УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ГОТОВОГО ПРОКАТА
КАК ОСНОВЫ ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Быстров В.А., Новиков Н.И., Аксенова Э.А.
(НФИ КемГУ, г. Новокузнецк. РФ)
Increase of reliability and working life of shrouded forming rolls results in more even wear-out of body's surface. This will improve the quality of rolled metal. Increasing forming rolls' service life 3-4 times will allow to rise productivity of a rolling mill by 6-8% and decrease production cost of a manufactured product by 1,5%. It will also ensure competitiveness growth of finished rolling mill's goods.
В процессе инновационной деятельности современное металлургическое предприятие может повысить эффективность работы, лишь четко ориентируясь на производственный процесс и руководствуясь полным учетом воздействия факторов внешней и внутренней среды. Для этого необходима подробная классификация инноваций, их свойств и возможных путей разработки и применения наиболее перспективных технических решений. Наиболее характерными показателями нововведений являются такие показатели, как абсолютная и относительная новизна, приоритетность и прогрессивность, конкурентоспособность, адаптивность к новым условиям хозяйствования, способность к модернизации, а также показатели экономической эффективности, экологической безопасности и пр. Все эти показатели новшества являются составляющими технико-организационного уровня нововведения и его конкурентоспособности. Их значимость определяется по степени влияния этих факторов на конечные результаты деятельности предприятия: на себестоимость продукции, ее качество, объем продаж и прибыли; уровень рентабельности хозяйственной деятельности. Показатели технического уровня новшества определяют технический уровень производства в целом, формируют качество продукции, а следовательно, её конкурентоспособность.
Одной из важнейших мер, способствующих увеличению выпуска проката, улучшению качества металлопродукции и снижению расходов по переделу, является повышение стойкости прокатных валков – основного рабочего инструмента прокатных станов. Статистические данные, полученные как в нашей стране, так и за рубежом, достаточно красноречивы: 6 % всей стоимости прокатного стана составляет стоимость прокатных валков; 20÷25 % времени работы стана уходит на перевалки валков; в общих расходах по переделу затраты на валки по стану горячей прокатки составляют примерно 15÷17 % [1].
Для повышения надежности и долговечности валков прокатных станов потребовались новые износостойкие наплавочные композиционные материалы (КМ), успешно работающие в условиях высокотемпературного абразивного износа. Среди известных КМ наибольшее применение получил сплав на основе релита (WC+W2C). Однако, дефицитность, дороговизна релита (820¸ 960 руб./кг) и технологические затруднения наплавки КМ релит + сплав на основе железа, ввиду высокой растворимости релита в сплаве-связке, побудили исследователей искать новые безвольфрамовые КМ. Поэтому разработка электрошлаковых процессов упрочнения безвольфрамовыми КМ (спеченными твердыми сплавами на основе карбидов титана типа ТН 20) деталей оборудования, работающих в тяжелых условиях высокотемпературного износа, является весьма актуальной задачей, повышающей конкурентоспособность продукции.
Спеченные твердые сплавы обладают рядом весьма ценных свойств: высокая твердость 86¸92 HRA; высокая микротвердость Hm =19,5¸22,0 ГПа; величина модуля упругости составляет 445 ГПа; высокий предел прочности при сжатии до sсж= 6,0 ГПа, с достаточной прочностью на изгиб sизг =1,2¸2,5 ГПа и на растяжение sв = 0,5sизг. И самое благоприятное свойство среди известных карбидов - высокая ударная вязкость 0,8¸1,2 МДж/м2. Способность спеченных твердых сплавов сохранять в значительной степени указанные свойства при повышенных температурах является чрезвычайно важной характеристикой при высокотемпературном абразивном износе [2].
При большинстве способов наплавки происходит существенное растворение твердых частиц и обогащение матрицы хрупкими продуктами растворения Me'С на Me' и С, что отрицательно сказывается на износостойкости КМ. Намечено несколько путей уменьшения растворения твердых частиц в матрице КМ, одним из которых является нанесение защитных (барьерных) покрытий. Таким барьерным покрытием может служить образование боридного барьерного слоя на поверхности спеченных твердых частиц в результате диффузии бора в твердые частицы. Обычно для нанесения барьерного покрытия в состав шихты КМ вводится борсодержащая сплав-связка, например ПГ-СР3 (колмоной, содержащий 3,2 % бора), или в состав флюса добавляются бура (Na2B4O7 ·10Н2О) и борная кислота (Н3ВО3). Введение в состав шихты порошковой проволоки для получения КМ на основе ТН 20 или добавление в состав флюса борсодержащих элементов приводит к образованию карбоборидов (Ti2B)С с образованием новой межфазной защитной границы. На поверхности твердых частиц четко наблюдается нетравящаяся полоска борированного слоя с повышенной микротвердостью Hm (Ti2B)C = 28,9 ГПа, что благоприятно сказывается на износостойкости при высокотемпературном износе. Установлено, что образование борированного слоя на поверхности твердых частиц приводит к увеличению микротвердости границы твердая частица – матрица до 29¸32 ГПа, повышению прочности сцепления до 780 МПа, вследствие улучшения смачивающей способности бора, уменьшению растворимости твердых частиц с борированным слоем, а следовательно, к повышению износостойкости в 3¸4 раза КМ, работающих при высокотемпературных видах износа [3].
Перспективы развития научных разработок заключаются в том, что разработанные способы упрочнения быстроизнашивающихся деталей, основанные на концентрации спеченных твердых частиц типа ТН 20 в местах интенсивного износа деталей, приводят к экономии легирующих элементов в общей массе наплавленного металла. Например, чтобы наплавить 100 кг быстрорежущей стали, содержащей 18 % вольфрама потребуется ввести в шихту более 19 кг вольфрама. Для наплавки того же количества КС на основе спеченного твердого сплава типа ТН 20 (который по износостойкости в 2¸3 раза выше, а по плотности в 3,3 раза ниже вольфрама) потребуется гораздо меньшее количество легирующих компонентов, например, титана, молибдена, никеля:
%
где – концентрация Ti в общей массе наплавленного металла, %;
– концентрация твердых частиц в местах интенсивного износа детали;
= 0,2 – доля твердых частиц в общей массе наплавленного металла;
– плотность спеченного твердого сплава ТН 20, = 5,4 т/м3;
– содержание легирующего компонента Ti, в ТН 20, = 72 %;
– плотность матрицы, основы наплавленного металла, = 7,8 т/м3;
– относительная износостойкость КС на основе ТН 20, = 2.
=
=
Т.е. получается весьма экономно легированный сплав (3,24% Ti; 0,9% Ni; 0,54% Mo), что приводит к значительному экономическому эффекту при упрочнении быстроизнашивающихся деталей (расход которых только на одном металлургическом комбинате составляет сотни тонн) композиционными сплавами на основе спеченных карбидов титана типа ТН 20.
Опытно-промышленные испытания получения бандажированных валков методом ЭШЛ (совмещенным методом заливки жидкого металла в осевое пространство с плавлением электрода-соленоида в шлаковой ванне) с применением в качестве материала бандажа высокохромистого чугуна, армированного частицами спеченного твердого сплава типа ТН 20, показали повышение срока службы валков в 3¸4 раза. ЭШЛ производили при следующих параметрах: Uшл = 40 В; IЭШП = 2200 А; dэл.сол = 10 мм; шаг соленоида, т.е. расстояние между витками спирали соленоида ℓшаг сол = 20¸80 мм; внутренний диаметр бандажа Dвн = 300 мм; диаметр электрода-соленоида Dэл.сол = 270 мм; высота оси валка Hвал = 1800 мм; коэффициент расплавления электрода-соленоида aр = 40 г/А.ч.
Тогда, скорость расплавления проволоки электрода-соленоида составила:
Vпл.эл = = 4 ·2200 · 40/(3,14 ·102 ·7,8) = 144 м/ч = 4 см/с;
Скорость подъёма зеркала металлической ванны оси валка, Vп.м.в:
Vп.м.в = Vпл.эл ·ℓшаг сол/π Dэл.сол = 40·80/(3,14·270) = 4 мм/с;
Время заполнения осевого пространства жидким металлом tзап:
tзап = (Hвал - Lбоч)/Vmax + Lбоч/ Vп.м.в = (1800 – 800)/20 + 800/4 = 250 c = 0,07 ч;
Производительность процесса ЭШЛ бандажированного валка:
ПЭШЛ = π D2вн· Hвал ·ρст /(tзап) = 3,14 ·302 ·180 · 7,8/(0,07) = 56708 кг/ч;
Удельный расход электроэнергии на 1 кг металла, полученного ЭШЛ:
qуд.эл = IЭШП · Uшл· tзап / ПЭШЛ = 2200 · 40 · 0,07/56708 = 0,11 кВт. ч/кг.
Следовательно, удельный расход электроэнергии нового способа ЭШЛ бандажированных валков по сравнению с ЭШП получения валков (qуд.эл = 1,5 ¸ 2 кВт. ч /кг), примерно в 14 раз меньше [4].
Таким образом, разработанные способы ЭШЛ бандажированных валков приводят к сокращению удельного расхода электроэнергии примерно в 14 раз, а нанесение барьерных покрытий на твердые частицы – к экономии легирующих элементов в общей массе наплавленного металла за счет предотвращения растворения твердых частиц и повышению стойкости валков в 3÷4 раза.
Условно-годовая экономия от применения ЭШЛ новыми КМ, повышающими срок службы деталей в 3÷4 раза, составила на 1 млн. т. проката за счет повышения срока службы прокатного стана в 2,5 раза, при действующем расходе валков 9,5 руб./т на 1 т. проката;
Эу.г = 1000000 · [9,5 · (1 – 1/2,5)] = 5˙700˙000 руб./год
Выводы. Применение системы управления новыми технологиями упрочнения быстроизнашивающихся деталей металлургического оборудования, и обеспечение этих технологий инновационными решениями в области создания новых КМ и способов ЭШП, позволило увеличить срок службы деталей в 3÷4 раза и повысить производительность металлургических агрегатов на 6÷8 %, что обеспечило получение экономического эффекта 5˙700˙000 руб./год за счет снижения себестоимости готовой продукции, а повышение качества продукции привело к повышению её конкурентоспособности.
Литература
1. Быстров В.А. Новая технология изготовления бандажированных прокатных валков электрошлаковым литьём./ В.А. Быстров, В.И. Верёвкин, И.Ф. Селянин. // Изв. вуз. Черная металлургия. –2001. – № 8. – С. 64-66.
2. Быстров В.А. Современные технологии получения и исследования сверхизносостойких КС./ В кн.: Новые индустриальные технологии и материалы. / Под ред. В.Е. Громова. – Новосибирск: Сибирские огни, 2000. – (С. 122-133) – 361 с.
3. Быстров В.А., Новиков Н.И., Оськин И.С. Экономическая эффективность композиционных наплавочных материалов с барьерным покрытием. /II Международная НТК “Материалы и технологии XXI века”. – Пенза: Пенз. ГУ. – 2004. – (С 30-34) – 223 с.
4. Быстров В.А. Экономическая эффективность энергосберегающей технологии изготовления бандажированных прокатных валков методом ЭШН. / В сб. научных трудов “Перспективные материалы, технологии, конструкции” /Под ред. В.В. Стацуры. Вып.3.– Красноярск: САА, 1997.– (С. 315-321) – 464с.