О направлениях и сценариях развития  лесопромышленного комплекса

 

Бурдин Н.А. (НИПИЭИлеспром, г.Москва, РФ)

 
Strategic directions and scenarios of development of the Russian Federation forest sector are under review.

 

В последние годы в лесопромышленном комплексе России произошли значительные изменения. Начиная с 1999 г. наметилась тенденция роста производства практически во всех лесных отраслях, что видно из приведенных в табл. 1 данных.

 

Таблица 1 - Объемы лесопромышленного производства за 1998, 1999 и 2003 гг.  в целом по Российской Федерации (по данным Госкомстата России)

Показатели

1998г.

1999г.

2003г.

2003г. в % к 1998г.

Вывозка древесины, млн. м3

78,2

90,0

93,0

118,9

Пиломатериалы, млн. м3

18,6

19,1

19,6

105,4

Фанера, тыс. м3

1102

1324

1960

177,8

Древесностружечные плиты, млн. м3

1568

1987

3181

202,9

Древесноволокнистые плиты, млн. м3

629

799

1084

172,3

Целлюлоза по варке, тыс. т

3210

4225

5752

179,2

Бумага и картон, тыс. т

3577

4535

6349

177,5

 

Правительство Российской Федерации 1 ноября 2002 г. своим распоряжением № 1540-р одобрило Основные направления развития лесной промышленности на период до 2015 г., в которых определены следующие основные цели:

-полное удовлетворение потребностей внутреннего рынка в высо­кокачественной и конкурентоспособной лесобумажной продукции рос­сийского производства;

- поэтапная интеграция России в мировой рынок лесобумажной продукции;

- рациональное и наиболее полное использование лесного потенциала страны за счет роста объемов производства продукции, повышения конкурентоспособности лесопромышленного производства, опти­мизации его структуры, вовлечения в производство низкокачественной и лиственной древесины.

Приоритетным направлением  развития лесопромышленного комплекса принято опережающее развитие мощностей по  глубокой переработке древесины.

Однако в этом документе отсутствуют конкретные экономические, производственно-технические, социальные и экологические мероприятия и механизмы, обеспечивающие достижение задач динамичного и эффективного функционирования всех отраслей лесопромышленного комплекса.

Нет должной увязки Основных направлений с региональными программами развития  лесопромышленного комплекса, хотя только через них  можно осуществить реализацию мероприятий и механизмов по структурной перестройке  производства, созданию интегрированных структур, выбору точек строительства новых предприятий, разработке инвестиционных проектов и бизнес-планов.

В этой связи представляется  чрезвычайно актуальной и своевременной задача проведения дополнительных исследований по обоснованию стратегии перспективного развития лесопромышленного комплекса с учетом основных положений Лесного кодекса, данных о доступных к эксплуатации лесных ресурсов, оценки потенциального спроса на лесобумажную продукцию на внутреннем и внешних рынках, наличия трудовых ресурсов, оценки тенденций развития лесного сектора зарубежных стран.

Важной стратегической задачей является оценка предпосылок и обоснование сценариев возможного развития с учетом перспектив социально-политического развития Российской Федерации и других внешних и внутренних  факторов и условий.

Все это может и должно найти отражение в целевой программе развития лесной, целлюлозно-бумажной, и деревообрабатывающей промышленности. Программа в своей основе должна базироваться на региональных программах, что позволит более обоснованно решить вопросы оптимального территориального размещения лесопромышленного производства, ввода новых мощностей, разработки механизмов и инструментов устойчивого развития лесопромышленного комплекса.

Необходимость разработки и скорейшей реализации конкретных  программ по развитию лесопромышленного комплекса диктуется и тем обстоятельством, что  в последние годы наметилась устойчивая тенденция снижения темпов роста производства. Предусмотренное в Основных направлениях увеличение к 2015 г. объемов лесопромышленного производства в 4 раза требует ежегодного роста не менее 8%. Фактические же темпы роста производства значительно меньше (см. рис. 1).

 

Рисунок 1 -  Темпы прироста лесопромышленного производства за 1999-2003гг., %

 

Анализ технико-экономических показателей работы лесопромышленного комплекса за 2003 г. свидетельствует о дальнейшей негативной тенденции снижения его эффективности. Среди других отраслей промышленности индекс физического объема продукции в лесопромышленном комплексе был одним из самых низких.

Анализ финансового положения предприятий лесопромышленного комплекса показывает, что по сравнению с предыдущим годом оно несколько ухудшилось. По оценке рентабельность производства снизилась по сравнению с предыдущим периодом, как в целом по комплексу, так и в отдельных подотраслях. Наибольшее снижение рентабельности имело место в лесозаготовительной промышленности, которая как и в предыдущем периоде оставалась убыточной. В 2003 году вышла из убыточных лесопильная промышленность, рентабельность производства в которой оценивается на уровне 5 %. Что касается других отраслей, то в них также произошло снижение уровня рентабельности. Объемы инвестиций в сопоставимых ценах в 2003 г. уменьшились. При этом в структуре инвестиций преобладающее место занимают собственные средства.

Одной из первоначальных стратегических задач развития лесопромышленного комплекса является совершенствование структуры производства, проектированного на ввод новых мощностей в целлюлозно-бумажную и деревообрабатывающую промышленности, что позволит повысить эффективность лесного экспорта. Фактические данные свидетельствуют, что в структуре экспорта значительный удельный вес занимает необработанный круглый лес, объем которого составлял в 2001-2003 гг. более 35 млн. м3 ежегодно. Структура лесного экспорта по валютной выручке за 2003 г. приведена на рис. 2.

 

 

Рисунок 2- Структура лесного экспорта Российской Федерации за 2003 г.,  в  %

 

Развитие  лесопромышленного комплекса на длительную перспективу в обязательном  порядке требует  учета реальных  предпосылок (факторов), которые  могут быть исходной базой достижения стратегических задач устойчивого развития лесных отраслей. К числу таких положительных предпосылок следует отнести:

- богатые запасы возобновляемых высококачественных лесных ресурсов в Российской Федерации, позволяющие значительно увеличить лесопользование с учетом всех законодательно закрепленных лесоводственных и экологических требований;

- наличие лесных ресурсов во всех федеральных округах страны и возможностей ведения в них лесозаготовок по рубкам главного и промежуточного пользования;

- наличие трудовых ресурсов и достаточного количества квалифицированных специалистов и рабочих;

- наличие определенных мощностей по заготовке древесины и производству основных видов лесоматериалов;

- наличие реального спроса на рынках лесоматериалов внутри России, а также в странах Европы, Азии, Африки, Америки и  странах СНГ;

- политическая воля федеральных и региональных органов власти в необходимости устойчивого и эффективного функционирования российского лесопромышленного комплекса.

Разработка долгосрочных прогнозов и стратегий развития всегда требуют выделения различных сценариев, так как на уровень экономических, производственно-технических и социальных показателей, как всего народного хозяйства, так и отдельно взятых секторов и промышленных комплексов, оказывают влияние многочисленные внутренние и внешние факторы и условия.

К внешним факторам следует отнести:  темпы роста макроэкономических показателей  социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу; меры государственной поддержки и содействия  развитию  лесопромышленного комплекса; наличие  экономически доступных лесных ресурсов и условия  передачи их  лесопользователям; уровень тарифов и цен  на топливно-энергетические  ресурсы и услуги  естественных монополий; уровень спроса и цен на лесобумажную продукцию на внешних рынках, наличие высокоэффективных отечественных машин и оборудования, прогрессивных технологий.

Внутренние  факторы включают  конкурентоспособность лесобумажной продукции, технический уровень производства, возможности лесопромышленных  предприятий по использованию  собственных и привлечению  заемных  средств для  модернизации производства и строительства новых предприятий, в данном случае целлюлозно-бумажных, наличие рабочих кадров и специалистов и т.п.

Все перечисленные факторы во многом определяют темпы роста производства, потребления и экспорта лесобумажной продукции,  финансовую устойчивость предприятий и динамичное развитие всего лесопромышленного комплекса. На наш взгляд с учетом «Основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу», разработанных фондом «Центр стратегических разработок», «Сценариев социально-экономического развития страны на период до 2015 года», подготовленных институтом экономики РАН, Основных направлений развития лесной промышленности, одобренных Правительством Российской Федерации, и других программных документов, можно выделить два сценария развития лесопромышленного комплекса на перспективный период.

Первый сценарий, именуемый как сценарий «структурной перестройки», по своим  главным  целям и задачам является амбициозным и направлен на достижение Россией подобающего ей ведущего места в Европе и мире по  производству конкурентоспособной лесобумажной продукции, соответствующее державе, имеющей почти четверть мировых  возобновляемых лесных ресурсов.

Сценарий "структурной перестройки" базируется на следующих  основополагающих предпосылках и условиях:

1.   Принимается, что в целом по стране валовой внутренний продукт  к  2010г. будет удвоен по сравнению с 2002г. Высокими  темпами  будут расти  объемы продукции промышленности,  инвестиции в основной капитал, реальные доходы населения, что обусловит рост внутреннего  спроса на лесобумажную продукцию.

2.   Гарантируется  государственная поддержка и содействие  развития лесопромышленного  комплекса в инновационной и инвестиционной сферах деятельности. Основные  положения Лесного кодекса будут направлены на стимулирование лесопользования. На уровне государства  будут решены вопросы совершенствования экспортно-импортной политики в части пошлин на экспортируемые  лесоматериалы  и импортируемое оборудование,  необходимое для  технического  перевооружения производства.

3.   В лесопромышленном комплексе обеспечивается динамичное  развитие всех отраслей, совершенствование  структуры  производства в направлении  увеличения доли глубокой переработки древесины. Россия по показателям душевого потребления бумаги, картона, мебели, обеспеченности населения жильем на одного жителя приблизится к среднеевропейским показателям. Будет осуществлено строительство новых целлюлозно-бумажных комбинатов в Центральном, Северо-Западном, Уральском, Приволжском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.  В производстве листовых древесных материалов главенствующее место займут прогрессивные конкурентоспособные виды продукции. В структуре лесного экспорта на долю целлюлозно-бумажной продукции  и деревообработки должно приходиться  не менее 80-90%, при одновременном сокращении импорта бумаги, изделий из бумаги и картона, мебели. В целлюлозно-бумажной  и деревообрабатывающей промышленности  будут освоены новые  прогрессивные технологические процессы, обеспечивающие  экологически безопасный уровень воздействия на окружающую природную среду.

Второй сценарий можно назвать «умеренно инерционным», который исходит из следующих условий и ограничений.

Валовой внутренний продукт по стране будет возрастать в прогнозируемом периоде более низкими темпами – до 4% в год. Не будут решены в полной мере социальные проблемы. Из-за недостатка инвестиций строительство новых целлюлозно-бумажных комбинатов ограничится 3-4 предприятиями. Рост целлюлозно-бумажного производства предусматривается  в основном за счет реконструкции действующих предприятий.

В экспорте  останется высокой доля необработанного  круглого леса. На сравнительно низком уровне по сравнению с развитыми лесопромышленными странами останутся показатели лесопользования, производства листовых древесных материалов в расчете на 1 тыс.м3 заготовленной древесины, душевого потребления бумаги, картона и мебели.

Внутреннее потребление основных видов лесоматериалов будет расти низкими темпами. Переход на новые прогрессивные и ресурсосберегающие технологии будет ограниченным. Из-за отсутствия  достаточных собственных  средств технический уровень производства, особенно в лесозаготовительной промышленности, останется невысоким. Останутся нерешенными диспропорции  в территориальном размещении лесопромышленных производств.

Вполне естественно, что основные ожидаемые результаты, характеризующие технико-экономическую и бюджетную эффективность рассмотренных сценариев развития лесопромышленного комплекса будут существенно различаться.

Реализации предложений по первому сценарию «структурной перестройки» позволяет рассчитывать на увеличение объёмов выпуска лесобумажной продукции в 2015 году по сравнению с 2002 годом в 3,1 раза, а по второму сценарию только в 1,8 раза.

Валютная выручка по 1 сценарию развития возрастает к 2015 году в 2,5 раза. При этом доля поставок  на экспорт древесины в необработанном виде в объёмах валютной выручки значительно снизится.

Реализация предложений по стратегическому развитию отрасли позволит сохранить большинство действующих эффективных рабочих мест и создать новые. При этом  дополнительная потребность в персонале, в основном, будет возникать, в районах размещения новых предприятий. Дальнейшее развитие получит малое предпринимательство в лесозаготовительном,  лесопильном, мебельном и лесохимическом производствах.

Поступления налогов в бюджетную систему страны возрастут в 2015году по сравнению с 2002 годом  по 1 сценарию развития в 4,6 раз, а поступления во внебюджетные фонды в 3,4 раза.

Следует подчеркнуть, что  достижение перечисленных выше  экономических, финансовых и производственных  показателей эффективности лесопромышленного  комплекса потребует  решения следующих проблемных вопросов, включающих в себя:

-     усиление  государственной поддержки и содействия в деле создания благоприятных условий  для активизации инвестиционной и инновационной  деятельности;

-          совершенствование  экспортно-импортной политики в части отмены  вывозных таможенных пошлин на продукцию глубокой переработки при одновременном повышении пошлин на  экспорт необработанной древесины;  отмены ввозных пошлин на импортируемое оборудование не производимое  в стране при одновременном стимулировании отечественного машиностроения;

-          регулирование цен и тарифов на продукцию и услуги отраслей естественных монополистов, а также цен на продукцию топливных отраслей промышленности с целью недопущения  неоправданного превышения темпов их роста в обрабатывающих отраслях промышленности;

-     совершенствование лесного законодательства в вопросах обеспечения приоритетной доступности к лесным ресурсам лесопользователей, имеющих мощности по переработке древесины и способных взять на себя проведение лесовосстановительных и лесоохранных работ;

-     обеспечение разработки региональных программ  развития лесопромышленного комплекса на перспективный период во всех субъектах Российской Федерации, связанных с  активным лесопользованием;

-     разработку системы законодательных  и организационных мер по  устранению нелегальных рубок леса;

-                        разработку развернутой по  регионам и отраслям целевой Программы развития лесопромышленного комплекса Российской Федерации, ориентированной на конкретные инвестиционные проекты и обеспечивающей  безусловную реализацию целей и задач, определённых в "Основных направлениях развития лесной промышленности".

Сайт управляется системой uCoz