионально. При этом служба логистики не подменяет собой соответствующие структурные подразделения. В организационной структуре предприятия почти все функциональные области взаимодействуют с ней, обеспечивая оптимизацию деятельности и устойчивость предприятия. Перед специалистами службы логистики не ставится задача устранения  сбоев и разрешения возникающих проблем и конфликтных ситуаций, их функция – анализ и координация выполнения укрупненных блоков задач.    Задача управления на основе логистического подхода – согласовать потребности в операциях на межфункциональной основе для достижения глобальной цели предприятия.

После создания на предприятии логистической службы появилась возможность оптимизации  и  применения персоналом логистического подразделения экономико-математической модели управления запасами, важно отметить, что с учетом специфики и масштабов деятельности в МУП «Городские электрические сети» было рекомендовано использовать систему с постоянным уровнем запасов.

Обобщение данных о системе логистики, сформированной в рамках МУП «Городские электрические сети», позволяет говорить о том, что ее можно назвать удовлетворительной, так как из восьми требований, определяющих ее эффективность, полностью реализовано пять:

  1.Связь логистики с корпоративной стратегией предприятия.

  2.Современная технология обработки необходимой информации.

  3.Эффективное управление персоналом.

  4.Учет прибыли от реализации логистического подхода в системе финансовых показателей.

  5. Определение оптимальных уровней логистического обслуживания с целью повышения рентабельности.

Дальнейшее направление развития логистического подхода к управлению будет связано с повышением качества обслуживания потребителей.

Сайт управляется системой uCoz