ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ,

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

 

Борзенко А.Г., Самолдин А.Н.  (МГУЛ, г. Москва, РФ)

 

The intellectual property is a wide range of technologies, know-hows, computer programs and databases, which are partially described and protected by patents and copyright certificates, partially are in heads of their creators. All technologies and developments are an original resource of double, even repeated application. They can be sold abroad or they can be transferred inside the country for raising of the domestic industry.

 

Реализация в РФ накопленной и создаваемой интеллектуальной собственности (ИС) сегодня может стать одним из источников выживания и развития хозяйства. ИС, накопленная на предприятиях РФ, является едва ли не единственным почти совершенно не задействованным ресурсом (в наибольшей мере это относится к предприятиям оборонно-промышленного комплекса). Это один из потенциалов, который при правильном использовании может дать дополнительный выигрыш, не менее 60-75% от объёма совокупных продаж техники и услуг при незначительных затратах на его освоение.

Объем наукоемкой продукции в современном мире, базирующейся на интеллектуальных достижениях в настоящее время составляет около 2,3 трлн. долл. Через 15-20 лет объем прогнозируется на уровне 4,5 трлн. долл. Доля России в настоящее время примерно 0,3%.

Есть основания предполагать, что одна только российская ракетно-космическая промышленность может заработать не менее 1 млрд. долл. в год на коммерциализации ИС. Если упомянутые средства вернутся в отрасль, они кардинально улучшат ситуацию. Необходимым условием получения доходов от реализации ИС должен стать пересмотр взглядов и практики в отношении накопленного и вновь создаваемого интеллектуального потенциала.

ИС – это огромный массив технологий, ноу-хау, программных продуктов и баз данных, частично описанных и защищённых патентами и авторскими свидетельствами, частично находящихся в виде идей. Этот массив знаний можно условно разделить на подмассивы: те, что запрещены для экспорта на рынок; те, что устарели и не представляют рыночной ценности, и, наконец, те, что могут быть коммерчески использованы.

Все технологии и разработки – своеобразный ресурс двойного, даже многократного применения. Их можно продавать за рубеж, передавать внутри страны для подъёма отечественной промышленности, продолжать использовать на предприятии-разработчике. Но этот ресурс не остаётся в неизменном виде. Часть технологий и производственных секретов уже утрачена: неэффективно из-за недостатка опыта и незнания конъюнктуры продана, исчезла с уволившимися разработчиками и т.д. Громадные запасы накопленных знаний стремительно устаревают и обесцениваются, так и не вернув в полной мере вложенных в них средств.

В России существует миф о крайней сложности и длительности сделок по реализации ИС. Но в мире ежегодно совершается передача права на многие тысячи технологий. И процедура их относительно быстрой продажи отлажена.

Например, частных технических решений, полученных при разработке космической или авиационной техники и потенциально интересных гражданскому потребителю, - великое множество. Это редуктор, радар, муфта, нетрадиционный способ механической обработки деталей, поворотная сварочная головка, бериллиевый сплав, высокотемпературный датчик давления, стеклопластик, из которого делают лопасть винта вертолёта, и так далее. Потребителем данной продукции является огромное количество мелких и средних фирм, не имеющих возможности вести собственные исследования, но желающих иметь новые идеи для конкурентной борьбы.

В каждой стране (там, где продаются высокотехнологичная продукция и услуги, связанные с ее эксплуатацией) можно найти совершенно новых покупателей своей продукции, если разобрать какой-либо продукт на детали, а процесс его изготовления – на технологические процессы.

Возникает вопрос, почему мы до сих пор не извлекаем заметной прибыли из интеллектуальной собственности, и что же мешает извлекать прибыль из интеллектуальной собственности?

Можно выделить пять главных причин:

1.Недостаточное знание коммерческого потенциала ИС, накопленного на предприятиях.

2.Правовая незащищённость технических решений.

3.Недостаточно активный и профессиональный маркетинг.

4.Неумение вести переговоры, грамотно составлять контракты по передаче ИС и устанавливать рыночную цену. Незнание кодекса поведения на зарубежных рынках, т.е. неумение четко использовать законодательства государств, регулирующее внешнеэкономическую деятельность на их территории.

5.Неопределенность государственной политики и пробелы в законодательстве.

Проведем анализ вышеназванных причин.

Первая причина – недостаточное знание коммерческого потенциала ИС, накопленного на предприятиях.

Практический опыт свидетельствует: многие технологии и особенно производственные секреты, используемые в деятельности предприятий, не систематизированы, не защищены должным образом. И ценность данных технологий в полной мере не осознана. Разработчики, например, ракетной техники обычно затрудняются сказать, в какой гражданской сфере могут использоваться их решения. Часто то или иное умение, которое считается достоянием фирмы, не описано и фактически принадлежит не предприятию, а отдельным сотрудникам.

В контрактах на продажу техники и услуг мы часто передаём знания и сведения о техпроцессах в качестве бесплатного приложения к основному товару. Данная информация не включается в спецификацию контрактов, хотя она является сопутствующей и весьма весомой составляющей сделок. Например, какая-нибудь техника может стоить единицы миллионов долларов, а технология её производства – единицы миллиардов. Таким образом, мы теряем огромное количество финансовых средств, раздавая информацию бесплатно. Также надо учесть, что вопросы экспорта технологий тесно связаны с вопросами безопасности России.

Чтобы учесть коммерческую ценность интеллектуального потенциала, накопленного на предприятии, необходимо произвести инвентаризацию ИС предприятия, в ходе которой выяснить:

1) что и как продавать;

2) какие объекты ИС запатентовать, какие защитить режимом коммерческой тайны;

3) как описать технологии и ноу-хау, какие документы принять, чтобы объекты ИС законно принадлежали предприятию.

Вернуть часть недополученной прибыли и усилить свои позиции на переговорах с партнёрами могут помочь несовершенства в контрактах.

Вторая причина, мешающая извлекать прибыль из ИС, - правовая незащищённость технических решений.

Отсутствие патента снижает цену разработки. Причиной, сдерживающей получение патента, является плата подачу, рассмотрение и поддержание патента. Получение патента необходимо для того, чтобы защититься от конкурентов, спокойно начинать переговоры с покупателем и назначить рыночную цену на продукт.

Третья причина – недостаточно активный и профессиональный маркетинг. Это обусловлено нехваткой ресурсов и подготовленных специалистов по внешнеэкономической деятельности.

Существуют два решения этой проблемы: 1) подготовить своих профессионалов, платить им приличную зарплату и нести расходы по маркетингу (в западных компаниях на маркетинг тратится до тридцати процентов бюджета компании). 2) опираться на услуги организаций, специализирующихся на продажах и коммерциализации ИС. Для широкой продажи ИС, тем более частных технических решений, нужен нетрадиционный маркетинг. Рынок технологий велик: в Интернете зарегистрировано более 10 тысяч организаций, занимающихся обменом технологий.

Четвёртая причина – неумение вести переговоры, грамотно составлять контракты по передаче ИС и устанавливать рыночную цену.

Здесь всё требует специализации: составление лицензионного договора, оценка стоимости ИС, предпродажная подготовка технологий, умение не выдать секреты раньше времени.

В итоге должен быть накоплен опыт:

- сбора, систематизации и анализа информации об отечественных и зарубежных технологиях;

- содействия экспорту технологий, товаров и услуг в соответствии с нормами и правилами экспортного контроля, отечественного и мирового маркетинга с целью поиска потребителей технологий;

- выявления и оценки перспективных для коммерциализации технологий;

- содействия процессу коммерциализации технологий, развития системы передачи технологий для российской промышленности;

- методического и информационного обеспечения процесса передачи технологий;

- патентования в РФ и за рубежом новых разработок, имеющих важное значение, и проведения патентных исследований по перспективным научно-техническим направлениям;

- оказания услуг в области рекламы, маркетинга, юридических, консультационных и других услуг, связанных с передачей технологий.

Пятая причина – неопределённость государственной политики и пробелы в законодательстве. До сих пор не определены собственники большинства технологий, созданных за государственный счёт. Особенно это касается технологий двойного назначения.

Отечественный рынок промышленных товаров давно наводнён зарубежными товарами весьма сомнительного качества. Экспертизы показывают: кроме скрытых производственных дефектов, которые дают о себе знать по ходу эксплуатации, более 40% обследуемых товаров имеют явные недостатки, которые заметны уже в момент продажи.

Конкурентоспособность российской продукции на международном рынке по ряду позиций косвенно признают и многие иностранные государства, вводя различные ограничения на пути поставок из России. Даже в развитых странах опасаются, что наши промышленные товары потеснят местных производителей.

Следовательно, российский экспорт весьма эффективен и российские производители имеют достаточные возможности для того, чтобы отвоевать значительную долю рынка в своей сфере.

Трансфер интеллектуальных достижений и технологий является одним из основных механизмов реализации инновационных процессов в рыночных условиях и, как показывает зарубежный опыт, нуждается в государственной поддержке и регулировании. Задача должна решаться как общенациональная централизованной системой, функционирующей на межведомственной основе в интересах потребителей и товаропроизводителей всех форм собственности.

ВЫВОДЫ:

1. Необходимо на государственном уровне создать базу данных по интеллектуальным достижениям. Предварительно во всех отраслях хозяйства должна быть проведена их инвентаризация и паспортизация, определен уровень разработанности, область применения, стоимость и затраты на реализацию.

2. Необходимо профессионально организовать деятельность по коммерциализации технологий.

3. Включить в число приоритетов государственной политики России использование результатов научно-технической деятельности.

 

Сайт управляется системой uCoz