РАЗРАБОТКА НОВЫХ ВИБРОЗАЩИТНЫХ СИСТЕМ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
Антипов В.А., Пономарев Ю.К., Шатров В.Г.
(СамГАПС, СГАУ, г. Самара, РФ)
The outcomes of a research and creation of a
mathematical model of a hysteresis of a multilayer goffered package of slices, used for damping of
oscillations of curls turbopumps are indicated.
Одним из главных направлений повышения надежности изделий транспортного машиностроения является использование в конструкциях демпфирующих элементов, которые обеспечивают снижение уровня вибраций и ударов в процессе эксплуатации техники. В последнее время для этих целей стали применять многослойные кольцевые демпферы, работающие на принципах конструкционного демпфирования [1] (рис.1).
|
Рисунок 1- Конструкция и расчетная схема кольцевого гофрированного демпфера: 1 – многослойный пакет; 2 – корпус опоры; 3 - вибратор |
Данные устройства очень эффективны и широко применяются для гашения колебаний роторов турбомашин, трубопроводов, агрегатов с цапфовым креплением к основанию, космических аппаратов при их транспортировке по железной дороге [2].
Рисунок 2- Схема нагружения пакета |
Рисунок 3- Обозначение параметров, характеризующих профиль гофров |
Для создания расчетной модели деформирования данного устройства авторами был применен полуэмпирический путь исследования. Его суть состояла в следующем. Вначале исследовался элемент гофрированного демпфера в виде одно-и и многопролетного пакетов с заданным числом лент n (рис. 2). Ленты пакета имеют некоторые геометрические параметры, показанные на рис. 3. Материалом для изготовления гофрированных пакетов служила лента по ГОСТ 2416-65 второй и третьей групп прочности из пружинных сталей У8А - У12А, 65Г. Поверхность ленты имела чистоту не ниже восьмого класса. Технология изготовления гофрированной ленты, описание стендов для гофрирования приведены в [1].
Рисунок 4- Типичный вид упругогистерезисных петель многослойных пакетов, работающих в режиме одностороннего упора |
Определяющими параметрами являются: шаг гофра - t, толщина пластин - h, стрела выгиба гофра - h*, угол при вершине гофра - f, ширина пластин - b, длина прямолинейного участка склона гофра - е, число лент - n, число пролетов - m, модуль упругости ленты - Е, прогиб пакета - y, коэффициент трения скольжения на контактных поверхностях - f. Определяемыми параметрами являются: сила Р1 на этапе нагрузки и Р2 на этапе разгрузки (рис. 3.3). Для удобства исследования вместо определяемых параметров Р1 и Р2 введем два других параметра - среднециклическую силу R и обобщенную силу трения Т, которые связаны с Р1 и Р2 следующими соотношениями:
Т = Р1 - Р2; (1)
R = (Р1 + Р2)/2. (2)
Величина коэффициента трения f в эксперименте не измерялась, однако состояние контактных поверхностей поддерживалось идентичным во всех компоновках. В связи с этим данный параметр был выведен из состава определяющих параметров. Не измерялась также и величина модуля упругости Е, вариация которого для вышеуказанных сталей не превышает 5%.
В соответствии с принятой концепцией исследования, упругофрикционные свойства гофрированных пакетов изучались на базе теории подобия, исследуя влияние на УДХ определяющих критериев подобия, найденных с помощью p-теоремы, путем разложения упругогистерезисных петель на составные элементы R и T (выражения (1, 2), представления их в виде безразмерных комплексов, а затем сравнения этих элементов для различных компоновок, характеризуемых совокупностью определяющих критериев подобия [2].
Определяющие критерии подобия были найдены в соответствии с p-теоремой в виде:
(3)
а определяемые - безразмерная среднециклическая сила `R и обобщенная сила трения`Т в виде
(4)
(5)
где момент инерции поперечного сечения ленты
J = bh3 / 12, (6)
а km - некоторая функция, зависящая от числа пролетов m:
km = 4 - 3 exp[-0,4(m-1)]. (7)
Факт подобия по упругофрикционным свойствам различных типоразмеров изделия устанавливался по наличию в критериальных координатах h - x
h = Pt3 / nmkmh*EJ, x = y / h* (8)
поля петель, единственного для всех типоразмеров.
Деформирование пакетов осуществлялось на установке, показанной на рис. 5. Диапазон варьирования параметров пакетов значительно превосходил имеющийся на практике.
|
Рисунок 5- Фотография установки для исследования пакетов |
Экспериментальное исследование показало, что безразмерная среднециклическая сила R и безразмерная обобщенная сила трения Т в исследованном диапазоне параметров являются функциями лишь одного критерия подобия - безразмерной деформации x, определяемой из выражения (8). Таким образом, вид критериев подобия (4, 5, 8) является для данной системы конструкционного демпфирования наиболее оптимальным.
На рис. 6 показаны зависимости `R(x) и `Т(x). С помощью метода наименьших квадратов для этих функций были подобраны аналитические зависимости
(9)
` Т(x) = 0,16x + 0,4x2 - 6,222(x - 0,7)2 × so(x - 0,7), (10)
|
Рисунок 6 - Зависимости безразмерной среднециклической силы и безразмерной обобщенной силы трения многослойных пакетов от безразмерной деформации пакетов
|
где so - функция Хевисайда, равная
(11) Знание эмпирических зависимостей `R(x) и `Т(x) позволило записать зависимость силы от прогиба и направления деформирования для внешней петли гистерезиса пакетов в виде (12), где для нагрузочной ветви n=1, а для разгрузочной - n=2; под термином "внешняя" петля гистерезиса здесь понимается петля, полученная при циклическом деформировании пакета на амплитуду, равную стреле прогиба гофра:
(12)
Если деформирование пакета осуществляется из некоторой точки (Po, yo), лежащей на внешней петле, то форма загрузочного процесса отличается от рассчитанной по формуле (12).
Исследование показало, что существуют некоторые критериальные координаты:
(13)
(14)
в которых безразмерная функция l(z) изображается единственной кривой (рис. 7). Ее удалось аппроксимировать функцией:
l = exp(-10z). (15)
|
Рисунок 7- К определению формы внутренних нагрузочных процессов в поле упругогистерезисных петель многослойных элементов |
В выражениях (13) и (14) в качестве базовых величин взяты обобщенная сила трения Т и обобщенная деформация а, определенные при y = yo. Причем величина обобщенной деформации а определялась равной отрезку, отсекаемому процессами Р1 и Р2 (см. рис.3) внешней петли гистерезиса и проходящему через середину отрезка Т параллельно оси y. Результаты обработки эксперимента, проведенного в критериальных координатах (13, 14) на рис. 7. показаны точками. Зависимость (15) позволила записать окончательное выражение для расчета любого процесса загрузки с началом, лежащем на внешней петле гистерезиса, в виде:
(16)
где xо = yо / h*, а безразмерная обобщенная деформация `а(x) также как и `R(x) и `Т(x) оказалась функцией только относительной деформации x и определяется из выражения:
(17)
На рис. 8 в качестве примера приведены поля упругогистерезисных петель, полученные расчетным и экспериментальным путем для пакета с одними и теми же геометрическими и физическими параметрами. Как видно из рисунка, эмпирическая расчетная формула дает удовлетворительные результаты и отражает качественные закономерности, протекающие при деформировании гофрированного пакета.
а) б)
Рисунок 8 - Поля упругогистерезисных петель многослойных пакетов, полученные расчетным (а) и экспериментальным (б) путем |
На рис. 9 показано обобщенное поле упругогистерезисных петель, полученное расчетным и экспериментальным путем в критериальных координатах h = h(x, xo,n, n) (выражения (8). Установлено, что условиями подобия по упругодиссипативным свойствам различных типоразмеров пакетов при их загрузке по процессам, лежащим на внешней петле гистерезиса, будут:
(18)
(19)
где - матрица размера 2 ´ i, a i - число петель в поле.
Тщательные эксперименты по изучению формы нагрузочных и разгрузочных процессов, лежащих внутри внешней петли гистерезиса, показало, что они подобны полному повторному процессу с началом, расположенным на внешней петле. При этом масштабы подобия по обеим осям оказались одинаковыми и зависящими от соотношения "остаточной" обобщенной силы трения Т к полной То, (рис. 10):
(20)
Коэффициент kт фактически учитывает предысторию нагружения. В частности, установлено, что если начало процесса деформирования расположено в точке, равноотстоящей от границ внешней петли, то загрузочный процесс ровно в два раза меньше соответствующего полного процесса с началом на внешней петле. Здесь, хотя и рассматривается случай существенно нелинейной гистерезисной системы, для внутренних процессов установлено некоторое сходство с так называемым "принципом Мазинга" [2], открытым для линейных упруго-пластичных сред.
Рисунок 9- Обобщенные поля упругогистерезисных петель, построенные расчетным (а) и экспериментальным (б) путем для n = const = 60 |
Рисунок 10- Способ определения коэффициента kт
|
Благодаря найденному закону формула (16) адаптирована для любых нагрузочных процессов и в окончательном виде выглядит так:
(21)
Имея математическую модель базового многослойного гофрированного элемента, несложно создать математические модели демпферов и амортизаторов с различными вариантами компоновок пакетов и более сложными случаями их нагружения [1,3].
ЛИТЕРАТУРА
1. Пономарев Ю.К., Проничев Ю.К., Чегодаев Д.Е. и др. Многослойные демпферы двигателей летательных аппаратов. - Самара: Изд-во СГАУ, 1998 .- 234 с.
2. Masing G. Wissenschaftliche Veroffentlichungen aus dem Simens-Konzern. 3 Band, Erstes Heft, 1923.
3. Чегодаев Д.Е., Пономарев Ю.К. Демпфирование. - Самара: Изд-во СГАУ, 1997 .-334 с.