ВСПЫШКИ МАССОВОГО РАЗМНОЖЕНИЯ ФИТОФАГОВ В ЛЕСАХ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ

 

Гниненко  Ю.И. (ВНИИЛМ, г. Пушкино Московской обл., РФ)

 

The paper describes outbreaks of mass reproduction of some needle- and leaf-eating pests in forests of the European part of Russia and in contiguous countries. The first mentions about forest and agricultural pests are available in medieval chronicles. The outbreaks of mass reproduction of Lymantria dispar and Lymantria monacha are the most frequent.

 

На европейской территории России ущерб, наносимый в результате повреждений вредителями, известен очень давно. В летописях Средневековья часто можно найти указания о повреждениях, наносимых насекомыми или мышами. Так, первое упоминание о нашествии саранчи на территории Киевской Руси имеется в летописных записях под 1008 г., в результате чего был голод. Вновь саранча погубила посевы на Руси в августе 1094 г., что вновь вызвало голод. Нашествие повторилось в 1095 г. и повторился голод среди населения. В 1103 г. вновь «приидоша прузи… Многий вред в полях учинился», то есть опять произошло нашествие саранчи. Вновь саранча появилась на Руси уже в конце 12 века: летописи отметили ее появление в 1195 и 1196 гг., что, как и раньше, привело к голоду. Затем после длительного перерыва, когда нашествия саранчи обходили Русь, поражая более западные страны, новое нападение саранчи на Руси наблюдалось в 1541 г., года от нее пострадали западные регионы Руси, Литва и Польша. Вновь нашествие на этих территориях повторилось и на следующий год: «пришла саранча на Литовскую землю, Ляцкую и около Берести, около Пинска, и около Менска, и Свержона, и Кондовова, Ивенца и поела жито и яри, и траву». В этих же землях саранча вновь была в 1579 г. Эти же регионы вновь подверглись новому нападению саранчи в 1615 г. В 1646 г. нашествие саранчи отмечено в районе г. Новгород-Северский, которой было так много, что она «наполнила дома и конюшни и погреба». Нашествие поразило эти земли также в 1647, 1648, 1649 и 1650 гг., что приводило к голоду. Причем в течение этих лет нападению саранчи подвергались местности все более северные – от севера Украины до южного Подмосковья. На Украине саранча появлялась и в 1652 г. В 1685 г. саранча уничтожила посевы на Украине, в Крыму, а также в Курске и Белгороде. Вновь Украину и Белгородчину саранча поразила в 1688 г. Сильнейшее нашествие саранчи захватило в 1690 г. Украину, южные земли России, включая и Москву, и Польшу.

Первое упоминание о массовом размножении грызунов, которые очень сильно повредили поля, имеется в Троицкой летописи в записи под 1309 г.: «пришла мышь и поела рожь, и овес, и пшеницу, и всякое жито», в результате чего на Руси был голод. Повторно о нашествии мышей имеется запись в летописи под 1472 г.: «суша, яко и градом многим погорети, в то же время мышей же бесчисленное множество». Почти век спустя (в 1566 г.) мыши нанесли сильнейшие опустошения в Поволжье. Такое же явление отмечено и в следующем, 1567 г., в Новгороде и Старой Руссе.

Впервые о лесных вредителях, появившихся в Русской земле имеется упоминание в записи под 1407 г.: «Того же лета бяше памрочно зело и дождевно велми и поводь всюду. Того же червь, окрылатев, идяше от востока на запад и пояде древно и засуши и жито». Сейчас трудно, если вообще возможно, установить точно какой фитофаг в этот год нанес столь сильные повреждения, что их заметил даже летописец. Пожалуй, с очень большой степенью риска ошибиться можно предположить, что речь в этой записи идет о непарном шелкопряде, так как только этот фитофаг может повредить деревья и нанести некоторые повреждения хлебам. Кроме того, здесь мы фактически впервые видим упоминание о том, что люди наблюдали миграции фитофагов, которые также свойственны и непарному шелкопряду. В Троицкой летописи в записи под 1408 г. также имеется указание на массовое размножение лесных фитофагов: «до той зимы три лета летели белые черви со стороны полуденной к полунощной. Переходили они реки, леса, поля, посевы и поели еловые деревья, от чего погибла вся белка». Эта же летопись отмечает, что Русскую землю в этот год поразил голод. По-видимому, здесь речь идет о первом замеченном людьми массовом размножении шелкопряда-монашенки. Этот фитофаг способен нанести сильные повреждения ельникам и вызвать их усыхание на больших площадях. По-видимому, в те годы начала 15 века стали периодом вспышек численности двух родственных видов волнянок: непарника и монашенки (и сейчас вспышки их массового размножения по времени часто совпадают) в лесных землях где-то между Москвой и Тверью. Эти древние наблюдения говорят о том, что вспышки численности лесных вредителей происходили и в древние времена, причем их влияние на жителей районов, где эти очаги формировались, было очень велико.

В Олонецкой летописи в записи под 1618 г. имеется указание о том, что «гусеница была, цвет и лист объела» в районе г. Бреста. Скорее всего, здесь вновь указание о вреде можно отнести к непарному шелкопряду, который как раз и наносит повреждения в период цветения и молодого листа на плодовых деревьях.

В летописной записи под 1565 г. в Псковской летописи имеется запись, что «во Пскове и Волостям у христиан по огородам черви капусту поядоша, и нет памятуков (т.е. старожилов), такого не бывало, и по репищам репу те черви объели». Можно с большой долей уверенности говорить, что здесь речь идет о повреждениях, нанесенных огородным культурам белянками.

В летописи Самовидца имеется интересная запись, относящаяся к 1686 г., что на Украине: «Того же року червяки черные, а зростом як гусенице были множество, и коноплям и иному зеллю барзо шкодили, ало збожу ничего не вредили, и так стадами ходили по дорозе и в город в брами, и из города стадами ишли на огороди, не боючись дожчов, хогай лето мокрое было». Тут трудно идентифицировать вид фитофага, повредившего «коноплю и зелля», но, скорее всего, вероятность того, что это какой-либо их лесных вредителей, крайне невелика.

Таким образом, на территории европейской части России и некоторых сопредельных стран вспышки массового размножения фитофагов известны очень давно, и они подчас охватывали огромные пространства как сельскохозяйственных угодий, так и лесов. В отдельные годы ущерб от таких повышений был исключительно велик. Пожалуй, из лесных вредителей с высокой степенью вероятности возможно говорить о вспышках численности монашенки в 15 веке и непарного шелкопряда в 17 веке. Поскольку южные районы современной России и Украины в средние века не входили в состав Руси, а относились к так называемому «Дикому полю» то и в летописях практически отсутствуют сведения  о вспышках вредителей в степных лесах. Но если вспышки отмечены в районе Твери, Бреста и др. северных районов, то в степных лесах они должны были в те годы иметь еще больший масштаб.

В лесах европейской территории России и в ХХ веке часто происходили вспышки массового размножения многих фитофагов. И наиболее часто здесь отмечались вспышки численности именно непарного шелкопряда и шелкопряда-монашенки.

Довольно подробный анализ динамики численности этого вредителя дал в своей книге В.И. Бенкевича (1984). Он указывает, что впервые точно описанная вспышка численности непарника произошла в Харьковской губернии в 1877 г., которая достигла максимума в 1879-1890 гг., охватив «громадные территории». Однако В.Л. Мешкова (2002) для Украины говорит о вспышках, начиная с 1837 г., а для территории России – начиная с 1869 г. ХХ век начался на территории европейской части России с вспышки непарника, которая как раз в 1900 г. достигла своего максимума. Затем крупная вспышка охватила эти же территории в 1908 г., достигнув максимума в 1912 г. Эта вспышка к 1914 г. охватила территорию 25 нынешних областей европейской части России. К 1917 г. вспышка затухла и в 1918-1922 г.г. действовали лишь локальные сравнительно небольшие очаги. Новая вспышка охватила юго-восточные области России и почти всю Украину в 1924 г. Она затухла в 1929 г. и до 1933 г. наблюдались лишь локальные очаги. С 1934 г. начался новый подъем численности, который по мнению В.И. Бенкевича (1984) был самым продолжительным и привел к формированию наиболее крупных очагов массового размножения в течение всего ХХ века. Этот период повышенной численности непарника продолжался до 1960 г., достигнув своего максимума в 1955 г. Своеобразным центром вспышек численности этого фитофага на европейской части России являются леса Башкирии. Именно здесь зарегистрированы самые крупные по площади очаги и за все время наблюдений в ХХ веке здесь практически ежегодно они действовали. Почти так же часто, как и в Башкирии, очаги непарного шелкопряда действовали в Самарской, Саратовской, Волгоградской, Оренбургской и Пензенской областях.

Таким образом, наши данные подтверждают вывод, сделанный А.Н. Беловым (2000) о том, что в этом регионе находится центральная зона вспышек непарного шелкопряда на всей территории Русской равнины. Этот автор связывает такую локализацию вспышек непарника с влиянием изменчивости природных условий близ Каспийского моря. Однако колебания уровня Каспийского моря не могут иметь сколько-нибудь существенного влияния на динамику численности непарника, например, на Украине. Там, по данным В.Л. Мешковой (2002), чаще всего и на наибольших площадях очаги непарника формируются в Крымской, Одесской, Днепропетровской, Харьковской, Херсонской, и др. областях. Сравнивая ситуации в обоих государствах, бросается в глаза, что вспышки непарника здесь локализованы, прежде всего, в лесах, произрастающих в условиях степи или южной лесостепи, чаще всего в речных долинах. Кроме того, они приурочены к средним или нижним течениям Волги, Днепра, Дона и Донца. По-видимому, возникновение вспышек этого вида каким-то образом связано с колебаниями природных условий на широких пространствах, на которые оказывают влияние эти реки.

 

Литература.

1.     Бенкевич В.И. – Массовые появления непарного шелкопряда в Европейской части СССР. Изд-во «Наука», М. 1984. 143 С.

2.     Мешкова В.Л. Iсторiя масових розмножень комах-хвоелистогрзизiв. Харкiв, «Майдан», 2002. 243 с.

3. Белов А.Н. Локализация и распространение вспышек непарного шелкопряда //Защита лесов России и перспективы ее развития. МПР, ВНИИЛМ, Пушкино, 2000. С.90-94

Сайт управляется системой uCoz