ВЫБОР ФОРМ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ

ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

Ерыгин Ю.В., Голощапова О.С. (СибГАУ, г. Красноярск, РФ)

 

The choice of the forms of tax stimulation of innovative and investment activity of the engineering industry enterprises has been carried out.

 

Предприятия отрасли машиностроения – это уникальные предприятия промышленного производства, определяющие уровень развития не только всех отраслей промышленности, но и всей экономики в целом. В последние десятилетия машиностроительный комплекс России формировался в соответствии с текущими потребностями экономики и  обороны страны  под конкретную номенклатуру конечной продукции. В результате были созданы предметно-специализированные предприятия с очень жесткими технологическими связями, низкой гибкостью и мобильностью производства. Из-за либерализации цен и сокращения закупок машиностроительной продукции для государственных нужд резко снизилась емкость рынков инвестиционных и сложных потребительских товаров.  В итоге возникло противоречие между потребностями текущего производства, определяемым платежеспособным спросом, и необходимостью  обновления технологий, обусловленной перспективным инвестиционным развитием. За последние годы сильно ухудшилась обеспеченность машиностроительных предприятий техническими специалистами, резко увеличился средний возраст специалистов в научной сфере, в неудовлетворительном состоянии находится научно-исследовательская и экспериментальная база, не работают механизмы продвижения перспективных разработок в производство. Настоящий прорыв в машиностроении может быть достигнут за счет базисных инноваций, которые могут стать основой формирования техники и технологий нового поколения.

Поэтому возрастает роль государства и становится немаловажным его участие  в поддержке и стимулировании машиностроительных предприятий при реализации инновационных проектов. Приоритетным направлением государственного регулирования инвестиционной и инновационной деятельности является налоговое стимулирование.  Наличие налоговых льгот имеет кумулятивный эффект, так как оказывает влияние не только на участников инновационного процесса, но и на государство в целом, гарантируя ему получение стабильных налоговых доходов в будущем и повышение конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке. Для экономической ситуации сложившейся в Российской Федерации  в течение  последних лет, характерны трудности, связанные с льготным режимом налогообложения. Применяемые в современной российской налоговой системе, налоговые льготы следует не отменять, а глубоко реформировать, систематизировать, упорядочивать, рассчитывать их экономический эффект. 

В связи с этим авторами были изучены основные факторы, оказывающие влияние на эффективность налогового стимулирования инновационной деятельности машиностроительных предприятий.  Анализ выявленных факторов позволил сделать вывод о необходимости детального изучения влияния налогового стимулирования по отношению к фазам жизненного цикла продукта, стадиям инновационного процесса, а также видам налогов, имеющих разный характер зависимости от объемов производства (условно-постоянных налогов, условно-переменных налогов). Систематизация указанных факторов позволила сформировать следующие принципы налогового стимулирования:

-в фазе внедрения, ускоренного роста и спада жизненного цикла продукта налоговые льготы должны быть установлены по условно-постоянным налогам;

-в фазе замедленного роста и насыщения  жизненного цикла продукта налоговые льготы по условно-переменным налогам не имеют стимулирующего эффекта и носят дотационный характер в случае значимых социально-экономических проектов

-на стадии ФИ, НИР, ОКР, ОП формы налогового стимулирования должны быть установлены по наиболее значимым условно-постоянным налогам, исходя из структуры затрат отрасли;

-на стадии   ФИ, НИР, ОКР, ОП формы налогового стимулирования могут быть установлены по условно-переменным налогам, из-за их преобразования в условно-постоянные налоги для последующих стадий инновационного процесса;

-на стадии ПП в фазах ускоренного роста и упадка налоговые  льготы должны быть связаны с условно-переменными налогами для инновационных проектов со значительными капиталовложениями

-налоговые льготы должны быть предоставлены для всех  предприятий конкурентов, таким образом льготы направлены на повышение конкурентоспособности по импортозамещающим товарам;

-льготное налогообложение должно учитывать сбалансированность интересов налогоплательщика и казны государства.

Соблюдение принципов налогового стимулирования инновационной деятельности машиностроительных организаций  решает задачу предоставления льгот по условно-переменным налогам: по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость,  или по условно-постоянным налогам: по налогу  на имущество и налогу на добавленную стоимость. Здесь же представляется целесообразным  провести анализ влияния форм налогового стимулирования на условно-постоянные и условно-переменные налоги с целью применения наиболее эффективных налоговых льгот. 

 

Таблица 1-Характеристика форм налогового стимулирования инновационной деятельности машиностроительных предприятий

Вид налога

Формы налогового стимулирования

Изъятия

Уменьшение налога

Налоговый вычет

Корректировка налоговой ставки

Инвестиционный налоговый кредит

Условно-постоянные налоги

Налог на добавленную стоимость (НДСс)

-создает финансовый потенциал для последующей инвестиционной реконструкции

-используется адресно

-сложность определения размера снижения налога, обусловленная необходимостью учета разнообразных факторов

не используется в законодательстве РФ

Налог на имущество (НИс)

-адекватно учитывает динамику наращивания основных средств

-используется в случае ограниченности финансовых ресурсов 

-с точки зрения государственных финансов, упрощение налогового администрирования

-используется адресно

-не позволяют учесть динамику основных средств

 

 

позволяет снизить коммерческий  риск инновационной деятельности

Условно-переменные налоги

Налог на прибыль (НПv)

- не позволяет учесть  множество факторов, влияющих  на формирование налогооблагаемой базы

-позволяют мобилизовать внутренние источники на финансирование инновационного проекта

позволяет снизить финансовый риск инновационной деятельности

Налог на добавленную стоимость (НДСv)

-имеет отрицательный эффект, не дает возможности получить реальную прибыль за счет снижения производственных издержек

не используется в законодательстве РФ

 

Использование по условно-постоянным налогам таких форм налогового стимулирования, как уменьшение налога, корректировки налоговой ставки, налогового вычета не целесообразно, так как требует с целью их адекватной оценки количественного определения размера налоговых льгот. Например, требуется  снижение размера налогового обязательства по условно-постоянному налогу на имущество, величина которого будет различна, так как  в ходе реализации инновационного проекта стоимость имущества будет существенно изменяться. Данный вывод в полной мере относится и к условно-постоянному налогу на добавленную стоимость. Таким образом, изъятие наиболее предпочтительно для условно-постоянных налогов, так как эта форма налогового стимулирования  может быть предоставлена адресно и адекватно учитывает динамику наращивания основных средств в ходе реализации инновационного проекта.  

Совершенно иной подход используется для условно-переменных налогов. Льготы по условно-переменным налогам направлены на стимулирование инновационной деятельности посредством  мобилизации  внутренних источников на финансирование инновационного проекта. Поскольку речь идет обо всех источниках предприятия, то возникает  необходимость количественной оценки размера предоставляемых  льгот, поэтому  применение изъятий в данном случае нецелесообразно.

Предоставление инвестиционного налогового кредита  позволяет в условиях значительной неопределенности снизить коммерческий и финансовый риск инновационной деятельности, обеспечивая рост возможностей фирмы для эффективной  реализации проекта. Инвестиционный налоговый кредит влияет  на уменьшение риска, ассоциируемого с операционным и финансовым рычагом, поэтому он может быть использован  как по условно-постоянному налогу на имущество, так и по условно-переменному налогу на прибыль.  Применение инвестиционного налогового кредита по налогу на имущество связано с  операционным рычагом, действие которого обусловлено наличием постоянных затрат, величина которых не реагирует на изменение количества произведенной продукции в рассматриваемом периоде. Посредством  инвестиционного налогового кредита снижаем силу воздействия операционного рычага и сокращаем срок реализации проекта.   Финансовый рычаг имеет место при финансировании долговыми источниками, по которым необходимо выплачивать проценты. Величина таких финансовых издержек не зависит от объемов продаж, а обусловлена величиной займа, сроками и процентной ставкой его привлечения. Финансовый риск заключается в том, что операционной прибыли может быть недостаточно для обслуживания долговых обязательств. Степень финансового риска сокращается в связи с уменьшением стоимости капитала за счет привлечения инвестиционного налогового кредита. Поэтому инвестиционный налоговый кредит, как форма налогового стимулирования,  применима  по налогу на прибыль, так как налог на прибыль может оказывать непосредственное воздействие на инвестиционную и инновационную активность хозяйствующего субъекта. Таким образом, проведенный анализ позволяет установить соответствие между видами налогов и рекомендовать формы налогового стимулирования предложенных в таблице 2.

 

Таблица 2- Рекомендуемые формы налогового стимулирования  по  условно-постоянным и условно-переменным налогам

Вид налога

Формы налогового стимулирования

Изъятия

Уменьшение налога

Налоговый вычет

Корректировка налоговой ставки

Инвестиционный налоговый кредит

Условно-постоянные налоги

Х

-

-

-

Х

Налог на добавленную стоимость

Х

-

-

-

-

Налог на имущество

Х

-

-

-

Х

Условно-переменные налоги

-

Х

Х

Х

Х

Налог на прибыль

-

Х

Х

Х

Х

Налог на добавленную стоимость

-

Х

Х

Х

-

 

Выбор форм налогового стимулирования  инновационной деятельности машиностроительных предприятий  по условно-переменным налогам требует количественной оценки, поэтому следующим  этапом исследования представляется в разработке методики выбора оптимального варианта размера налоговых льгот, гарантирующих достижение цели инновационного процесса и  исполнения налоговых обязательств в будущем.

 

Литература

1. Налоговый Кодекс РФ. Части первая и вторая .-М.:ООО «ТК Велби».2004-512с

2. Вылкова Е.С. Романовский М.В. Налоговое планирование -СПб.:Питер, 2004..-634с.

3..Завлин П.Н., Казанцев А.К, Миндели Л.Э. Инновационный менеджмент- М., ЦИСН, 1998-568с

Сайт управляется системой uCoz