ЗАДАЧИ ЛЕСНОЙ ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ В УСЛОВИЯХ СИБИРИ

 

Гребенюк А.Л. (ГОУВПО «БрГТУ», г.Братск, РФ)

 

Voluntary wood certification as a way of steady development and management of wood resources. Necessity of introduction of certification at the enterprises of wood sector of Siberia

 

Лесной сектор экономики является надежным источником природных единственно возобновляемых ресурсов. Российская Федерация в мировом лесном секторе по вывозке древесины занимает 3,2% от мирового объема; по производству пиломатериалов - 4,4%; древесных плит - 2,4%; бумаги и картона - 1,4%. Данные показывают, что глубокая переработка в нашей стране находится на низком уровне и убывающая динамика пока сохраняется. Мировой лесной сектор за последнее десятилетие показывает положительную динамику в переработке древесины. При этом наибольший рост наблюдается в целлюлозно-бумажной промышленности. Россия удерживает свои позиции только по поставке круглого леса, причем валютная выручка России в 2,5 раза ниже, чем в Финляндии и в 4 раза меньше чем США. Основными задачами являются: упорядоченность и совершенствование экономических лесных отношений; эффективное управление лесами; обоснование классификации лесов по группам защитности и лесопользования, отвечающей современным требованиям; организация интенсивного и неистощительного лесопользования; формирование лесного дохода на основе рентных платежей за пользование лесными ресурсами; стимулирование глубокой и комплексной переработки древесного сырья; повышение эффективности лесного сектора; социальная защита работников лесного сектора; сохранение и улучшение среды обитания. Основными направлениями развития лесопромышленного комплекса России являются: строительство новых предприятий с углубленной переработкой древесины (ЦБК); реконструкция и техническое перевооружение существующих предприятий; обновление основных фондов за счет модернизации отечественного машиностроения; разработка эффективных систем управления ЛПК на федеральном, региональном уровнях и создание вертикально-интегрированных структур на базе крупных целлюлозно-бумажных и деревообрабатывающих предприятий. Все вышеуказанные задачи и направления развития должны соответствовать Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, которая была утверждена Указом Президента РФ в 1996 г.  Концепция перехода к устойчивому развитию, повышению качества жизни, здоровья  населения, обеспечения национальной безопасности при условии сохранения природных систем и поддержания качества окружающей среды, провозглашенная Российской Федерацией, дает возможность формировать,  и последовательно реализовывать шаги в этом направлении, на уровне государственной экологической социальной и экономической политики, затрагивающей развитие всех сфер жизни страны, социально-экономических отношений и обеспечивающей внедрение принципов охраны окружающей среды и неистощительного использования природопользования лесных ресурсов. Устойчивое развитие подразумевает сбалансированность социальных, экономических и экологических интересов при строгом и устойчивом управлении ресурсами. Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства при активной роли всех граждан. К одним из способов определения и контроля устойчивого управления лесными ресурсами является добровольная лесная сертификация. Под лесной сертификацией понимается система действий, направленная на оценку соответствия состояния конкретных лесных массивов требованиям экологически безопасным и неразрушающим биоразнообразия лесов процессам извлечения лесных ресурсов в ходе лесопользования или уходом за лесом. Лесная сертификация - это сравнительно новый и быстро развивающийся процесс, который способен повысить эффективность работы лесопромышленного сектора. Создание системы лесной сертификации сопряжено с определенными трудностями, вызванными сложностью объекта сертификации, которым являются результаты лесопользования для  конкретных участков лесного фонда. Добровольная сертификация должна не ограничиваться только лесопользованием, а быть на всех этапах прохождения продукции. Этапами введения сертификации являются: сертификация лесных земель; сертификация лесных (недревесных) ресурсов; сертификация древесины на корню. Все эти этапы касаются собственника лесных земель (государства), в лице лесхозов. В дальнейшем сертификация от заготовителя до потребителя идет следующим образом: сертификация лесозаготовителей; сертификация леса в круглом виде; сертификация первичной переработки; сертификация производства продукции. Эти этапы влияют на выходе, когда потребитель намерен приобрести безопасную продукцию, которая отвечает экологическим требованиям.  Рассматривая роль сертификации в обществе в целом, можно сказать, что это гарантия тех человеческих потребностей (безопасности) которые он хотел и обязан получить при потреблении тех или иных товаров и услуг. В лесной отрасли лесная сертификация по международным представлениям это процедура независимого подтверждения соответствия системы управления лесного хозяйства международным требованиям и всей цепочки от заготовки до переработки определенным региональным, национальным и международными стандартами, которые отвечают экономико-социальным и экологическим требованиям. Сертификация лесных хозяйств разрабатывалась как альтернатива неэффективным международным инициативам, воздействию на те компании, которые стремились получить максимальную прибыль, не производя лесовосстановительных и т.п. работ. Вместе с тем лесная сертификация довольно сложная структура, которая должна учитывать не только затраты на заготовку, доставку, переработку и реализацию готовой продукции, но и на воспроизводство леса и последующим его уходом, что включает непредвиденные различные затраты, начиная от защитных, противопожарных мероприятий. При внедрении сертификации встает вопрос, какую сертификацию выбрать так, чтобы она удовлетворяла концепции устойчивого управления лесными ресурсами страны, обеспечивала свободный выход на экологически направленные рынки Европы, Америки и Японии, на которых созданы крупные группы потребителей, которые и платят только за сертифицированную лесную продукцию, хотя по международным правилам международной торговли (ВТО) обязывать сертифицировать свою продукцию никого не заставляют, но рассматривая рынок, куда лесопромышленный комплекс поставляет свою продукцию, приходим к такому заключению, что сертифицированная продукция реализуется по наилучшей цене, которая окупает процесс сертификации, к тому же рынки Европы и Японии требуют высококачественную продукцию с сертификатом, а при отсутствии оной предлагают заниженную цену. При выборе одной сертификационной системы и действия в рамках ее критериев и принципов, может возникнуть ситуация ее несостоятельности и перехода ориентированности потребителя на другую, более значимую сертификационную систему которая завоюет потребителя в данный период времени. Это означает, что производитель заведомо ставит себя в возможность частичной или полной утрате рынка сбыта своей продукции на данном рынке. Из всего вышесказанного возникает необходимость или использовать несколько сертификационных систем так, чтобы некоторые были в запасе, или необходимо разработать такую гибкую систему сертификации, которая могла бы удовлетворять жесткие рамки основных сертификационных систем, но вместе с тем могла видоизменяться и ориентироваться на потребителя с его запросами и потребностями, но не истощала, а преумножала свои лесные ресурсы и удовлетворяла Концепции к устойчивому развитию. В Иркутской области практически не рассматриваются вопросы  добровольной лесной сертификации. В частности предприятия лесного комплекса области, выходящие и поставляющие  свою продукцию (целлюлозу) на европейский рынок, встречаются с требованием предоставления сертификата соответствия, подтверждающее соблюдение всех правил рубок главного пользования, организации лесовосстановления ценных пород, соблюдение экологического баланса, охраны окружающей среды и т.д. Для решения этих вопросов необходимо рассмотреть решения, как на теоретическом, так и практическом уровне. 

Сайт управляется системой uCoz