К вопросу об организации лесного хозяйства по речным Бассейнам

 

Кожурин С. И., Шутов В. В. Дудин В. А.,  Корякин В. А.,

(КГГУ, г Кострома, РФ)

 

At question about organization of a forest farm by river regervoirs.

 

Леса и реки - наше национальное богатство, важнейший вид природных ресурсов. Использовать их необходимо разумно, чтобы не обеднить нашу землю, не оставить ее опустошенной для будущих поколений. К сожалению, охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов не уделяется должного внимания. В первую очередь это касается леса с его сложнейшей экологической системой.

С давних пор выделение административно-хозяйственных единиц проводили по населенности территорий, степени развития хозяйства и путей транспорта. Поэтому хозяйственная деятельность человека часто приводила к негативным последствиям экологического характера. Все это полностью относится и к лесному хозяйству нашей страны. Создание лесных административно - хозяйственных единиц: лесхозов и лесничеств проводилось по населенности территорий, степени развития инфраструктуры и путей транспорта, а до революции еще и по видам собственности. Размещение лесного фонда, его породный и возрастной составы оценивались только с точки зрения организации лесоэксплуатации, а распространение характерных типов леса, почв, и тем более, водоохранная и экологическая роль леса просто не учитывались. Хозяйственная деятельность человека без учета этих факторов привела в настоящее время к негативным экологическим последствиям.

Нерациональное использование леса, прежде всего, резко изменило гидрологические условия многих водосборных бассейнов. Произошло размывание обезлесенных берегов, помутнение воды в реках и их обмеление. По данным А. А. Молчанова смыв почвы при ширине лесосеки в 400 м увеличи­вается в 4-5 раз по сравнению с лесосекой шириной 50 м [1]. После сплошных концентрированных рубок за 30 лет исчезло несколько притоков р. Черный Кыл (Челябинская область), пересохли многие ручьи в районе поселка Авзян (Башкирия). Величина весеннего стока в первые три года после концен­трированной рубки возрастает в 6 раз по сравнению со стоком в лесу [2]. Произошли изменения в гидрологии рек Костромской области. Изменилась интенсивность стока, сократился период половодья, уменьшился уровень воды в меженный период и усилились эрозионные процессы.

В настоящее время размер возможного отпуска древесины рассчитывается для обширных территорий лесхозов, в границах которых имеются леса не только экономически доступные, но и невыгодные для эксплуатации. Такая порочная практика ведет к подмене реальной расчетной лесосеки и легализует хищническую вырубку лесов вблизи транспортных путей и населенных пунктов. Кроме того, способы рубок, техника и технология лесосечных работ, лесовосстановительные и другие лесохозяйственные мероприятия осуществляются на различных участках  без учета местных условий, что, в свою очередь, сразу же отражается на гидрологии реки.

В то же время в пределах каждого лесного массива не все участки в одинаковой степени выполняют водоохранно-защитные функции. Одни из них - опушки леса по границам с безлесными пространствами, полосы вдоль оврагов, осыпей, берегов рек, леса на крутых и горных склонах и у истоков рек - играют исключительно большую стокорегулирующую и защитную роль, другие - участки леса на ровных местах и пологих склонах - имеют меньшее защитное значение. Поэтому способы рубок, техника и технология лесосечных работ, лесовосстановительные и другие мероприятия на различных участках должны быть дифференцированы [3].

В девяностых годах XX века в Японии был пересмотрен лесной закон с целью создания новой системы управления лесами, основанной на речном бассейне, как на хозяйственной единице. В соответствии с этим разработаны общенациональные планы, включающие основные направления деятельности по улучшению состояния лесных ресурсов каждого из основных речных бассейнов. Основными лесохозяйственными задачами стали производство древесины, сохранение водных источников, предотвращение обвалов и оползней в горных районах, сохранение благоприятной для человека среды обитания, обеспечение условий культурной деятельности и поддержание «лесных функций для выгод об­щества». Новым лесным законом в Японии введена система управления из 44 речных бассейнов [4].

Современные границы Костромской области не проходят по водоразделам рек. Правые притоки реки Костромы в основном находятся на территории Ярославской области, истоки реки Унжи в Вологодской, а большая часть реки Ветлуги в Нижегородской области и республике Марий Эл. В целом, область расположена в бассейне Верхней Волги и ее левых притоков - Костромы, Немды, Унжи и Ветлуги. Лесистость области достаточно высокая - 74.6%. На территории области протекает 3157 малых и больших рек общей протяженностью 14,69 тысяч километров. Из общего объема воды, формирующейся в пределах Верхней Волги (46,7 куб. км в год) объем воды с территории водосбора Костромской области составляет 14,7 куб. км.

В соответствии с требованиями законодательства на территориях, прилегающих к акваториям рек, озер, водохранилищ выделены водоохранные зоны, где установлен специальный режим хозяйственной деятельности и запрещены рубки главного пользования. Так, минимальная ширина водоохранных зон устанавливается: для рек протяженностью до 10 км, - 50 м; от 10 до 50 км - 100 м, от 50 до 100 км -200 м; от 100 до 200 км - 300 м; от 200 до 500 км - 400 м; от 500 и более километров - 500 м. Кроме этого в лесах первой группы выделяются категории защитности, в которых ограничены виды пользования лесом, но и их площадь незначительна. Таким образом, от сплошных рубок оберегается ничтожно малая доля лесов, расположенных в бассейнах рек. Например, одна из крупных рек области - Унжа, протяженностью 426 км, с площадью бассейна 27800 км2, будет иметь водоохранную зону около 170 км2, или 0,006%. На территории же водосбора, удаленной от реки более чем на 400 метров, можно осуществлять любые виды рубок, в том числе и сплошные, практически не согласованные с требованиями нормального функционирования бассейна реки. Очевидно, что с таким подходом к лесопользованию ухудшение состояния рек неминуемо.

Настоящее состояние большинства рек Костромской области требует изменения ведения лесного хозяйства. На наш взгляд, это можно сделать только с учетом геоморфологии края, важным элементом которой является речной бассейн. Именно речной бассейн, а не антропогенные факторы, должен предопределять границы лесохозяйственных предприятий. Это позволит координировать все лесохозяйственные мероприятия с учетом их воздействия на гидрологию реки. Такая реорганизация требует подробного экономического анализа. Но и без изменения структуры лесохозяйственных предприятий, для группы лесничеств и лесхозов, расположенных в бассейне реки, можно составить комплексные планы по ведению хозяйства с учетом водоохранной роли леса. Такой подход позволит сохранить реки и лесные массивы в их естественном состоянии.

На территории области можно выделить три крупных  бассейна рек Костромы, Унжи и Ветлуги, которые могут выступать в качестве хозяйст­венных единиц, равных трем крупным лесхозам площадью от 46 200 до 88700 км2. Каждый из них будет содержать 12-16 лесничеств в пределах бассейнов более малых рек - притоков рек Костромы, Унжи и Ветлуги. По сравнению с сегодняшней организацией лесного хозяйства области - существенно уменьшится число лесхозов (с 22 до 3) и число лесничеств (с 130 до 40-60). Такая реорганизация требует подробного экономического анализа, но сама постановка вопроса заслуживает внимания.

В настоящее время в Костромской области, по нашему мнению можно осуществить переходные циклы мероприятий от существующей системы лесного хозяйства к предложенной выше. 

В целом по области составление планов по развитию и ведению лесного хозяйства производится в разрезе  речных бассейнов крупных рек области с учетом их водоохранной роли. На их основе  создаются планы ведения лесного хозяйства лесхозов и лесничеств. При этом лесхозы и лесничества остаются в своих современных границах, но вести лесное хозяйство будут уже с учетом влияния лесохозяйственных мероприятий на гидрологию реки. Это несколько осложняет проведение лесоустроительных работ и составление перспективных проектов хозяйствования, но может дать эффект уже через несколько лет, так как не требует реорганизации существующей структуры предприятий лесного хозяйства.

В пределах лесхозов и лесничеств организация лесного хозяйства производится на основе бассейнов малых рек.  Площадь их для каждого конкретного лесничества индивидуальна и зависит от особенностей гидрологии территории. При этом предусматривается изменение границ лесничеств так, чтобы в лесничество входили только полные площади бассейнов. На каждый из них составляется план проведения лесохозяйственных мероприятий. Площади рубок в этом случае необходимо размещать равномерно по территории бассейнов, при этом должны ограничиваться сплошные рубки и выборочные рубки высокой интенсивности, которые занимают значительные, более 30% данного водосбора.

Предварительные экономические расчеты применения предлагаемых мероприятий в Кологривском лесхозе Костромской области показали, что их применение экономически рентабельно и может рассматриваться в качестве способа оптимизации ведения лесного хозяйства. Новые подходы позволяют не только сократить число производственных единиц, но и сбалансировать  площади лесничеств, при более рациональном размещении их по территории лесного фонда. При этом особой оценки требует положительный экологический эффект от улучшения гидрологии рек.

В целом можно утверждать, что апробация системы управления лесами по бассейнам рек в Костромской области, в первую очередь в многолесных и малонаселенных районах, безусловно, даст положительные результаты и имеет большое будущее.

 

Литература

1.  Молчанов А. А. Гидрологическая роль леса, - М.: Изд-во АН СССР, 1960,

2.            Мелехов И. С. Лесоводство. - М.: МГУЛ, - 2002.

3.           Побединский А. В. Водоохранная и почвозащитная роль лесов. - М.: Лесн.
пром-сть, 1979.

4.            Forestry in Japan JOFKA (Japan Overseas Forestry Consultants Association). -
Tokyo, 1997.

Сайт управляется системой uCoz