ПЛАНИРОВАНИЕ - СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

 

Демченко Г.А. (Лф Сиб ГТУ, г. Лесосибирск, РФ)

 

The main element of state economic regulation is examined in the work. Planning takes the central place in the mechanism of economic management as the way of achievement the aim on the basis of balance and consistence. In the conditions of  transition to the market economy the problem of planning needs further investigation and discussion.

    

Отличительной чертой предпринимательства в России в настоящее время является постепенный, но уверенный переход от нецивилизованных форм бизнеса к современным международным формам с использованием методов и средств делового планирования. Современный рынок не отменяет необходи­мости планирования.

Управление постинду­стриальным типом экономики невозможно без стратегического замысла, определения це­лей оперативного регулирования, координа­ции из единого центра. Представляется, что проблема планиро­вания в условиях современного рынка и пере­хода к нему нуждается в дальнейшем исследо­вании и обсуждении. Планирование, административное управление и контроль за де­ятельностью производственного предприятия неразрывно связаны. В зарубежной практике они нередко объединяются одним поняти­ем — «менеджмент».

Существование плана и рынка предполагает обоснованное "разделение труда" между ни­ми. Планом определяются примерная траек­тория развития экономики, стратегия дости­жения общей цели, характер и особенности формирования внешней по отношению к от­дельным товаропроизводителям экономичес­кой сферы. План отражает основные парамет­ры функционирования тех сфер, которые объ­ективно не являются достаточно прибыльны­ми для частного капитала. По рыночным критериям государству невозможно определить развитие военно-промышленного комплекса, выполнение природоохранных мероприятий, решение многих социальных проблем и т.д.

 "Близорукость" рынка в части научно-техни­ческого прогресса, формирования инвестици­онно-инновационного курса, оптимизации структуры общественного воспроизводства диктует необходимость планомерного воздей­ствия на экономику путем выработки и после­дующей реализации денежной, финансово-кредитной, научно-технической, налоговой политики. Разумеется, невозможно, да и не нужно регламентировать деятельность каждого това­ропроизводителя. В силу информационной неопределенности, противоречия интересов и многих других причин рыночные регуляторы значительно эффективнее плановых в теку­щем взаимодействии его участников, в ориен­тации на спрос, на покупателя.

Планирование предполагает необходимость обоснованных целей развития, системы при­оритетов. Повышение благосостояния населения по мере роста производства - объективная тенденция. Уровень жизни может быть изме­рен либо вектором потребностей, удовлетво­ряемых средним членом общества в данный момент времени; либо, менее точно, величи­ной средней реальной заработной платы. Можно утверждать что система планиро­вания должны быть ориентирована на ускорен­ное достижение стратегической цели. Для этого, как свидетельствует мировой опыт, планирова­ние должно осуществляться на всех иерархичес­ких уровнях. В ходе планирования необходимо про­гнозировать основные тенденции в мировой экономике, прежде всего в области научно-технического прогресса. Система государственного планирования пре­дполагает четкое разделение функций, сфер. Влияния по иерархическим уровням управле­ния. Централизованное планирование вклю­чает разработку долгосрочных прогнозов, кон­цепции развития, целевых программ, государ­ственного плана по своим сферам ведения.

 Разработке планов предшествует анализ ситуации, базирующейся на изучении рынка сбыта, характера конкуренции, сырьевого обеспечения, движения процентных ставок, государственного регулирования. Делается также прогноз развития техники и техноло­гии, изменений в спросе потребителей. Долгосрочный прогноз, отражая альтер­нативные представления о будущем, должен определять решающие условия и факторы прогресса общества, включая демографичес­кую и экологическую ситуацию в стране и от­дельных ее регионах, состояние природных ресурсов, новые научно-технические решения и обусловленные ими сдвиги в экономике, экономические и социальные рубежи, место страны в мировом сообществе. Главная его цель - выявление переходов к новому качеству экономического роста, определение основ­ных ориентиров для выработки долговремен­ной научно обоснованной стратегии социаль­но-экономического роста страны.

В основе планирования лежат пятилетние планы, включающие среднесрочные и теку­щие прогнозы, которые более предметны и конструктивны, носят в основном норматив­ный характер, оценивают возможные направ­ления и средства, включая экономические ре­гуляторы и правовые. Важнейшим элементом планирования являются государственные це­левые программы. Программно-целевой ме­тод может быть эффективным средством цен­трализованного управления решением от­дельных крупных проблем. Он включает вы­деление целей, приоритетных направлений, формирование целевых заданий, выражаемых в плановых показателях, определение потреб­ности в ресурсах, разработку мер для реализа­ции поставленных целей и т.д.

Государственные программы желательно формировать исходя из прогнозов по ограни­ченному кругу особо важных государственных задач, а их финансирование должно осуществ­ляться из государственного бюджета и вне­бюджетных фондов. По договоренности мож­но привлекать предприятия, население, ино­странные инвесторы. Материально-техничес­кое обеспечение программ происходит за счет поставок для нужд государства по типу госза­каза через государственную контрактную сис­тему, органы которой закупают продукцию, прогнозируют тенденции изменения потреб­ностей. Количество показа­телей, используемых для планирования, мо­жет и должно быть достаточно большим, что позволяет обосновать изменения всех или по крайней мере важнейших сторон деятельно­сти объекта планирования. Для оценки стиму­лирования выполнения планов количество показателей может быть значительно меньше, и крайне важно их обобщение в одном показа­теле, так как динамика нескольких показате­лей может быть противоречивой, что затруд­нит их однозначную оценку (если рост произ­водительности труда сопровождается падением фондоотдачи, то однозначно оценить дея­тельность предприятия затруднительно).

Выбор приоритетов в развитии отраслей опирается на несколько критериев. Прежде всего, государственная поддержка оказывается стагнирующим отраслям, переживающим пе­риод структурного кризиса. Следующая груп­па - молодые наукоемкие и быстрорастущие отрасли. Выбор отраслей осуществляется главным образом по критерию эластичности спроса по доходам и сравнительным динамич­ным конкурентным преимуществам. Роль государства в регулировании эконо­мики характеризуется отношением расходов госбюджета к валовому национальному про­дукту. Должна быть сформирована система нор­мативов, прежде всего первичного распреде­ления национального дохода между трудовы­ми коллективами и государством. Так, приме­нение единых нормативов налогообложения прибыли не решает эти задачи, так как ведет к резкому усилению неравенства в финансовом положении отраслей и предприятий, не заин­тересовывает предприятия в ресурсосбережении.

 Если в основу финансовых отношений между предприятием и государством поло­жить платежи за ресурсы (необходимость его неоднократно обосновывалась в экономичес­кой литературе), то и здесь нормативы играли бы важную роль в повышении эффективности общественного производства. В условиях рынка особое место в системе показателей и нормативов отводится ценам. Формирование новой системы цен, способной выявлять общественные потребности в форме платеже­способного спроса и влиять на структуру вос­производства, - процесс столь же длительный, как и формирование других атрибутов рыноч­ного хозяйства. Либерализация цен в условиях монополии государственной собственности означает переход к таким ценам, которые отражают сложившуюся структуру и даже. усу­губляют сложившиеся диспропорции. На уровне фирмы система показателей и нормативов должна быть нацелена на макси­мизацию прибыли на рубль затрат. Это озна­чает, что при формировании портфеля заказов приоритет должны иметь те товары, услуги, которые обеспечивают максимальный при­рост прибыли на рубль затрат в единицу вре­мени.

 В основе же планирования факторов производства - средств и предметов труда, ра­бочей силы должны лежать прогрессивные нормативы. В заключение хотелось бы обратить вни­мание на еще одно важное обстоятельство. Планирование рыночной экономики ведется в условиях риска и неопределенности. Такая экономика может быть вероятностной и хао­тичной, объективной и субъективной, разли­чаться по исходной базе. В стратегическом управлении процесс планирования нацелен на решение взаимообусловленных, но по содержанию различных задач: во-первых, социально-экономических и, во-вторых, организационно-технических.

 Социально-экономические задачи определяются общественным спросом и условиями развития общества. Организационно-технические задачи обусловлены кооперацией труда и определяются уровнем развития средств и методов производства. Поэтому к содержанию планирования производства необходимо подходить с позиций как его организационно-технических характеристик, так и социально-экономических условий. Иначе могут быть упущены многие причинно-следственные связи и зависимости, определяющие цели, формы и методы планового управле­ния экономикой. Планирование занимает центральное место в механизме хозяй­ственного управления как способ достижения цели на основе сба­лансированности и последовательности выполнения всех производ­ственных операций и решения социальных задач. Это необходимое условие своевременной подготовки сырья, материалов, комплек­тующих изделий, инструмента, оборудования для изготовления конечной продукции и создания запасов, а также подготовки кад­ров.

Чтобы не отстать от конкурентов, каждая независи­мая производственная организация должна тщательно планировать перспективу развития собственного производства и потребностей рынка минимум на 2—3 года, а средствами управления — достигать плановых результатов. Любые просчеты и упущения при этом гро­зят убытками и даже полным разорением. Фирме необходимо пре­дусматривать перспективу до мелочей по каждому этапу, начиная с разработки проекта изделия и заканчивая его сбытом, а затем и прекращением производства и выходом на рынок с новой продук­цией.

 Все должно быть увязано с экономикой предприятия, нало­говой системой и кредитной ситуацией, позициями предприятия на рынке и намерениями конкурентов, ситуацией за пределами предприятия. Для уменьшения негативных последствий используются прие­мы: создание зоны стабильности (горизон­тальная и вертикальная интеграция); оценка будущего - прогнозирование поведения парт­неров и т.д.; распределение риска; система ре­зервов; активная рыночная позиция; самосо­вершенствование; поиск гаранта. Количественное определение риска пред­полагает знание всех (или по крайней мере большинства) последствий планируемых дей­ствий, каждое из которых может наступить с той или иной степенью вероятности.

Существует три основных направления уменьшения риска - страхование; диверсификация производства; увеличение объема ин­формации, повышение уровня ее достоверно­сти, необходимые для углубления обоснован­ности принимаемых решений. В процессе планирования можно использовать соответствующие приемы управления рисками.

 

Сайт управляется системой uCoz