МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Демченко Г.А. (Лф Сиб ГТУ, г. Лесосибирск, РФ)

 

The main levels of systems of innovative management have been examined in the work. Methodically from the point of view of correlation of the management categories and innovation it is necessary to take into anoint that the most important forms are innovative management and self  - management. In modern economical systems relations between people are defined by the size of their innovative potential.         

 

Основой современного экономического мира, его первичной клеточкой выступают нововведения, или инновации, понимаемые в широком смысле этого слова. Инновация (нововведение) - экономическая категория, определяемая спросом, которая способствует изменению ценностей и полезности, созданию неограниченных ресурсов, получаемых потребителями товаров и услуг.

  Методологический анализ системы инновационного управления необходимо проводить как во всей совокупности, так и применительно к отдельным ее элементам. На наш взгляд, можно выделить следующие основные уровни иерархии инновационного управления. Во-первых - общегосударственный. Здесь инновационное управление должно носить макроэкономический характер. Во-вторых  - региональный, что должно основываться на собственности соответствующих регионов. В-третьих - инновационное управление отдельными предприятиями и их структурными составляющими. В-четвертых -  инновационное управление, осуществляемое отдельной личностью. Естественно, что функции и полномочия управленческих органов на каждом уровне регламентируются правами собственности, юридическими актами и суверенитетом хозяйствующего объекта.

Нововведение является объективной экономической категорией, ведущим элементом в системе производственных отношений инновационной экономики. Общество с момента его возникновения нуждается в управлении всеми социальными процессами, воспроизводством условий материальной и духовной жизни общества. В современных экономических системах взаимоотношения между людьми во многом определяются их инновационным потенциалом.

В настоящее время отсутствует полное и детальное исследование инновационной экономики, в то же время существует объективная необходимость приблизиться к сущности и логике происходящих экономических явлений. Основные предпосылки и элементы инновационной экономики имели место еще в рабовладельческом строе и даже раньше, но свое стремительное развитие и предопределяющее значение она получила начиная с 50-х гг. XX в..  В настоящее время происходит коренная трансформация всех форм жизнедеятельности как в России, так и во всем мире, и в первую очередь в экономических системах, что создает благоприятные предпосылки для познания инновационной экономики и придания ей подобающего места в системе общественных наук.

В настоящее время создалась ситуация, когда при наличии мощного инновационного потенциала в обществе несерьезно относятся к экономической теории вообще и теории инновационной экономики в частности. Практически любой индивид, научившийся рассуждать о спросе и предложении и механизме достижения их равновесия, мнит себя человеком, основательно разбирающимся в экономических вопросах.

Прежде чем приступить к формированию основных экономических целей инновационной экономики, следует остановиться на рассмотрении общепризнанных экономических суждений. Так, например, приводят следующую классификацию экономических целей. Экономический рост как обеспечение производства большого количества и лучшего качества товаров и услуг. Полная занятость как обеспечение подходящим занятием всех, кто желает и способен работать. Экономическая эффективность как получение максимальной отдачи при минимуме издержек от имеющихся ограниченных производственных ресурсов. Стабильный уровень цен, т.е. отсутствие инфляции и дефляции. Экономическая свобода как высокая степень свободы управляющими предприятий, рабочими и потребителями.

Экономическая обеспеченность и ее оптимальное достижение служат важной целью общественного развития, и данная цель сохраняется в инновационной экономике. Во внешнеэкономических связях должна преследоваться цель повышения инновационного потенциала как отдельной страны, так и человеческой цивилизации в целом за счет разделения и кооперации труда.

 Определенное финансирование должны осуществлять местные органы власти для повышения инновационного потенциала своих территорий, а также предприятия - для обеспечения научной базы собственных прикладных исследований. Поэтому в регионах необходимо создание специальных научных национальных фондов. Средства, выделяемые на инновационные исследования, должны носить целевой характер, и предназначаться для проведения конкретных исследований в определенных областях, представляющих интерес для источников финансирования.

Государство должно стимулировать создание специальных государственных организаций, субсидирующих научно-исследовательские разработки и внедрение перспективных новшеств, осуществляющих льготное кредитование рискованных нововведений, бесприбыльных научно-технических организаций. Основными генераторами фундаментальных научно-технических знаний являются университеты, а также научно-исследовательские институты и центры, работающие в условиях полной открытости и широкого распространения научно-технической информации на конференциях, семинарах, в публикациях в открытых научных изданиях.

Государство должно предпринимать систематические меры по созданию благоприятных условий для быстрого развития новых отраслей промышленности, способных в будущем стать основными носителями экономического развития. Государственное управление промышленностью должно быть высокоизбирательным и ориентироваться на целевое поощрение конкретных отраслей промышленности, производств и конкретных предприятий. При этом государственные ведомства должны выявлять и способствовать интеграции интересов промышленных предприятий, их согласования между собой и с интересами долгосрочного развития. Основой должен служить процесс рационализации принятия решений в области выбора направлений хозяйственной деятельности. Иерархия инновационного управления предполагает одновременно, что существует и определенная инновационная управленческая идеология. В отличие от ранее существовавшего совпадения идеологии и управленческой иерархической структуры, в условиях инновационной экономики идеология доминирования инновационных управленческих приоритетов должна исходить из новой трактовки теории интересов. Инновационное управление должно идти снизу вверх, от интересов личности, коллектива, региона к целям государственного характера.

Инновация является объективной экономической категорией, одним из элементов системы производственных отношений, конституирующим элементом управления в инновационной экономике. В современных экономических системах отношения между людьми очень часто во многом определяются величиной их инновационного потенциала. От этого также зависит, кто владеет экономической, а через нее и политической властью. Методологически с точки зрения соотношения категорий управления и нововведения необходимо исходить из положения, что важнейшими формами реализации нововведений являются инновационное управление и самоуправление.

В формах реализации управленческих нововведений должен проявляться не только индивидуальный, но и общественный характер. При этом реализация управленческого нововведения может происходить непосредственно в процессе производства, в распределении, обмене и потреблении, во владении, распоряжении и пользовании, в первичных, вторичных и далее производственных отношениях. В этой связи важно рассмотрение реализации управленческого нововведения не только обществом в целом, но и каждым человеком, трудовым коллективом или населением региона.

Инновационному управлению органически присуще самоуправление, которое суть одна из форм реализации нововведений, предполагающая саморегулирование, наличие обратной связи, диалектического единства субъекта и объекта управления. Самоуправление способствует раскрытию в каждом человеке огромного инновационного потенциала. В условиях самоуправления становится возможным достижение оптимальной согласованности интересов отдельно взятой личности и всего общества. Следует отметить, что до недавнего времени конкретные формы реализации инновационного управления и самоуправления не способствовали воспроизводству работника как генератора, создателя и исполнителя  нововведений.

В то же время следует помнить и о другом принципе самоуправления в инновационной экономике - саморегулированию всех уровней экономической системы в условиях свободного функционирования товарно-денежных отношений. Это, в свою очередь, предполагает максимальное использование действия всех экономических законов и определенной роли государства в регулировании инновационной экономики. В этой связи можно выделить следующие основные регулятивные функции государства: создание условий для эффективной реализации инновационного потенциала всех экономических субъектов; усиление инновационного экономического развития; регулирование социальных отношений в инновационной экономике.

Следующий аспект проблемы, который, очевидно, нельзя упускать из виду, это то, что самоуправление в инновационной экономике предполагает приоритет интересов индивида, коллектива и регионов Российской Федерации. И здесь методологически на первый план должен выдвинуться вопрос о конечном социальном результате производства, т.е. об уровне жизни и социальных условиях всех граждан страны. К сожалению, приходится констатировать, что по всем указанным параметрам, определяющим конечную степень самоуправления, данное социально-экономическое направление находится в России лишь на начальной стадии своего развития.

В современных экономических системах происходит повышение роли трудовых коллективов в процессе управления вообще и инновационного в частности, что обусловлено как объективными, так и субъективными обстоятельствами. Объективной предпосылкой данного процесса выступают нововведения, которые реализуются как в деятельности самого трудового коллектива, так и при непосредственном его участии. В настоящее время планирование должно в своей сущности во многом переориентироваться на планирование как на процесс выявления новых тенденций развития экономики в целом, ее структуры, экономических связей, регионов, предприятий и отдельных личностей. Поэтому актуальной необходимостью выступает координация и организация работ по инновационному управлению и разработке инновационных управленческих мероприятий на основе инновационного маркетинга. Соответственно можно отметить, что недостаточно проводится работа по реорганизации существующей структуры управления и переориентации его целей в различных звеньях. В современных экономических системах повышение инновационного потенциала продукции и производства должно стать главным принципом активизации и стимулирования экономической деятельности предпринимательских коллективов.

Сайт управляется системой uCoz