ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА МЕЛОВАННЫХ

БУМАГИ И КАРТОНА В РОССИИ

 

Тюрин В.Е. (СПбГЛТА, г.Санкт-Петербург, РФ)

 

Results of market analysis of coated papers and paperboard in Russia and abroad are adduced.

 

Основные области применения мелованных видов бумаги и картона очень разнообразны. В основном мелованные виды используются в следующих сферах:

-         Производство массовых видов печатной и журнальной продукции.

-         Красочные обложки для массовой журнальной и книжной продукции.

-         Разнообразная рекламная продукция повышенного качества.

-         Выпуск фирменных и банковских годовых и квартальных отчетов.

-         Производство книг, брошюр, буклетов повышенного полиграфического качества.

-         Календари.

-         Ящичная тара и коробки с многокрасочной печатью на поверхности.

-         Некоторые виды упаковки товаров широкого потребительского спроса, например, сигарет.

-         Этикетки повышенного полиграфического качества, бумага и картон для письма, рисования и особо ответственных графических работ (типа Астролюкс и т.п.), оформленные в цвете вкладыши для различных потребительских товаров (например CD-Rom).

-         Высокосортная офисная бумага, в том числе для цветных принтеров.

-         Различные технические виды бумаги и картона с поверхностным слоем не на основе каолина.

-         Прочие бумага и картон с разнообразным покрытием бумажного листа.

Производство мелованной бумаги и картона в последние десятилетия входит в число наиболее динамично развивающихся секторов мировой целлюлозно-бумажной промышленности.

За 90-е годы емкость мирового рынка мелованных видов бумаги и картона возросла с 23 до 37 млн.т или на 60%. При этом общая емкость мирового рынка бумажной продукции увеличилась только на 30%. В целом уже на протяжении по крайней мере 20 лет прирост емкости мирового рынка мелованной продукции опережает общие темпы промышленного развития на 1-2% в год. Примерно 40% всех видов бумажной продукции полиграфического назначения (за вычетом газетной бумаги) в настоящее время имеет мелованное покрытие. Среднее потребление рассматриваемых видов бумаги и картона на душу населения в мире составляет 6,2 кг, в том числе в промышленно развитых странах – 18,5 кг, в России – 2,1 кг (данные 2002 года).

Быстрые темпы роста потребления мелованных видов бумаги и картона отмечаются также и в России. За счет импорта в настоящее время покрывается 98% емкости российского рынка мелованной бумаги, в том числе за счет импорта из стран ЕС, в основном Германии и Финляндии, -80%.

Прогноз вероятного развития емкости рынка целесообразно строить на основании следующих положений:

В первой половине 90-х годов наиболее серьезные организации России, специализирующиеся на разработке проблематики бумажной и полиграфической отрасли (НИИкниги, НИПИЭИлеспром и Госкомиздат) оценивали (по существовавшим нормативам обеспеченности населения книжными и журнальными изданиями) общероссийскую потребность в мелованной бумаге только в книжно-журнальном секторе в 110 тыс.т).

Спрос на офисные виды мелованной бумаги и картона и этикетки эти организации оценивали еще в 11 тыс.т. Последняя оценка нам представляется заниженной и не учитывает произошедшие с развитием рыночных отношений изменения в потребностях. Уже на настоящем этапе спрос на данные виды мелованной продукции превысил указанную оценку НИИкниги, НИПИЭИлеспрома и Госкомиздата.

Кроме того, чрезвычайно быстро расширяется не учтенный в указанной выше оценке спрос на различные виды тары и упаковок с многокрасочной печатью. Потенциальный спрос потребителей на данную продукцию не удовлетворяется и обоснованно полагать, что емкость данного рынка будет расширяться быстрее, чем емкость рынка книжно-журнальной продукции.

В России относительно высок уровень спроса на специальные виды мелованной бумаги и картона – многослойные, с односторонним мелованием, из небеленой целлюлозы, технические.

Наконец, имеются сектора спроса, в которых за рубежом уже давно в массе используются мелованные виды, но в России из-за ограниченности предложения и относительной дороговизны импортной мелованной бумаги продолжают еще использоваться немелованные виды. В случае предоставления потребителям мелованной бумаги по конкурентоспособным ценам, последняя будет проникать в эти сектора, вытесняя из них немелованную бумагу и картон.

Прогноз емкости российского рынка всех  мелованных видов бумажной продукции представляется следующим (темпы промышленного развития приняты равными 5% в год):

 

 

Достигнутый уровень спроса по оценке на 2000 г

(тыс.т)

Темпы прироста спроса в

 2000-2003г.г.

Вероятный спрос в 2003г.

(тыс.т)

Всего мелованные виды

140-150

 

180-200

Книжно-журнальная бумага

75-80

5-6% в год

85-95

Рекламная продукция и т.п.

20

6-7% в год

23-25

Прочие виды мелованной продукции

45-50

6% в год

54-60

Потенциальный спрос в секторах, где мелованная продукция пока не применяется

0

 

18-20

 

Стандартные и наиболее типичные для мирового и российского рынка виды мелованной продукции традиционно включали бумагу целлюлозную массой 90, 100, 115 и 120 г/м2, древесно-массную массой 70, 80, 90, 100 и 120 г/м2. Для беловых товаров и некоторых видов рекламной продукции используется плотная бумага массой 200-300 г/м2. Немногим более 20 лет назад на рынок стала активно внедряться легкая мелованная древесно-массная бумага (LWC) с массой 60 г/м2, которая сейчас стала ведущим видом, используемым для массовой журнальной продукции. Именно внедрение этой относительно недорогой бумаги, обеспечивающей, тем не менее, повышенные печатные свойства, обусловило быстрый рост емкости мирового рынка мелованной продукции в 80-е годы. Однако, в последние 10 лет, и, особенно, после 1995 г., ускорился темп потребления чисто целлюлозных видов мелованной бумаги с большей, чем у LWC, толщиной покрытия. Соответственно, повсеместно наблюдается процесс постепенного вытеснения древесно-массной бумаги, в том числе легкой мелованной, целлюлозными видами. Только за 1995-1999 г.г. удельный вес целлюлозных видов в общем потреблении мелованной продукции в Великобритании возрос с 57 до 65%, во Франции – с 45 до 49%, в Италии – с 57 до 59%, в Нидерландах – с 53 до 62%, в США – с 46 до 50%, в Японии – с 64 до 70%. Даже в производстве Финляндии, корпорации которой в свое время были основателями продвижения LWC на мировой рынок журнальной продукции, доля целлюлозных видов в производстве возросла с 23 до 31%.

Печатные виды мелованной бумаги в России, хоть и в небольших количествах, выпускаются (в частности, Санкт-Петербургской бумажной фабрикой Гознака). Коробочный мелованный картон, изготавливаемый с использованием вторичного волокна (макулатуры), производят ОАО «Санкт-Петербургский КПК» и ООО «Ступинский КПК». Однако ведущие позиции в продаже привилегированных сортов картона, к которым относится, прежде всего, чисто-целлюлозный мелованный, по-прежнему занимают в России зарубежные производители. Так, в 2002 году импорт в страну мелованной бумаги составил 135 тыс.т.

Сейчас на рынке много солидных игроков, заинтересованных в картоне класса «люкс»: всемирно известных производителей парфюмерно-косметической и табачной продукции, шоколада, открыток. Качество упаковочного картона играет для них особую роль, большое внимание уделяется его эстетическим свойствам, возможности наносить идеальную печать, фактуре поверхности, высоким показателям прочности при минимальной толщине. Производство коробочного картона в России к 2007 году должно возрасти до 715 тыс.т. Намечено строительство трех-четырех новых картонных фабрик и расширение действующих предприятий. Однако, уровень российских предприятий, к сожалению, до сих пор не позволяет изготавливать картон такого качества. Среди других проблем, мешающих отечественным производителям, можно выделить: продолжающийся бурный рост тарифов естественных монополистов – РАО ЕЭС, МПС, РАО «Газпром», что ведет к уменьшению конкурентоспособности отечественных производителей картона; таможенные тарифы на ввоз мелованного картона.

Сайт управляется системой uCoz