НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ

УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

Борзенко А.Г., Самолдин А.Н. (МГУЛ, г. Москва, РФ)

 

The principal cause of an insufficient level of production quality consists in poor functioning of the company’s quality management system. Therefore it is necessary to work on prevention of defects that can be achieved by implementing standards ISO 9000 and tools and methods of total quality management.

 

Проблемы многих предприятий состоят в качестве продукции, в то время как зарубежные предприятия достигают требуемого уровня качества путем применения стандарта ИСО серии 9000 и методик Всеобщего управления качеством (TQM).

30 - 35 % всех текущих затрат типичного предприятия идет на обнаружение и устранение дефектов. Если к этому добавить затраты на ремонт или замену дефектных изделий, которые вышли за пределы предприятия и попали на рынок, то затраты существенно увеличатся. Отечественные предприятия тоже имеют шанс занять соответствующие ниши на внутреннем и мировом рынках. Решения по минимизации потерь состоят в применении стандарта ИСО серии 9000.

Внедрение стандартов ИСО серии 9000 должно основываться на реализации экономических механизмов взаимодействия цепочки «поставщик — изготовитель — потребитель», направленных на повышение эффективности хозяйственной деятельности всех структурных подразделений и предприятий путем снижения издержек производства, улучшения организации и управляемости предприятий, повышения качества выпускаемой продукции. Для этого необходимо выполнить комплекс работ по внедрению систем качества и по одновременному формированию условий для их эффективного функционирования. Это означает необходимость создания таких производственных отношений, которые основаны на материальной заинтересованности изготовителя в удовлетворении потребностей заказчика. При этом приоритетное удовлетворение требований потребителя к качеству продукции нужно рассматривать не только в отношении готовой продукции, а, прежде всего, в рамках самого предприятия по всей технологической цепочке производства, обеспечивая удовлетворение каждого последующего звена качеством продукта, изготовленного предыдущим звеном. Это практически объединяет вопросы организации производства и управления качеством продукции в единый комплекс.

Процесс внедрения стандарта ИСО серии 9000 представляется следующим образом:

1. Требования выбранной модели сравниваются с уже имеющимися в организации научно-технической документацией, Руководством по качеству и делается вывод о наличии или отсутствии соответствующих документов (или положений).

2. Оцениваются необходимые данные с имеющимися и фиксируются расхождения между ними.

3. На основании сравнения производится доработка существующих требований или проводится разработка (и исследование) отсутствующих требований и принимается решение об их внедрении.

4. При необходимости выполняется корректировка процессов и документированных процедур.

5. Затем определяется эффективность процедур и выбранного стандарта и, при необходимости, вводятся дополнения и изменения.

6. Формируется Политика качества компании, которая включается в Руководство по качеству, Руководство, графики внедрения стандарта во всех подразделениях с указанием сроков осуществления конкретных действий и ответственных лиц.

Вполне очевидно, что при снижении качества потребительских свойств производимой продукции или оказываемых услуг, которое является следствием неэффективности существующей системы управления качеством, происходит падение объема продаж. С помощью методик и инструментов Всеобщего Управления Качеством можно провести диагностику качества и произвести улучшения в системе управлением качества на предприятии. Ниже приведен пример использования одного из инструментов качества для анализа данной проблемы – снижения уровня продаж продукции. Рассматриваемый инструмент – диаграмма связей позволяет выявить логические связи между основной идеей, проблемой и различными данными (рис. 1.).

Существуют и другие эффективные способы отладки системы управления качеством, с помощью которых можно провести диагностику качества и произвести улучшения в системе управлением качества на предприятии, повысить качество производственных процессов и производимой продукции: развёртывание функций качества (OFD), метод оценки затрат «Предотвращение – Оценка – Отказ» (PAF), модель стоимости процесса, метод опорных точек (бенчмаркинг). Последний нагляден и, хотя сложен в применении, действенен, поэтому рассмотрим подробнее именно его.

Метод опорных точек представляет собой сравнение важных характеристик своего процесса производства продукции конкретного предприятия и аналогичных процессов его конкурентов (желательно сравнение с признанными лидерами в промышленном производстве или предоставлении услуг и инновациях в силу ряда причин, которые можно принять за опорные точки; теми, на кого надо равняться). С помощью опорных точек компания анализирует, в чем её действия хуже, чем у конкурентов и ищет способы совершенствования своей системы качества. Цель – развитие успеха, завоеванного другими, для совершенствования показателей своей деятельности и увеличение прибыльности. Можно использовать достижения компаний, не являющихся прямыми конкурентами или работающими в другой сфере активности. Используя опорные точки и сравнивая результаты своей деятельности с результатами деятельности других фирм, организация проводит некие изменения, позволяющие ей самосовершенствоваться. Например:

- компания удовлетворяет самым высоким требованиям потребителей, и завоевала право быть аккредитованной на соответствие стандарту ИСО 9000;

- развитая культура качества, в которую вовлечены все сотрудники компании;

- применение автоматизированного процесса производства;

- введение статистического управления качеством;

- высокий уровень производственно-кадрового потенциала.

 

Рисунок 1- Диаграмма связей для анализа снижения уровня продаж

 

Все вышеперечисленные опорные точки могут характеризовать качество производственных процессов, а, следовательно, и продукции, сопутствующих услуг. Очевидно, что качество требует соответствующих затрат на его внедрение, поддержание и совершенствование. Основная проблема применения бенчмаркинга состоит в ограниченной возможности сбора достоверной и полной информации об успехах конкурентов и способах их достижения.

Не все опорные точки требуют больших капиталовложений: например, производственная чистота и развитая культура качества зависят в большей степени от осознания руководством и рядовыми сотрудниками важности этого факта. Таким образом, можно разделить опорные точки на те, которые зависят от вливания финансовых средств в одни аспекты качества и те, которые зависят от организационной культуры, морального духа, производственных традиций и проч.

Достигнуть успехов в развитии системы управления качеством на предприятии можно, если будут четко организованы все аспекты деятельности организации:

- маркетинг и планирование производства;

- финансовый учет и отчетность;

- учет основных средств;

- учет затрат;

- оценка интеллектуальной собственности;

- управление инвестициями и поддержка управления проектами;

- мониторинг текущей деятельности предприятия и поддержка процессов принятия решений;

- поддержание сбалансированности функций закупки и сбыта продукции;

- управление движением материальных средств, управление складами, инвентаризацией, транспортировкой грузов при движении в процессе выполнения производственных заказов;

- обеспечение послепродажного обслуживания;

- обеспечение технического обслуживания оборудования;

- поддержка обеспечения качества выпускаемой продукции - выполнение требований международных, государственных и отраслевых стандартов производства, контроль процессов испытания выпускаемой продукции и т.д.;

- управление персоналом.

По-видимому, чтобы четко представить объем работ и затрат по каждому направлению, должна быть проведена их инвентаризация и анализ с использованием существующих форм статотчетности и разработанных на предприятии.

Сайт управляется системой uCoz