ПЛАНИРОВАНИЕ - СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
Демченко Г.А. (Лф Сиб ГТУ, г. Лесосибирск, РФ)
The main element of state economic regulation is examined in the work. Planning takes the central place in the mechanism of economic management as the way of achievement the aim on the basis of balance and consistence. In the conditions of transition to the market economy the problem of planning needs further investigation and discussion.
Отличительной чертой предпринимательства в России в настоящее время является постепенный, но уверенный переход от нецивилизованных форм бизнеса к современным международным формам с использованием методов и средств делового планирования. Современный рынок не отменяет необходимости планирования.
Управление постиндустриальным типом экономики невозможно без стратегического замысла, определения целей оперативного регулирования, координации из единого центра. Представляется, что проблема планирования в условиях современного рынка и перехода к нему нуждается в дальнейшем исследовании и обсуждении. Планирование, административное управление и контроль за деятельностью производственного предприятия неразрывно связаны. В зарубежной практике они нередко объединяются одним понятием — «менеджмент».
Существование плана и рынка предполагает обоснованное "разделение труда" между ними. Планом определяются примерная траектория развития экономики, стратегия достижения общей цели, характер и особенности формирования внешней по отношению к отдельным товаропроизводителям экономической сферы. План отражает основные параметры функционирования тех сфер, которые объективно не являются достаточно прибыльными для частного капитала. По рыночным критериям государству невозможно определить развитие военно-промышленного комплекса, выполнение природоохранных мероприятий, решение многих социальных проблем и т.д.
"Близорукость" рынка в части научно-технического прогресса, формирования инвестиционно-инновационного курса, оптимизации структуры общественного воспроизводства диктует необходимость планомерного воздействия на экономику путем выработки и последующей реализации денежной, финансово-кредитной, научно-технической, налоговой политики. Разумеется, невозможно, да и не нужно регламентировать деятельность каждого товаропроизводителя. В силу информационной неопределенности, противоречия интересов и многих других причин рыночные регуляторы значительно эффективнее плановых в текущем взаимодействии его участников, в ориентации на спрос, на покупателя.
Планирование предполагает необходимость обоснованных целей развития, системы приоритетов. Повышение благосостояния населения по мере роста производства - объективная тенденция. Уровень жизни может быть измерен либо вектором потребностей, удовлетворяемых средним членом общества в данный момент времени; либо, менее точно, величиной средней реальной заработной платы. Можно утверждать что система планирования должны быть ориентирована на ускоренное достижение стратегической цели. Для этого, как свидетельствует мировой опыт, планирование должно осуществляться на всех иерархических уровнях. В ходе планирования необходимо прогнозировать основные тенденции в мировой экономике, прежде всего в области научно-технического прогресса. Система государственного планирования предполагает четкое разделение функций, сфер. Влияния по иерархическим уровням управления. Централизованное планирование включает разработку долгосрочных прогнозов, концепции развития, целевых программ, государственного плана по своим сферам ведения.
Разработке планов предшествует анализ ситуации, базирующейся на изучении рынка сбыта, характера конкуренции, сырьевого обеспечения, движения процентных ставок, государственного регулирования. Делается также прогноз развития техники и технологии, изменений в спросе потребителей. Долгосрочный прогноз, отражая альтернативные представления о будущем, должен определять решающие условия и факторы прогресса общества, включая демографическую и экологическую ситуацию в стране и отдельных ее регионах, состояние природных ресурсов, новые научно-технические решения и обусловленные ими сдвиги в экономике, экономические и социальные рубежи, место страны в мировом сообществе. Главная его цель - выявление переходов к новому качеству экономического роста, определение основных ориентиров для выработки долговременной научно обоснованной стратегии социально-экономического роста страны.
В основе планирования лежат пятилетние планы, включающие среднесрочные и текущие прогнозы, которые более предметны и конструктивны, носят в основном нормативный характер, оценивают возможные направления и средства, включая экономические регуляторы и правовые. Важнейшим элементом планирования являются государственные целевые программы. Программно-целевой метод может быть эффективным средством централизованного управления решением отдельных крупных проблем. Он включает выделение целей, приоритетных направлений, формирование целевых заданий, выражаемых в плановых показателях, определение потребности в ресурсах, разработку мер для реализации поставленных целей и т.д.
Государственные программы желательно формировать исходя из прогнозов по ограниченному кругу особо важных государственных задач, а их финансирование должно осуществляться из государственного бюджета и внебюджетных фондов. По договоренности можно привлекать предприятия, население, иностранные инвесторы. Материально-техническое обеспечение программ происходит за счет поставок для нужд государства по типу госзаказа через государственную контрактную систему, органы которой закупают продукцию, прогнозируют тенденции изменения потребностей. Количество показателей, используемых для планирования, может и должно быть достаточно большим, что позволяет обосновать изменения всех или по крайней мере важнейших сторон деятельности объекта планирования. Для оценки стимулирования выполнения планов количество показателей может быть значительно меньше, и крайне важно их обобщение в одном показателе, так как динамика нескольких показателей может быть противоречивой, что затруднит их однозначную оценку (если рост производительности труда сопровождается падением фондоотдачи, то однозначно оценить деятельность предприятия затруднительно).
Выбор приоритетов в развитии отраслей опирается на несколько критериев. Прежде всего, государственная поддержка оказывается стагнирующим отраслям, переживающим период структурного кризиса. Следующая группа - молодые наукоемкие и быстрорастущие отрасли. Выбор отраслей осуществляется главным образом по критерию эластичности спроса по доходам и сравнительным динамичным конкурентным преимуществам. Роль государства в регулировании экономики характеризуется отношением расходов госбюджета к валовому национальному продукту. Должна быть сформирована система нормативов, прежде всего первичного распределения национального дохода между трудовыми коллективами и государством. Так, применение единых нормативов налогообложения прибыли не решает эти задачи, так как ведет к резкому усилению неравенства в финансовом положении отраслей и предприятий, не заинтересовывает предприятия в ресурсосбережении.
Если в основу финансовых отношений между предприятием и государством положить платежи за ресурсы (необходимость его неоднократно обосновывалась в экономической литературе), то и здесь нормативы играли бы важную роль в повышении эффективности общественного производства. В условиях рынка особое место в системе показателей и нормативов отводится ценам. Формирование новой системы цен, способной выявлять общественные потребности в форме платежеспособного спроса и влиять на структуру воспроизводства, - процесс столь же длительный, как и формирование других атрибутов рыночного хозяйства. Либерализация цен в условиях монополии государственной собственности означает переход к таким ценам, которые отражают сложившуюся структуру и даже. усугубляют сложившиеся диспропорции. На уровне фирмы система показателей и нормативов должна быть нацелена на максимизацию прибыли на рубль затрат. Это означает, что при формировании портфеля заказов приоритет должны иметь те товары, услуги, которые обеспечивают максимальный прирост прибыли на рубль затрат в единицу времени.
В основе же планирования факторов производства - средств и предметов труда, рабочей силы должны лежать прогрессивные нормативы. В заключение хотелось бы обратить внимание на еще одно важное обстоятельство. Планирование рыночной экономики ведется в условиях риска и неопределенности. Такая экономика может быть вероятностной и хаотичной, объективной и субъективной, различаться по исходной базе. В стратегическом управлении процесс планирования нацелен на решение взаимообусловленных, но по содержанию различных задач: во-первых, социально-экономических и, во-вторых, организационно-технических.
Социально-экономические задачи определяются общественным спросом и условиями развития общества. Организационно-технические задачи обусловлены кооперацией труда и определяются уровнем развития средств и методов производства. Поэтому к содержанию планирования производства необходимо подходить с позиций как его организационно-технических характеристик, так и социально-экономических условий. Иначе могут быть упущены многие причинно-следственные связи и зависимости, определяющие цели, формы и методы планового управления экономикой. Планирование занимает центральное место в механизме хозяйственного управления как способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения всех производственных операций и решения социальных задач. Это необходимое условие своевременной подготовки сырья, материалов, комплектующих изделий, инструмента, оборудования для изготовления конечной продукции и создания запасов, а также подготовки кадров.
Чтобы не отстать от конкурентов, каждая независимая производственная организация должна тщательно планировать перспективу развития собственного производства и потребностей рынка минимум на 2—3 года, а средствами управления — достигать плановых результатов. Любые просчеты и упущения при этом грозят убытками и даже полным разорением. Фирме необходимо предусматривать перспективу до мелочей по каждому этапу, начиная с разработки проекта изделия и заканчивая его сбытом, а затем и прекращением производства и выходом на рынок с новой продукцией.
Все должно быть увязано с экономикой предприятия, налоговой системой и кредитной ситуацией, позициями предприятия на рынке и намерениями конкурентов, ситуацией за пределами предприятия. Для уменьшения негативных последствий используются приемы: создание зоны стабильности (горизонтальная и вертикальная интеграция); оценка будущего - прогнозирование поведения партнеров и т.д.; распределение риска; система резервов; активная рыночная позиция; самосовершенствование; поиск гаранта. Количественное определение риска предполагает знание всех (или по крайней мере большинства) последствий планируемых действий, каждое из которых может наступить с той или иной степенью вероятности.
Существует три основных направления уменьшения риска - страхование; диверсификация производства; увеличение объема информации, повышение уровня ее достоверности, необходимые для углубления обоснованности принимаемых решений. В процессе планирования можно использовать соответствующие приемы управления рисками.