ОСНОВНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ВОЗДУХА В УКРАИНЕ

 

Яворская А.Н. (УкрГЛТУ, г. Львов, Украина)

 

The basic ways of decision of problems in industry of the guard of atmospheric air in Ukraine are pointed. The management chart in the modern informative system is suggested.

 

Со времени провозглашения независимости в 1991 году Украина прилагает значительные усилия по внедрению норм экологического права для регуляции в ключевых секторах охраны окружающей природной среды. Однако еще остаются действующими устарелые регулятивные акты и не всегда понятно, какая регуляция применяется в конкретных случаях. Кроме того, некоторые законы были введены в действие еще до принятия Конституции.

Экологическая политика Украины за годы независимости в целом сформирована. В марте 1998 года Верховная Рада Украины утвердила "Основные направления государственной политики в отрасли охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности». В соответствие с европейскими требованиями национальная экологическая поли­тика должна постоянно совершенствоваться и развиваться. То, что было принято в 1998 году, нуждается в актуализации с учетом новых глобальных европейских и национальных реалий, решений Всемирного саммита в Йоханнесбурге в 2002г. Проблема заключается в отсутствии постоянно действующего национального законодательного механизма актуализации стратегических решений относительно экологизации развития государства, интеграции целей экологической политики с целями социально-экономической, инновационной и других политик развития.

Исключительно важная роль в управлении обеспечения чистоты атмо­сферного воздуха принадлежит государству. Это объясняется тем, что атмосфера относится к компонентам окружающей среды, которую, в отличие от природных ресурсов, нельзя присвоить частными владельцами.

Мероприятия по охране атмосферного воздуха должны иметь соответствую­щее финансирование и поддержку экономическими инструментами. Проблема за­ключается в том, что для многих институций охрана окружающей природной сре­ды имеет относительно невысокий приоритет. Ее решение должно базироваться на укреплении институционных возможностей, что, в свою очередь, предполагает экологизацию всех уровней государственного управления.

Первые попытки такой интеграции были сделаны в 1993 году в плане нацио­нального экономического развития, который содержал раздел, посвященный эко­логически ориентированной экономической политики.

Средства, предназначенные для реализации экологической политики, всегда ограничены. В этих условиях источником финансирования могли бы быть поступ­ления от платежей и штрафов. Общая стратегия должна заключаться в адаптации уже существующих инструментов к реалиям переходного периода таким образом, чтобы их эффективность была оптимальной.

Изучение эффективности экономических инструментов требует большего внимания со стороны ученых и политиков. Экологические платежи необходимо устанавливать на таком уровне, чтобы они эффективно стимулировали заплани­рованные мероприятия по охране атмосферного воздуха. Поэтому принцип "загрязнитель платит" должен быть введен в практику повсеместно. Должны быть определены эффективные экономические инструменты для реализации принципа "загрязнитель платит". Необходимы исследования для подготовки перехода на фискальную и экономическую политику, однозначно ориентированную на рынок. Нужно четкое определение возможных эффективных уровней экологических платежей, а также необходимых для их внедрения, временных рамок.

Система стандартов, наиболее существенных с точки зрения охраны здоровья, окружающей природной среды и защиты экосистем, должна быть сосредоточена на загрязнителях, которые можно отследить и для которых эти стандарты могли бы быть реально соблюдены. Сюда относятся те из них, по которым Украина имеет международные обязательства. Стандарты должны быть простыми, понят­ными и доступными для контроля.

Необходимо совершенствовать процесс сбора статистических данных о рас­ходах на охрану природы, включая источники финансирования. Проектная доку­ментация по охране атмосферного воздуха от загрязнения должна быть оформлена и представлена на утверждение в виде отдельной книги "Мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения".

На национальном и региональном уровнях должны быть созданы целевые экологические фонды (областные) с четкой и прозрачной системой управления. Целью таких фондов должно стать обеспечение улучшения сложной ситуации фи­нансирования природоохранной деятельности в переходный период (аккумулиро­вание, целевые использования и тому подобное). Украина внимательно прислуши­вается к рекомендациям Комитета экологической политики Европейской экономи­ческой комиссии ООН и учитывает их в процессе стратегического планирования и практической природоохранной деятельности.

Необходимость актуализации государственной экологической политики, расширение ее до масштабов национальной экологической стратегии обусловлена диалектикой развития общества в условиях системной трансформации, обяза­тельствами по реализации решений Всемирного саммита в Йоханнесбурге и политикой европейской интеграции Украины.

Концептуальные основы национальной экологической стратегии основы­ваются  на заложенных раньше базовых предпосылках: экологическая стратегия рассматривается как паритетная составляющая национальной стратегии перехода к устойчивому развитию со всеми системными и интегрированными положени­ями, принципами и целями; национальная экологическая стратегия формируется и реализуется в взаимосвязи с Концепцией национальной безопасности Украины, обусловливающей приоритетность экологической безопасности в процессе пере­хода к устойчивому  развитию; национальная стратегия должна быть гармонизи­рована с европейской экологической стратегией в соответствии с геополитичес­ким курсом европейской интеграции Украины. При формировании национальной экологической стратегии должны быть учтены состояние выполнения и перспек­тивы развития международных обязательств и сотрудничества, оценки обществен­ностью, европейским и международным сообществом результативности природо­охранной деятельности в Украине за прошедшее десятилетие; опыт выполнения национальных экологических программ, в том числе с международной помощью, возможности наращивания потенциала гармонизации жизнедеятельности общест­ва и перехода к устойчивому развитию; формирование национальной экологи­ческой стратегии должно осуществляться с учетом приоритетности экологических проблем Украины за критериями риска влияний на все сферы жизнедеятельности общества, здоровья населения и интересы предстоящих поколений.

Гармонизация общенациональных и региональных интересов является осно­вой процессов регионализации в Украине. Изменения в государственной регио­нальной политике, происходящие в Украине, определяются как уровнем осозна­ния властью и обществом сущности региональных социально-экономических процессов, так и избранием модели, по которой будет осуществляться последую­щая государственная регуляция устойчивого регионального развития. Модель раз­вития регионов и депрессивных территорий в Украине, заложенная в Концепции государственной региональной политики, имеет целью: 

-              ввести стимулирование региональных органов власти к эффективному использованию государственных ресурсов и средств местных бюджетов;

-              скоординировать деятельность центральных и местных органов власти в решении проблем регионального развития;

-              сформулировать принципы определения территорий, которым предо­ставляется статус депрессивных, указать порядок предоставления такого статуса, определить инструменты государственной и региональной под­держки развития этих территорий;

-              определить финансовые механизмы стимулирования регионального развития в условиях жестких бюджетных ограничений.

Концепция государственной региональной политики определяет следующие положения. Для стимулирования устойчивого развития регионов вводится дого­ворная система отношений между правительством, центральными органами влас­ти и органами местного самоуправления. Условия регионального договора преду­сматривают осуществление определенных мероприятий, имеющих государствен­ный приоритет. В этих мерах определяются обязательства органов местного само­управления. Депрессивная территория определяется как населенный пункт, административный район или их совокупность. Для территории, которая рассмат­ривается с целью предоставления ей статуса депрессивной, должен быть опреде­лен комплекс показателей экологического, экономического и социального состоя­ния, которые в течение реабилитационного периода должны отвечать научно обоснованным и законодательно утвержденным критериям жизнедеятельности.

Средства, предусмотренные в региональных договорах, а также предназ­наченные для поддержки депрессивных территорий, ежегодно закладываются в Государственном бюджете страны. Они не включают трансферты, предусмо­тренные Государственным бюджетом для финансового выравнивания в меж- бюджетных отношениях. С целью учета интересов регионов и центральной власти в планировании регионального развития, согласования их прозрачности в опреде­лении депрессивных территорий создается специальная парламентско-прави­тельственная комиссия по вопросам устойчивого развития регионов, которая должна выполнять функции арбитра при решении проблемных вопросов в договорных отношениях.

В то же время следует отметить, что мы пока еще не имеем целостной региональной экологической политики, гармонизированной с общенациональной. Определенная ее результативность в настоящее время обусловлена только активностью местных органов власти, общественности. Проблема заключается в том, что современная система государственного экологического управления оста­ется еще слишком централизованной и в основе своей ведомственной, где все делается по распределению функций с учетом территориальных интересов.

Предоставление гражданам реального права на получение информации, участие общественности в процессе принятия решений и доступ к правосудию по вопросам, касающиеся окружающей среды, возможно только при условии функционирования в стране и регионах эффективного механизма демократии.

В основу такого механизма целесообразно положить систему кибернетичес­кого анализа проф. Гарвардского университета Карла Дейча. В такой системе власть, ее экологическая политика, доступ к информации, участие общественнос­ти в принятии решений будет осуществляться как процесс управления и коорди­нации усилий людей на достижение целей в охране окружающей природной среды (атмосферы). При этом средством экологической коммуникаций между властью и гражданами будет служить Всемирная компьютерная сеть Интернет (рис.1).

В таком Интернет - проекте жизнедеятельность населения, состояние окру­жающей среды и техногенной нагрузки на нее рассматривается как процесс вир­туального общественного экологического мониторинга, где управление и приня­тие решений становятся благодаря Интернету прозрачными и доступными для людей. Взаимодействие власти и населения превращается в самоорганизующуюся систе координации общих усилий для реализации оптимальной экологической политики.

Для коррекции этой политики, достижения реальных результатов в охране окружающей среды, и в частности, атмосферного воздуха Львовского региона предусматривается определить воображаемую дистанцию между существующей экологической ситуацией и поставленными целями, ее эмпирическое обоснование. В такой системе статистические данные, исследование мнения граждан на основе их наблюдений за состоянием окружающей среды, объектов, могущих нанести им вред, флоры и фауны, которым больше всего угрожает исчезновение на террито­рии, фиксируются в цифровом формате.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1- Схема управления в современной информационной системе

 

Кроме отмеченного цифрового измерения, будет действовать еще и конвер­сионный механизм (превращающий), при помощи которого средствами информа­ционных технологий отбирает, анализирует и упорядочивает требования населе­ния, поддержку определенного мероприятия или проектов решений власти, влия­ющих на сбалансированность экономики и экологии, экономической и социальной сфер с учетом перспективы окружающей среды для будущих поколений. Потом этот механизм трансформирует данное измерение в легитимные решения власти, которые впоследствии воплощаются в жизнь. Таким образом обеспечивается эффективная обратная связь в взаимоотношениях между обществом и властью. Она позволит органам власти формировать адекватное представление о том, на­сколько эффективно они решают проблему устойчивого развития регионов и страны в целом, в каком направлении им следует изменить экологическую стра­тегию, чтобы оптимизировать достижение целевых решений, как развивать эффек­тивные формы партнерских отношений между всеми секторами общества. Тем самым власть будет функционировать как система принятия решений охраны окружающей среды на основе разноплановых потоков информации.

Таким образом, масштабы антропогенного влияния на воздушный бассейн и уровень вытекающей опасности вынуждают искать новые подходы к развитию технологических процессов, которые, будучи не менее экономически эффек­тивными, во много раз превосходили бы существующие по степени экологической чистоты. Фактически противоречие между экономикой и экологией обозначает противоречие между необходимостью гармоничного развития системы природа-человек-производство и недостаточно объективную возможность, а временами и просто субъективное нежелание такой гармонии на современном этапе развития.

Следовательно, улучшение государственной экологической политики, разра­ботка экологически чистых и малоотходных технологий, совершенствование эко­логического законодательства являются теми путями, следование которыми даст возможность решить проблемы охраны окружающей среды в целом и воздушного бассейна в частности.

Сайт управляется системой uCoz