ОЦЕНКА ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОГРУЗОЧНО-ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН "БЕЛАРУС"

 

Клоков Д.В., Лой В.Н., Жуков А.В. (УО "БГТУ", г. Минск, РБ)

 

Results of operational and technological tests of wheel wood machines of the Minsk tractor factory with a breaking frame and the various process equipment are given.

 

В настоящее время на МТЗ совместно с БГТУ ведутся работы по совершенствованию конструкций наиболее перспективных лесозаготовительных машин: форвардеров МЛПТ-354 и МЛ-131 на базе шарнирно-сочлененного шасси типов 4К4 и 6К6. На первом этапе производственной апробации лесного шасси 4К4, была создана погрузочно-транспортная машина МЛПТ-354, которая проходила эксплуатационно-технологические испытания в условиях испытательного полигона МТЗ.

Для оценки эксплуатационной эффективности колесных погрузочно-транспортных машин МТЗ были проведены их эксплуатационно-технологические испытания в условиях лесозаготовительных предприятий как Республики Беларусь, так и России (табл. 1).

Во время проведения эксплуатационно-технологических испытаний в условиях лесозаготовительного предприятия Республики Беларусь ОАО "Молодчнолес" заготовка сортиментов с использованием на трелевке погрузочно-транспортных машин осуществлялась в следующем порядке. Валка деревьев, обрезка сучьев и раскряжевка производились бензиномоторной пилой Husqvarna, после раскряжевки хлыстов круглые лесоматериалы (длина 4...6 м) не окучивались. Далее при движении погрузочно-транспортной машины по пасечному волоку осуществлялись сбор сортиментов с подсортировкой и перевозка пачек сортиментов из лесосеки к усу лесовозной дороги. В процессе разгрузки возле лесовозной дороги производилась вторичная подсортировка круглых лесоматериалов при их укладке в штабель.

В процессе сбора и погрузки сортиментов на волоке производилось их окучивание при помощи гидроманипулятора. Для этого в рабочей зоне объединялись два - три сортимента, выравнивались по длине, и после захвата пачка переносилась на грузовую платформу погрузочно-транспортной машины. После набора воза машина перемещалась к лесовозному усу и осуществлялась разгрузка пачки сортиментов манипулятором с перекладыванием сортиментов в штабель перпендикулярно лесовозному усу. Среднее расстояние трелевки не превышало 300 м. Эти исследования подтвердили работоспособность созданного лесного шасси и возможность его дальнейшего использования как базы для создания целого ряда лесозаготовительных машин с различным технологическим оборудованием.

Опытный образец погрузочно-транспортной машины МЛ-131 также испытывался в производственных условиях Нючпасского лесопункта. Во время проведения испытаний валка деревьев, обрезка сучьев и раскряжевка хлыстов на сортименты производились машиной ЛП-19А, оснащенной харвестерной головкой, а полученные сортименты вывозились из лесосеки машиной МЛ-131

 

Таблица 1- Характеристика лесосечного фонда при проведении испытаний

Наименование характеристики

Республика Беларусь

Республика Коми

МЛПТ-354

МЛ-131

МЛ-131

Состав насаждения

6Е1С2Б1Ос

9С1Е+Б

8Е2Б

Средний объем хлыста, м3

0,45

0,17

0,32

Средний запас древесины, м3/га

270

221

226

Площадь лесосеки, га

25

3,2

21,2

Результаты хронометражных наблюдений колесных погрузочно-транспортных машин МЛПТ-354 и МЛ-131, проведенных в условиях рассмотренных выше лесозаготовительных предприятий Республики Беларусь и Республики Коми, представлены в табл. 2.

 

Таблица 2-Результаты хронометражных наблюдений колесных погрузочно-транспортных машин МЛПТ-354 и МЛ-131

Наименование операции

Значение показателей (мин) для машин

МЛПТ-354

МЛ-131

Холостой ход

2,81…3,01

2,86…3,35

Грузовой ход

2,91…3,12

2,14…3,55

Набор пачки сортиментов

28,14…30,35

32,46…37,5

Разгрузка пачки сортиментов

8,86…9,45

7,17…9,17

Маневрирование по лесосеке

9,96…11,17

8,85…10,25

 

Результаты хронометражных наблюдений погрузочно-транспортных машин МЛПТ-354 и МЛ-131 показали, что наибольшее время цикла составляют затраты на формирование пачки, равные, как правило, 30 мин. Эксплуатационно-технологические испытания позволили оценить часовую производительность погрузочно-транспортной машины, которая для МЛ-131 составляет 9,2…11,32 м3/ч. С увеличением расстояния трелевки от 150 до 700 м часовая производительность уменьшается в 2,1 раза. При изменении объема пачки с 10 м3 до 6 м3 производительность уменьшается в 2,5 раза.

Эффект от применения новой лесозаготовительной машины может быть определен как дополнительная прибыль от снижения прямых эксплуатационных затрат. Показатели эффективности новой лесозаготовительной машины определяются сравнением результатов ее применения с показателями машин-аналогов. В качестве основных показателей эффективности приняты: чистый доход; чистый дисконтированный доход; внутренняя норма доходности; индекс доходности инвестиций.

Чистым доходом называется накопленный эффект за расчетный период. Сальдо денежного потока от производственной деятельности определяется как разность между выручкой от реализации полезного результата и производственными издержками:

,

где (Rt–Зt) – эффект, достигаемый на t-м шаге (период эксплуатации); Rt – результаты, достигаемые на t-м шаге; Зt – затраты, осуществляемые на том же шаге при условии, что в них не входят капиталовложения (амортизационные отчисления); Кt – капитальные вложения на t-м шаге.

Чистый дисконтированный доход определяется как сумма текущих эффектов за весь расчетный период (срок службы машины), приведенных к начальному шагу, по формуле

,

где Е – норма дисконта.

При определении показателей сравнительной экономической эффективности принимается, что уровень результата по абсолютной величине равен уровню прямых эксплуатационных затрат и налогов, включаемых в себестоимость содержания и эксплуатации сравниваемой машины и машин-аналогов.

Экономический эффект от применения погрузочно-транспортных машин МЛПТ-354 и МЛ-131 в сравнении с форвардером Timberjack 1010В – в табл. 3. Показатели эффективности определены на одну машину за срок ее службы при норме дисконта Е=0,15.

В соответствии с данными, приведенными в табл. 3, для лесозаготовительного предприятия при использовании погрузочно-транспортной машины МЛПТ-354 в течение 5 лет условный чистый дисконтированный доход будет равен 25842 у.е. в сравнении с использованием погрузочно-транспортной машины Timberjack 1010В. Индекс доходности составляет 1,54, следовательно, применение погрузочно-транспортной машины МЛПТ-354 является более эффективным в сравнении с зарубежным аналогом Timberjack 1010В. В случае применения погрузочно-транспортной машины МЛ-131 чистый дисконтированный доход составит 35715 у. е. в сравнении с использованием погрузочно-транспортной машины Timberjack 1010В. Индекс доходности составит 0,35.

Проведенные производственные испытания колесных погрузочно-транспортных машин "Беларус" позволили доработать конструкцию шасси и технологического оборудования. Так, например, в период эксплуатационно-технологических испытаний колесной погрузочно-транспортной машины МЛПТ-354 было выявлено, что для ее эффективной эксплуатации, мощности устанавливаемого двигателя не достаточно и целесообразна установка двигателя повышенной мощности Ne=77 кВт (МЛПТ-354М).

Таблица 3-Показатели эффективности применения погрузочно-транспортных машин МЛПТ-354 и МЛ-131*

Показатели

Значения показателей за расчетный период (годы)

0

1

2

3

4

5

Коэффициент дисконтирования

1,00 / 1,00

0,83 / 0,87

0,69 / 0,76

0,58/ 0,66

0,48 / 0,57

0,40 / 0,50

База сравнения – Timberjack 1010В

Накопленный эффект, у. е.

41019 / 20919

41019 / 20919

41019 / 20919

41019 / 20919

41019 / 20919

41019 / 20919

Дисконтированный эффект, у. е.

147886/ 87715

34183 / 18190

28483 / 15816

23734 / 13756

19826 / 11961

16487 / 10400

Чистый дисконтированный доход, у. е.

25842 / 35715

Индекс доходности

1,54 / 1,69

* в числителе приведены значения для МЛПТ-354, в знаменателе – для МЛ-131.

 

В условиях Республики Коми была установлена недостаточная проходимость машин по глубокому снегу с высотой снежного покрова около 1 м. Для повышения проходимости машин по глубокому снегу прорабатывается возможность введения автоматической блокировки дифференциалов ведущих мостов и применения на колесах цепей противоскольжения, которые будут монтироваться при эксплуатации зимой. В условиях Республики Беларусь при использовании широкопрофильных шин низкого давления, блокировке дифференциалов ведущих мостов и применении специальных технологий лесозаготовок (укрепление волоков порубочными остатками) на почвогрунтах средней заболоченности проходимость машин значительно возросла.

По результатам производственно-технологических испытаний колесных лесозаготовительных машин МТЗ было установлено, что они характеризуются высокой мобильностью, легкостью управления, сравнительно небольшим расходом топлива, комфортабельными условиями работы оператора. Повреждаемость почвенного покрова движителем рассматриваемых машин находится в пределах норм, допускаемых лесоводственными требованиями. Машины соответствуют своему функциональному назначению и хорошо вписываются в применяемые на лесозаготовительных предприятиях технологические процессы.

Сайт управляется системой uCoz