Организационная модель лизинговых отношений В ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Керина Э.Н. (ГОУВПО «БрГТУ», г. Братск, РФ)

 

Practical embodiment of idea of leasing investment of the wood industry formation can be in the field of new type of the enterprises of wood rolling firms

 

Практическим воплощением идеи лизингового инвестирования лесозаготовительной промышленности может явиться формирование в области нового типа предприятий - лесных машинно-прокатных фирм (ЛМПФ). Их прототип - машинно-тракторные станции периода социализма, которые должны были стать первым шагом, не реализованной до конца концентрации техники и научных сил для обслуживания нужд сельскохозяйственного производства.

Эффективно действующая в настоящее время система агролизинга и восстанавливаемая на современном уровне сеть МТС позволяет сделать вывод, что создание лесных машинно-прокатных фирм в виде акционерных или частных предприятий может решить ряд проблем и современного лесозаготовительного производства: осуществление технического перевооружения предприятий, совершенствование на его базе технологии производства и повышение производительности труда. Кроме того, по принципу мультипликатора возникнут условия для реставрации лесного машиностроения и ремонтной базы.

Конечная цель ЛМПФ - обеспечить ныне существующих лесных предприятий услугами новой и новейшей техники во всех сферах производства и переработки.

Задачи ЛМПФ применительно к лесозаготовительной отрасли:

1. Обеспечение услугами лесозаготовительной техники нужд лесных предприятий всех форм собственности.

2. Создание высокоэкономичных производств по заготовке и первичной обработке леса с обеспечением высокой конкурентоспособности продукции.

3. Техническое обслуживание и ремонт лесозаготовительной техники.

4. Установление дилерских отношений с ведущими отечественными и зарубежными производителями лесозаготовительной техники и оборудования.

5. Привлечение инвестиций для имеющихся экономических проектов предприятий различных форм собственности.

6. Реанимация бездействующих или мало загруженных мощностей по заготовке и первичной обработке леса.

7. Реализация продукции как собственной, так и партнеров (в случае, когда оплата услуг ЛМПФ производится лесом или существует договоренность о совместном плане реализации продукции).

ЛМПФ могут быть следующих типов:

1. ЛМПФ при крупных лесоперерабатывающих комплексах, имеющих в своей структуре лесозаготовительные предприятия. Целью функционирования данных холдингов является обеспечение входящих в их состав лесозаготовительных предприятий новейшей техникой на основе лизинга.

2. Федеральные или региональные ЛМПФ, обслуживающие самостоятельные мелкие и средние лесозаготовительные предприятия:

а) со 100% государственным или муниципальным финансированием;

б) с 50% государственным или муниципальным финансированием;

в) частные.

Инвестиции в создание лесных машино-прокатных фирм можно условно разделить на две части:

- в создание инфраструктуры фирмы (ремонтных цехов, гаражей, складов, энергохозяйств, административных зданий и других необходимых основных фондов), причем эта часть инвестиций в лесные машино-прокатные фирмы должна производиться за счет акционерного капитала или кредитов банков;

- на приобретение необходимой лесозаготовительной техники  (валочных, трелевочных, сучкорезных, погрузочных и других машин, а также лесовозного транспорта), - эта часть инвестиций может осуществляться посредством прямого лизинга.

Важным вопросом в организации лизингового процесса является формирование внутреннего построения лизинговой компании,  т.е. создание оптимального соотношения структурных звеньев компании и эффективной взаимосвязи всех видов ресурсов (информационных, трудовых, финансовых и др.).

Главное отличие предприятий нового типа от других в организационном плане – это работа двух новых подразделений, условное название которых: «сервис-центр» и «лизинговый отдел».

Сервис-центр – это часть лесной машино-прокатной фирмы, которая обеспечивает комплекс услуг, связанных с обслуживанием и сбытом потребителям машин и оборудования лесного комплекса. Сервис необходим потому, что, во-первых, он помогает лизингодателю формировать достаточно стабильный рынок для своих товаров, вследствие чего повышается конкурентоспособность предприятия; во-вторых, при правильной организации сервиса - это само по себе достаточно прибыльное дело. К основным  функциям системы сервиса относятся:

- предоставление возможной информации (кроме коммерческой), касающейся самой компании и ее деятельности;

- предоставление информации по прокату техники, сублизингу и проведению технического обслуживания и ремонта, условиях передачи, требованиях к потенциальному лизингополучателю, сроках заключения договора и пр.;

- сбор и систематизация информации о том, как ведут сервисную работу конкуренты, какие новшества сервиса предлагают они клиентам;

- передача необходимой технической документации клиентам;

- оперативная доставка сдаваемой в прокат или по договору лизинга и пр. техники на место эксплуатации (потребления), а также установка, монтаж и демонстрация его клиенту в действии;

- обеспечение полной готовности машин и оборудования к эксплуатации в течение всего срока нахождения его у потребителя посредством проведения системы планово-предупредительного ремонта (ППР);

- оперативная доставка запасных частей и содержание для этого необ­ходимой сети складов;

- сбор и систематизация информации о том, как эксплуатируется техника потребителями (условия, продолжительность, квалификация персонала и т.д.); какие они при этом высказываются замечания, жалобы, предложения, а также участие в совершенствовании и модернизации потребляемых машин и оборудования по результатам анализа информации потребителя;

К основным службам, функционирующим в сервис-центре, относятся:

а) Пункт технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР).

б) Технический обменный пункт (ТОП).

в) Цех капитального ремонта.

г) Передвижной пункт технического обслуживания и аварийного ремонта.

д) Гараж.

е) Стационарные и передвижные магазины, которые позволяют доставить запчасти, материалы, натуроплату в виде пиломатериалов и пр. непосредственно до потребителей.

Следующим важным подразделением ЛМПФ является «лизинговый отдел», основными задачами которого является:

- консультирование потенциальных клиентов лесной машино-прокатной фирмы перед приобретением техники и оборудования, предоставляемого на данном предприятии по договорам лизинга, сублизинга, аренды, проката и т.д.;

- распространение информации о механизме лизинга и его преимуществах перед другими формами кредитования потенциальным лизингополучателям;

- проведение анализа и оценки рынка лизинга лесных машин, рынка производителей и их потенциальных покупателей;

- формирование постоянной клиентуры ЛМПФ;

- юридическое оформление договоров лизинга, сублизинга;

- страхование лизинговых сделок.

К основным службам, функционирующим в лизинговом отделе, относятся:


а) Служба приема заявок.

б) Экспертная служба.

в) Служба договоров.

г) Служба страхования.

д) Служба контроля.

е) Служба поиска.


Таким образом, в условиях становления рыночных отношений в России и острой необходимости реконструкции устаревшей материально-технической базы производства важное значение в практической работе по структурной перестройке экономики приобретает лизинг. Он позволяет создать новую организационную модель предприятий лесного комплекса – ЛМПФ, - что в свою очередь позволит повысить эффективность лесозаготовительного производства и благоприятно скажется на развитии лесного комплекса и на экономике России в целом, что достаточно важно в сегодняшних условиях.

 

 

Сайт управляется системой uCoz