ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СПРОСА НА ПИЛОМАТЕРИАЛЫ НА ПРИМЕРЕ ОАО «АК ЕНИСЕЙЛЕС»

 

Моисеева Е. Е., Глущенко Е. А. (СибГТУ, Красноярск, РФ)

 

In this article we considered the forecasting of demand on example of Eniseyles Shared Company, Inc. We revealed factors influencing upon demand and trends of its development.

 

Проблема прогнозирования, вследствие быстрых, порой плохо предсказуемых изменений внешней среды, за последнее десятилетие стала особенно сложной. Помимо получения будущих оценок тех или иных исследуемых параметров, целью прогнозирования также является побуждение к размышлению о том, что может произойти во внешней среде и к каким последствиям для фирмы это приведет.

Прогнозирование спроса рекомендуется проводить в три этапа. Вначале разрабатывается прогноз внешней среды, затем прогноз развития отрасли, после чего разрабатывается прогноз величины спроса на товары конкретной компании. Такие комплексные аналитические модели разработать достаточно сложно, поэтому нами  для прогнозирования спроса на продукцию ОАО «Акционерной Компании Енисейлес» была использована более простая статистическая модель.

Спрос на пиломатериалы специфичен. Он проявляется в сферах так называемых конечного потребления – это те сферы потребления, в которых проявляется непосредственно спрос населения: жилищное и гражданское строительство, ремонт. Спрос населения может проявляться и опосредованно – через промышленное строительство. Исходя из этого спрос на пиломатериалы подразделяется на личный и производственный. Также следует учитывать, что основные виды лесоматериалов довольно широко заменяют друг друга, а во многих отраслях производства пиломатериалы взаимозаменяемы с другими материалами недревесного происхождения.

Рассмотрим выявление перспективного спроса на пиломатериалы при помощи анализа временных рядов.

Открытое акционерное общество «Акционерная Компания Енисейлес» является одним из наиболее крупных предприятий Красноярского края, занимающихся лесопилением. Основным видом деятельности предприятия является производство пиломатериалов на экспорт.

Предприятие включает в себя два лесопильных и один деревообрабатывающий заводы, лесозаготовительное предприятие и магазин розничной продажи. Все вышеперечисленные подразделения за исключением лесозаготовок расположены в пределах агломерации города Красноярска.

ОАО «АК Енисейлес» осуществляет экспорт пиломатериалов в следующие страны: Германия, Голландия, Дания, Египет, Италия, Сирия и Франция. Основными потребителями продукции предприятия в этих странах являются строительные и деревообрабатывающие организации, мебельные фабрики.

Статистические данные об объемах экспорта пиломатериалов взяты из «Справки об отгрузке экспортных пиломатериалов и поступлению валютной выручки» за период с 1999 по 2001 гг. В Справке выделены три основных породных группы экспортируемых пиломатериалов: сосна, ель и лиственница.

Представив в графическом виде данные Справки, можно с помощью метода наименьших квадратов подобрать прямую линию, в наибольшей степени соответствующую полученным данным (рис.1) и определить прогнозную величину объема продаж.

Рисунок 1 – Прогнозирование спроса на пиломатериалы

 

Анализ графика позволяет сделать вывод о том, что не все точки близко расположены к прямой. В данном случае следует применить метод экспоненциального сглаживания.

Анализируя полученный прогноз, следует отметить, что кривая, отображающая общий объем экспорта пиломатериалов, ведет себя хаотично, что связано с изменениями экономической активности и распределением рынка среди пиломатериалов различных пород.

В целом, изменения спроса на пиломатериалы связаны с ростом тарифов на железнодорожные перевозки и наличием конкурентов-экспортеров с более высокими показателями качества как на мировом (Канада, Швеция), так и на российском рынках (предприятия Карелии, Иркутской области, Лесосибирский ЛДК-1).

Таким образом, предприятию необходимо увеличить затраты на маркетинг для проведения исследования рынков сбыта пиломатериалов по следующим направлениям: выявление новых потребителей за рубежом и поиск рынков сбыта внутри страны. Следует изменить структуру производства пиломатериалов по породному составу в сторону увеличения пиломатериалов из лиственницы, так как спрос на данный вид пиломатериалов на предприятии оценивают как растущий. ОАО «АК Енисейлес» также необходимо укрепить свои позиции в области качества путем внедрения на предприятии системы качества ISO 9000 и 14000.

Так как целью прогнозирования спроса является выявление тенденций, в соответствии с которыми предприятие намеревается осуществлять свою деятельность, то становится возможным выделить следующие подходы выработки стратегического направления деятельности ОАО «АК Енисейлес».

Первый подход связан со специализацией в производстве продукции. В этом случае предприятие должно осуществлять высокоспециализированное производство и качественный маркетинг для того, чтобы покупатели выбирали продукцию ОАО «АК Енисейлес», даже если цена  будет достаточно высокая.

Второй подход относится к фиксации определенного сегмента рынка и концентрации усилий предприятия на выбранном рыночном сегменте. В этом случае предприятию необходимо досконально выяснять потребности определенного сегмента рынка в определенном типе продукции, т.е. предприятие должно в своих намерениях исходить не из потребностей рынка вообще, а из потребностей вполне определенных клиентов.

В связи с этим предприятию в ближайшей перспективе следует придерживаться стратегии концентрированного роста. Эта стратегия для данного предприятия связана с изменением рынка. В случае следования этой стратегии предприятие пытается улучшить свой продукт, не меняя при этом отрасли. Предприятие также ведет поиск возможностей улучшения своего положения на существующем рынке либо же перехода на новый рынок.

 

Сайт управляется системой uCoz