СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ ПО ЛЕСНОМУ ХОЗЯЙСТВУ
Моисеенко С.Л. (БГИТА, г.Брянск, РФ)
The problems of value of acceptance of federal purpose-oriented programmes of development of forestry in Russian Federation are reviewed.
Механизм хозяйствования лесхозов в дореформенный период не выполнял своего основного предназначения: в условиях сметно-бюджетного финансирования организовать высокоэффективное производство не представлялось возможным. Утвержденные производственные программы, доводимые до лесхозов, были недостаточно обоснованы, не носили мобилизационного характера и имели исключительно затратную концепцию хозяйствования. Существовавшая система планирования и оценки использования денежных средств была расточительной, т.к. денежные средства зачастую расходовались без производственной необходимости. Методика планирования операционных средств предполагала их систематическое увеличение по достигнутому уровню. Затраты на ведение лесного хозяйства не были связаны с качеством работ и физическими их объемами. Целью управления деятельностью лесхозов было ориентирование их на освоение выделенных денежных средств, зачастую без производственной необходимости в тратах. Вышеизложенное позволяет утверждать, что фактически в отрасли отсутствовал механизм эффективного хозяйствования.
Учеными-лесоэкономистами проводились исследования и вносились предложения по частичному использованию экономических методов в деятельности лесхозов, разрабатывались планово-расчетные цены, обосновывались другие принципы хозрасчета, не получившие однако окончательного завершения. С принятием Лесного кодекса РФ (1997) открываются новые возможности развития отрасли на основе рационального лесопользования. Предложенный в документе механизм хозяйствования лучше адаптирован к рыночным отношениям: расширен перечень рыночных взаимодействий с лесопользователями, определены основные формы организации лесопользования, реформирована финансовая система. На этой основе возможно и необходимо в кратчайшие сроки провести работу по активизации рыночных форм организации рационального многоцелевого лесопользования как главного фактора выживания в рынке и источника поступлений финансовых средств. Активизация лесопользования становится фактически целью управления деятельностью лесхозов на данном этапе и требует приведения в соответствие принципов рыночных отношений и элементов механизма управления, который должен стать экономическим но своему содержанию. В настоящее время в лесном хозяйстве накопились проблемы, от решения которых зависит эффективное и рациональное использование лесных ресурсов страны при безусловном сохранении глобальной экологической значимости российского леса.
Федеральная целевая программа "Леса России на 1997 - 2000 годы" не решила основные задачи в полной мере. Она проводилась в условиях резкого спада использования расчетной лесосеки по главному пользованию: при расчетной лесосеке в 500 млн. куб. метров фактическая заготовка древесины осуществлялась в объеме около 100 млн. куб. метров. Это, в свою очередь, повлияло на доходы федерального и региональных бюджетов.
Крайне недостаточное финансирование лесного хозяйства отрицательно сказалось не только на выполнении установленных показателей, но и на технологическом уровне проведения лесохозяйственных мероприятий и состоянии лесов, привело к резкому истощению материально-технической базы и сокращению кадрового потенциала лесной службы. Сократились исследования по созданию теоретической и практической базы в области управления лесами, информатизации, мониторинга состояния лесов, сертификации лесной продукции, лесоустройства, применения дистанционных методов оценки состояния лесов, подверженных антропогенному воздействию.
Целью федеральной подпрограммы «Леса» является «…сохранение и воспроизводство лесов как сырьевой базы, обеспечивающей потребности экономики и населения в древесной и недревесной продукции, и как важнейшего природоформирующего компонента окружающей природной среды на основе рационального и неистощительного лесопользования».
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
сохранение экологического и ресурсного потенциала лесов, их биологического разнообразия путем своевременного воспроизводства, поддержания состава и структуры лесного фонда, создания оптимальных экологических условий для сохранения жизнеспособности лесных популяций и видов растительного и животного мира;
обеспечение охраны лесов от пожаров, защиты их от вредителей и болезней, поддержание санитарного состояния лесов, необходимого для их устойчивого развития;
обеспечение устойчивого состояния лесных экосистем в условиях радиационного загрязнения и других видов интенсивного антропогенного воздействия.
Для реализации основных задач в условиях ограниченных финансовых ресурсов выделены следующие приоритетные направления:
определение ресурсного потенциала лесов России, совершенствование организационной, технической и технологической базы лесоустроительных работ, переход в перспективе к постоянному лесоустройству на основе компьютеризации, геоинформационных технологий;
воспроизводство ресурсного потенциала лесов, повышение их продуктивности и качества путем оптимизации методов лесовосстановительных работ, использование достижений лесной генетики и селекции в лесном семеноводстве, применение современных технологий лесовыращивания;
охрана лесов от пожаров путем обеспечения оперативного обнаружения и тушения лесных пожаров силами наземной и авиационной охраны лесов, материально-техническое оснащение лесопожарных служб, проведение предупредительных (профилактических) противопожарных мероприятий, создание системы мониторинга лесных пожаров;
улучшение экологического состояния лесов и сохранение их биоразнообразия путем совершенствования методов ведения лесного хозяйства в лесах, подверженных радиационному загрязнению, повышение роли биологических мер в борьбе с вредителями и болезнями леса, сохранение лесных биогеоценозов, разнообразия животного мира и среды его обитания;
совершенствование нормативно-правовой базы и информационных систем, разработка экономических и экологических обоснований в области управления и ведения лесного хозяйства, лесопользования, лесовосстановления, охраны и защиты леса, разработка проектов комплексной реабилитации лесных земель, нарушенных вследствие интенсивного антропогенного воздействия.