РОЛЬ ТУРИЗМА В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

 

Тенова З.Ю. (КБГУ, г. Нальчик, РФ)

 

In the given work the features of development of tourism in the Kabardino-Balkarian republic, its role and place in structure of economy as a whole are considered. The special attention is given to tasks and problems existing in the given branch, the ways of their decision are planned.

 

Несмотря на экономическую значимость социальной сферы, в том числе туризма, теоретическая концепция ее развития как в России, так и в регионах пока не получила широкого распространения. Данное обстоятельство обусловлено длительным господством экономической идеологии, базирующейся на безусловной доминанте сферы материального производства. Не ставя под сомнение принципиальную справедливость данной позиции, необходимо подчеркнуть, что ее реализация должна осуществляться с использованием новых моделей социально-экономической деятельности, предотвращающих появление структурных деформаций в едином народно-хозяйственном комплексе.

Туризм, являясь одновременно социальным и экономическим явлением, может положительно повлиять на структуру экономики. С одной стороны его развитие стимулирует рост производства в сопредельных отраслях экономики (торговля, транспорт, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и т.д.), с другой оказывает значительное влияние на занятость населения.

Анализируя изменение основных экономических показателей развития данной отрасли, можно сделать вывод, что туризм за последние 15 лет развивался высокими темпами. Даже в условиях неблагоприятной конъюнктуры и периодов экономического кризиса в мировой индустрии туризма сохранилась положительная тенденция к росту.

Однако в России туризм пока не достиг впечатляющих результатов и находится лишь на стадии становления. Низкий технический уровень в туристской отрасли и невысокий уровень квалификации туристских кадров пока не позволяют привлечь мощный туристический поток из-за рубежа, тем самым стимулировать развитие внутреннего и социального туризма.

Решить проблемы развития туризма и создания современного туристического комплекса возможно при условии осуществления государственной политики реформ и включения их в средне- и долгосрочные программы социально-экономического развития России, в том числе регионов.

По прогнозам ВТО, Россия относится к числу государств, в которых в начале ХХI века прогнозируются наивысшие темпы развития туризма при государственной поддержке данной отрасли. Согласно прогнозам, к 2020 г. Россия войдет в первую десятку стран по приему туристов (47,1 млн. человек в год, что составляет 2,9 % – доли в мировом потоке туристов), так и по выезду туристов за пределы государства (30,5 млн. человек, что составляет 1,9 % – доли в мировом потоке туристов). Данные цифры не включают объемов внутреннего туризма, которые многократно превосходят въездной и выездной обороты.

Планирование развития туризма может вестись на международном, национальном и региональном уровнях. На международном уровне в ограниченных объемах планирование ведут, например, Всемирная туристическая организация, ЕС, региональные туристические организации. В отличие от других уровней, на этом осуществляется контроль и принуждение. На национальном уровне планирование в туризме включает планы развития туризма для страны в целом, однако при этом они должны учитывать специфику отдельных регионов. На региональном уровне планы развития туризма более детализированы и специфичны, чем общенациональные, и отличаются от региона к региону.

Мы считаем, что в условиях разделения на федеральные округа и активного формирования организационных структур управления этими округами, региональные планы целесообразно разрабатывать не только на уровне отдельных субъектов РФ, но и на уровне федеральных округов. Дополнительный эффект от координации туристической деятельности на уровне федеральных округов будет достигаться в результате совместного использования туристических ресурсов, находящихся на территории соседних субъектов РФ.

Кабардино-Балкарская республика (КБР) входит в состав Южного федерального округа, занимающего особое место в стратегии территориального развития. Это обусловлено, прежде всего, его современным геополитическим положением, историей освоения и сложным этническим составом населения.

По уровню социально-экономического развития КБР относится к развитым среди субъектов Южного федерального округа.

Экономический потенциал республики может поддержать развитие курортно-рекреационного комплекса, функционирующего на базе уникального природного климата и многочисленных источников, не уступающих по составу и качеству лучшим минеральным источникам России и Европы.

В настоящее время санаторно-курортный и туристический комплекс республики, несмотря на свой высокий туристский потенциал, занимает незначительное место на рынке рекреационных услуг России. В 2002 г. количество отдохнувших в учреждениях туризма и отдыха в КБР достигло 81,3 тыс. человек и составило 1,12 % от общего объема по России, из которых 30 тыс. взрослого контингента. При этом коечный фонд санаторно-курортного и туристического комплекса республики составляет 1,3% от всего коечного фонда санаторно-курортного и туристического комплекса страны. Несмотря на преимущественно сезонный характер функционирования данной отрасли, показатель среднегодовой загрузки имеющихся мощностей размещения отдыхающих в учреждениях республики достиг 46%, что на 4% выше российского уровня загрузки. При имеющихся мощностях средств размещения отдыхающих и инфраструктуры потенциальные возможности республики позволят принять более 240 тыс чел. в год без нанесения ущерба экологическому состоянию республики.

В целях устойчивого развития туризма в республике разработана и принята республиканская целевая программа «Развитие курортов КБР на 2002-2006 гг.», которая определяет своей задачей обеспечение потребностей настоящего поколения без нанесения ущерба способности будущих поколений удовлетворять собственные потребности. В соответствии с принятой программой в КБР были проведены следующие мероприятия:

-         составлен и утвержден реестр санаторно-курортных и туристских учреждений отрасли по ведомственной принадлежности и видам деятельности;

-         выработана схема управления развитием санаторно-курортных и туристским комплексом;

-         проведена инвентаризация основных фондов и средств размещения. В 3003 г. общая стоимость основных фондов составила 400,7 млн. руб. Основным держателем фондов являются учреждения курорта  Нальчик, на долю которых приходится 190,8 млн руб. (ОАО «Каббалктурист» –123,2 млн руб.; ОАО «Эльбрустурист» – 86,7 млн руб.);

-         разработано и утверждено положение о порядке формирования хозяйственно-финансовых планов работы подведомственных учреждений по важнейшим показателям (загрузки; объема услуг; платежам в бюджет; среднемесячной зарплате);

-         проведена реструктуризация акционерного общества «Курорт-Нальчик», в результате которой учреждения инфраструктуры выделены в ГУПы (Водогрязелечебница, ГГРЭС, Курортная поликлиника, Курорттеплоэнерго), а здравницы переведены в самостоятельный санаторно-курортные учреждения;

-         составлен реестр природно-климатических ресурсов курорта «Нальчик», в том числе годроминеральной базы с описанием полного химического состава и показаний к применению;

-         восстановлены и утверждены границы округов горно-санитарной охраны курорта «Нальчик» для обеспечения соответствующего экологического режима;

-         разработано и утверждено Положение «О лечебно-оздоровительной местности “Джилы-су”», устанавливающее порядок въезда, пребывания, а также условия функционирования хозяйствующих субъектов на данной территории;

-         проводятся регулярные маркетинговые мероприятия по представлению рекреационного потенциала республики на выставках и ярмарках;

-         подготовлен и выпущен специальный номер журнала «Курортные ведомости», с полным описанием всех лечебных факторов и средств размещения;

-         разработана схема статистической отчетности предприятий отрасли.

 В целях развития деловых контактов и партнерских отношений по развитию туризма заключены соглашения с Комитетом по туризму Правительства Москвы, Московской области и Татарстана.

Согласно переданных Минэкономразвития РФ полномочий министерством проводится лицензирование турагентской деятельности на территории республики, в рамках которой проанализирована деятельность всех турфирм республики и осуществляющих туристскую деятельность, выдано 20 лицензий. Для координации деятельности турфирм и проведения согласованной политики учреждена Кабардино-Балкарская ассоциация туристской индустрии (КБАТИ).

За период реализации программы экономические показатели курорта улучшились. Количество отдыхающих в республике в 2002 г. возросло на 47% по сравнению с 2001 г., объем услуг составил 398,4 млн руб.

Налоговые и прочие отчисления в бюджеты всех упровней учреждениями отрасли составили более 50 млн руб., при этом экономический эффект от активизации потребительского спроса за счет приезжающих туристов оценивается по методике Всемирной туристской организации (ВТО) до 2 млрд руб., что выражается в увеличении: розничного товарооборота в республике, объема транспортных услуг, услуг связи, общественного питания и т.д. Таки образом, являясь составной частью экономики, рекреационный комплекс оказывает стимулирующее воздействие в целом на социально-экономическое развитие республики.

Несмотря на наметившиеся положительные тенденции перед отраслью стоит довольно обширный перечень задач на ближайшую перспективу:

1) совершенствование нормативно-правовой базы и завершение работ по установлению организационно-правовых форм курортных и туристских учреждений;

2) создание условий для инвестиционной привлекательности республики как рекреационной территории, выработка механизмов привлечения инвестиционных средств;

3) совершенствование ценовой политики и качества услуг учреждений, дальнейшее развитие системы учета и контроля туристских потоков;

4) развитие малого и среднего бизнеса в туриндустрии, восстановление производства сувенирной продукции;

5) разработка нетрадиционных форм обслуживания, внедрение новых туристских и экскурсионных маршрутов;

6) обеспечение безопасности пребывания и отдыха приезжих на территориях зон отдыха и упорядочение системы их регистрации и сборов;

7) совершенствование кадровой политики, привлечение специалистов социально-культурного сервиса, туризма, курортологов и среднего обслуживающего персонала, проведение аттестации кадров.

 

Сайт управляется системой uCoz