СПОСОБЫ УСТРОЙСТВА ПОКРЫТИЙ НА ОСНОВАНИЯХ ПУНКТОВ ПОГРУЗКИ ДРЕВЕСИНЫ И ПОДЪЕЗДНЫХ ПУТЕЙ ЛЕСОСЕК

 

Ермалицкий А.А., Насковец М.Т. (УО «БГТУ», г. Минск, РБ)

 

Necessity of application of strengthening coverings of the bases of loading items for a wood is proved at work on them of wheel wood engineering, ways of construction of the developed designs from alternative materials are offered.

 

Согласно стратегическому плану развития лесного хозяйства Беларуси к 2005 году всем лесозаготовительным предприятиям рекомендовано перейти на заготовку древесины колесной лесной техникой. Это связано с ужесточением экологических требований по сохранению подроста и напочвенного покрова, по уменьшению негативного воздействия на физико-механические и биологические свойства почвогрунтов.

В последнее время на различных конференциях и семинарах, посвященных обсуждению этих проблем, обосновывается необходимость применения лесотехники с пневмоколесным движителем и на операциях по погрузке и разгрузке древесины непосредственно в лесных массивах. Однако возможность применения этих машин ограничивается в силу большого удельного давления на грунт и специфики свойств лесных почвогрунтов (высокая влажность, дисперсность, пористость, крайне низкая сопротивляемость механическому воздействию и т.д.). Кроме того, этому препятствует и отрицательное влияние периодов распутицы (3-4 месяца в году).

Следовательно, планируя осуществление процесса погрузки колесной техникой, необходимо проектировать укрепление площадок, охватываемых фронтом работы этих машин, различными упрочняющими материалами. Поскольку основания погрузочных площадок подвергаются воздействиям нагрузок соизмеримых с нагрузками на основания лесотранспортных путей (а порой и превышающих их), требования к материалам покрытий лесовозных дорог, и погрузочных пунктов должны совпадать.

Материал покрытия должен быть достаточно твердым, прочным, хорошо сопротивляться сдвигу, истиранию и раздавливанию. Поэтому всегда в качестве покрытия на лесовозных дорогах применяют такие материалы, как древесина, оптимальная гравийная смесь, черный гравий (щебень), железобетонные плиты и др., особенностью работы которых является обладание достаточной жесткостью, монолитностью и хорошим распределением давления от колес транспорта. Однако высокая стоимость не позволяет вовлекать их в полной мере в технологический процесс строительства подъездных путей и погрузочных площадок лесосек. У древесины как строительного материала существенными отрицательными качествами являются: быстрая подверженность загниванию во влажной среде, гигроскопичность, легкая воспламеняемость, усушка. Срок службы элементов покрытий из древесины не превышает 5 лет.

Кроме того, интересы народного хозяйства требуют сокращения объемов потребления древесины для целей строительства лесотранспортных путей, т. к. она является ценнейшим сырьем для целлюлозно-бумажного, гидролизного и других производств. Поэтому необходимо создавать рассматриваемые покрытия, обеспечивающими минимальный расход материала при надлежащей прочности и долговечности.

Целью исследования в этом направлении являлась разработка эффективных конструктивных технических решений, которые позволили бы улучшить условия перемещения колесной лесотехники на погрузочных пунктах и подъездных путях лесосек без использования дорогостоящих материалов. В связи с этим рассматривались возможные варианты усиления рабочих поверхностей, по которым перемещаются колеса, альтернативными упрочняющими материалами, неразрушающими структуру лесных почв.

В частности, в лесозаготовительной практике известно, что в условиях лесосеки одним из способов повышения несущей способности грунтов является хворостяная выстилка, которая укладывается толщиной 0,10—0,15 м на песчаных грунтах в сухой период года для повышения сцепления ведущих колес техники. Однако малая опорная поверхность автошины приводит к тому, что при трогании, торможении, разворотах лесных машин составляющие выстилки интенсивно разрушаются и измельчаются, и прочность основания транспортного пути становится недостаточной.

В случае, освоения лесного массива, произрастающего на слабых торфяных основаниях или почвогрунтах большой толщины, предпочтительнее использовать наряду с хворостяной подушкой настилы из мелкотоварной древесины для устройства погрузочных пунктов и лесных транспортных путей.

Во многих зарубежных странах для укрепления территорий площадок, охватываемых фронтом работы лесной погрузочной техники, предлагается использование изношенных автопокрышек или их элементов в качестве упрочняющего элемента покрытия на строительных площадках в период распутицы в виде гибких матов. Для увеличения жесткости мат устраивается многослойным.

Анализ результатов работы кафедры транспорта леса УО «БГТУ» в данном направлении показывает, что утилизированные автошины, применяемые для этих целей, повышают работоспособность слабых оснований и почвогрунтов. В частности: увеличивается несущая способность дорожных конструкций, снижается колееобразование грунтовых покрытий, существенно уменьшается влияние погодно-климатических и грунтово-гидрологических факторов на лесотранспортный путь.

В связи с этим предлагается ряд способов устройства покрытий на пунктах погрузки древесины на лесосеке в зависимости от типа грунтового основания:

– Способ сборки элементов и секций покрытий временных дорог и площадок (рис.), включающий объединение в секции элементов бортовых колец изношенных автопокрышек в их диаметрально противоположных концах. При этом бортовые кольца в секции соединяют вставками в виде лент, канатов, тросов, пропущенных через прорези нескольких колец одновременно, с фиксацией концов лент при заведении их в последние прорези крайних элементов. Причем концы лент для фиксации элементов мата имеют фигурную форму. Отдельные секции настила могут скрепляться между собой как проволокой (канатом) так и соединительными вставками, повторяющими контуры гибких лент.

- Способ устройства и сборки лент колейного покрытия, включающий формирование колей и укладку в них лент из монтируемых в ряды боковин утилизированных автопокрышек с размещением частей колец последующих и предыдущих боковин в отверстиях средних боковин и последующую засыпку лент. При этом колеи формируют путем их предварительного уширения и углубления относительно центральной продольной оси не менее чем на диаметр и толщину автопокрышек и выполнения в протекторной части двух симметричных отверстий с дальнейшим заведением последующей покрышки в отверстие предыдущей.

Рисунок - Конструкция дорожного мата:

1 – боковина автопокрышки, 2 – соединительная вставка, 3 – гибкая связь, 4 – проволока (канат)

 

Комплекс работ по строительству данного рода покрытий включает разборку и транспортировку их с освоенных лесосек к разрабатываемым. Полезность этих предложений заключается, прежде всего, в использовании материала, который служит отходом эксплуатации транспорта.

Сайт управляется системой uCoz