СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ

ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ ПО ЛЕСНОМУ ХОЗЯЙСТВУ

 

Моисеенко С.Л. (БГИТА, г.Брянск, РФ)

 

The problems of value of acceptance of federal purpose-oriented programmes of development of forestry in Russian Federation are reviewed.

 

Механизм хозяйствования лесхозов в дореформенный период не вы­полнял своего основного предназначения: в условиях сметно-бюджетного финансирования организовать высокоэффективное производство не пред­ставлялось возможным. Утвержденные производственные программы, дово­димые до лесхозов, были недостаточно обоснованы, не носили мобилизаци­онного характера и имели исключительно затратную концепцию хозяйство­вания. Существовавшая система планирования и оценки использования де­нежных средств была расточительной, т.к. денежные средства зачастую рас­ходовались без производственной необходимости. Методика планирования операционных средств предполагала их систематическое увеличение по дос­тигнутому уровню. Затраты на ведение лесного хозяйства не были связаны с качеством работ и физическими их объемами.  Целью управления деятельно­стью лесхозов было ориентирование их на освоение выделенных денежных средств, зачастую без производственной необходимости в тратах. Вышеизло­женное позволяет утверждать, что фактически в отрасли отсутствовал меха­низм эффективного хозяйствования.

Учеными-лесоэкономистами проводились исследования и вносились предложения по частичному использованию экономических методов в дея­тельности лесхозов, разрабатывались планово-расчетные цены, обосновыва­лись другие принципы хозрасчета, не получившие однако окончательного за­вершения. С принятием Лесного кодекса РФ (1997) открываются новые воз­можности развития отрасли на основе рационального лесопользования. Пред­ложенный в документе механизм хозяйствования лучше адаптирован к ры­ночным отношениям: расширен перечень рыночных взаимодействий с лесопользователями, определены основные формы организации лесопользования, реформирована финансовая система. На этой основе возможно и необходимо в кратчайшие сроки провести работу по активизации рыночных форм органи­зации рационального многоцелевого лесопользования как главного фактора выживания в рынке и источника поступлений финансовых средств. Активи­зация лесопользования становится фактически целью управления деятельно­стью лесхозов на данном этапе и требует приведения в соответствие принци­пов рыночных отношений и элементов механизма управления, который дол­жен стать экономическим но своему содержанию. В настоящее время в лесном хозяйстве накопились проблемы, от решения которых зависит эффективное и рациональное использование лесных ресурсов страны при безусловном сохранении глобальной экологической значимости российского леса.

Федеральная целевая программа "Леса России на 1997 - 2000 годы" не решила основные задачи в полной мере. Она проводилась в условиях резкого спада использования расчетной лесосеки по главному пользованию: при расчетной лесосеке в 500 млн. куб. метров фактическая заготовка древесины осуществлялась в объеме около 100 млн. куб. метров. Это, в свою очередь, повлияло на доходы федерального и региональных бюджетов.

Крайне недостаточное финансирование лесного хозяйства отрицательно сказалось не только на выполнении установленных показателей, но и на технологическом уровне проведения лесохозяйственных мероприятий и состоянии лесов, привело к резкому истощению материально-технической базы и сокращению кадрового потенциала лесной службы. Сократились исследования по созданию теоретической и практической базы в области управления лесами, информатизации, мониторинга состояния лесов, сертификации лесной продукции, лесоустройства, применения дистанционных методов оценки состояния лесов, подверженных  антропогенному воздействию.

Целью федеральной подпрограммы «Леса» является «…сохранение и воспроизводство лесов как сырьевой базы, обеспечивающей потребности экономики и населения в древесной и недревесной продукции, и как важнейшего природоформирующего компонента окружающей природной среды на основе рационального и неистощительного лесопользования».

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

сохранение экологического и ресурсного потенциала лесов, их биологического разнообразия путем своевременного воспроизводства, поддержания состава и структуры лесного фонда, создания оптимальных экологических условий для сохранения жизнеспособности лесных популяций и видов растительного и животного мира;

обеспечение охраны лесов от пожаров, защиты их от вредителей и болезней, поддержание санитарного состояния лесов, необходимого для их устойчивого развития;

обеспечение устойчивого состояния лесных экосистем в условиях радиационного загрязнения и других видов интенсивного антропогенного воздействия.

Для реализации основных задач в условиях ограниченных финансовых ресурсов выделены следующие приоритетные направления:

определение ресурсного потенциала лесов России, совершенствование организационной, технической и технологической базы лесоустроительных работ, переход в перспективе к постоянному лесоустройству на основе компьютеризации, геоинформационных технологий;

воспроизводство ресурсного потенциала лесов, повышение их продуктивности и качества путем оптимизации методов лесовосстановительных работ, использование достижений лесной генетики и селекции в лесном семеноводстве, применение современных технологий лесовыращивания;

охрана лесов от пожаров путем обеспечения оперативного обнаружения и тушения лесных пожаров силами наземной и авиационной охраны лесов, материально-техническое оснащение лесопожарных служб, проведение предупредительных (профилактических) противопожарных мероприятий, создание системы мониторинга лесных пожаров;

улучшение экологического состояния лесов и сохранение их биоразнообразия путем совершенствования методов ведения лесного хозяйства в лесах, подверженных радиационному загрязнению, повышение роли биологических мер в борьбе с вредителями и болезнями леса, сохранение лесных биогеоценозов, разнообразия животного мира и среды его обитания;

совершенствование нормативно-правовой базы и информационных систем, разработка экономических и экологических обоснований в области управления и ведения лесного хозяйства, лесопользования, лесовосстановления, охраны и защиты леса, разработка проектов комплексной реабилитации лесных земель, нарушенных вследствие интенсивного антропогенного воздействия.

Сайт управляется системой uCoz