ОБРАЗОВАНИЕ В НОВОМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ, ЕГО КОНЦЕПТУАЛЬНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

Попов П.И.,   Таранова Е.В. (КемТИПП,  г. Кемерово, РФ)

 

The reorganisation of economics in Russia placed the new tasks in an educational complex. The transition from a narrow specialization to the universal systems, which forms a person of a new kind and creates a searching thinking was marked. And here the correspondence form of education plays an important role. Probably, this education will become predominant.

 

Дверь в новое тысячелетие открывает образовательная система. Перед которой стоят грандиозные задачи. Согласно древним мифам оно оптическим глазом освещает невидимый мир, в нем воссияли звезды и тайны Вселенной, познаются наукой и основным его звеном – образованием. Действительно, образование не только изменило мир, но сделало человека разумным существом, постигающим свою сущность.

Прошедшее тысячелетие осуществило сложный путь движения от низкой ступени варварства до фабрично-заводского способа производства. В результате возникли гигантские государственные системы. В ходе их формирования сложился социальный симбиоз, имеющий агрессивный характер. Мир был поделен на разнополярные системы. Человечество, начав свой ход с развития процесса отчуждения ресурсов от природы, превратилось в грабителя природы. В результате многие биополярные системы были разрушены. Например, в Австралии уничтожено более 80 % площадей леса. Вырубка леса была одной из прибыльных форм приложения капитала. Другим примером выступает загрязнение рек, водоемов, окружающей среды. Да и сам социальный симбиоз разделился на бедных и богатых, на плебеев и патрициев, на патронов и клиентов-вот такова его структура в последних веках. В новом тысячелетии социальный симбиоз должен превратиться в биосоциальный синтез. Он должен противопоставить своему экономическо-корыстному интересу природоохранные меры. Сегодня противоречие между природой и человеком перешли все необходимые границы. Соответственно, потребуются усилия в 100 раз больше, чем для сооружения электростанций, железных дорог, космических систем. Необходимы мобилизующие факторы экологического характера и потребуется новая инженерная интеллигенция, политики, лживый демократизм будет заменен истинным гуманизмом просвещения. Именно солнце просвещения растопит лед негативизма наших дней, излечит наши социально-экономические болезни. Мир и гуманизм станут ведущими звездами деятельности человека.

В новом тысячелетии люди прекратят создавать немыслимые проекты типа строительства Вавилонской башни или изменения движения рек. Меркантильно-купеческий интерес заменится интересом созидающим, гуманистического типа, а Царство необходимости заменено Царством свободы. Все эти идеи-реалии будущего. Они обусловлены наступлением новой эры-эры технологического расцвета, когда разум и интеллект станут не просто идеалом, а символом мудрости и прогресса. В этом и состоит сущность реалий XXI века.

Всем известно, что настало время, когда уже природа не выдерживает антропогенного перегруза. У человека должна появиться ответственность -беречь природу, восстанавливать нарушенное равновесие. В рамках этих границ и должен действовать человек.

Общество в его внутренних связях существует на основе законов социального порядка. Общество в его внешних связях - симбиоз двух живых организмов – действует и развивается в некоторый целостный живой организм – существует и развивается на основе законов природы. Высший из известных нам законов природы – закон циклического развертывания живых форм – все живое выстраивается в рамках своего цикла жизни – рождение, развитие, угасание, смерть. Согласно этому подходу – мы у конца цикла жизни некоторого конкретного исторического симбиоза. Иначе на рубеже других исторических эпох – вероятно им и будет начало нового тысячелетия – строительства и борьбы за равновесное природопользование (устойчивость, жизнь в согласии с природой). Понятно, в связи с этим сколько значительным является процесс образования, формирующий нового человека – гумаида сознательного природопользования.

Образование – не только носитель цивилизации, но и фактор производства (по Маршаллу). Оно играло и будет играть величайшую роль в человеческой поступи. Благодаря познавательному процессу происходит революционный переворот в сознании человека и только интенсификация образовательного процесса обеспечит переход то низшей ступени цивилизации к наивысшей. В этом процессе немалая роль принадлежит расширению и углублению заочного образования. Оно более мобильное и современно отражает потребность в новых формах познания и формирования специфического типа мышления.

Сегодня дидактика широко использует нормативное мышление, которое безусловно сыграло прогрессивную роль в системе становления и формирования профессионально – технического образования. Однако, технологический взрыв требует использования поискового мышления, в основе которого лежат новые методы и образы познавательного процесса. Сегодня широко внедряется метод «дельфы», обеспечивающий высокую эффективность познания.

Предвидение и высокую аналитичность обеспечивает метод экстраполяции. Последний метод интенсивно пробивает себе дорогу за рубежом и довольно слабо используется в российских вузах.

Сегодня не редкостью выступает анализ разрыва. Распад народного хозяйства связан с тем, что наши ведущие политики не владели анализом разрыва. Они даже не предполагали, что разрыв связей приведет к таким катастрофическим последствиям. Даже такая прочная связь в космическом исследовании оказалась на грани банкротства. Наиболее широким методом познания в профессионально – техническом образовании остаются многомерные статистические модели: графики, эвристическое программирование. Все это говорит, что возможности образовательного процесса невероятно широки.


В новом тысячелетии наиболее популярным направлением в образовательном процессе станет творческое мышление и прогнозирование. Можно представить в виде технологической схемы.


 

В нашей довольно типичной форме изложения схема систематического мышления. В ней «обдуманное действие созидающего ума», а интуитивное мышление – милостивый дар подсознательного явления в награду за предшествующие труды созидающего ума. Термин «омфалоскепсис» означает глубокое размышление на восточный лад при созерцании собственного пупа. Западная манера созерцания ног, положенных на стол способна произвести аналогичный эффект. Термин «серендипиты» был подсказан историей о трех принцах Серендипитах (древнее название Цейлона), которые обладали

счастливой способностью обнаруживать нечто ценное случайно, во время поисков чего–либо другого.

Сегодня наука и практика педагогики использует многообразные методы обучения. Вошла в моду психотроника типа мозговой атаки. Мы об этом писали и выступали на конференции в Алтае (1999г.). Благодаря мозговой атаке вводится в процесс обучения творческое интуитивное мышление. Оно активизирует познавательный процесс.

В методическом обеспечении западных и японских вузов, да и вузов Новосибирска, при заочной форме обучения модным стало конспектуальное картографирование, оно обеспечивает информационное суждение на основе систематического мышления. В нем формируется систематический подход в самостоятельном обучении.

Пожалуй, наиболее популярной формой обучения, с точки зрения творческого мышления, осуществляется на основе предвидения и выступает в форме написания сценария. Сценарический метод позволяет установить не только прямые связи, но выявить обратные связи. Написание небольших сценариев и проигрывание их через программы на компьютере дает поразительный эффект. Наиболее простой формой их реализации является деловой тренинг. Мы пытаемся применять деловой тренинг на практике и эффект неплохой.

Однако, в «век технологического бума» наиболее популярной формой самостоятельной подготовки студентов выступает дистанционное обучение или агрегированное познание. Дистанционное обучение требует особого методического подхода. Здесь должна быть очень высокая междисциплинарная связь: спецдисциплина с математикой. Оно называется экономико–математическим моделированием, со специфическим лингвистическим обеспечением. Возьмем метод «Дельфы», он целиком построен на экономико-математическом моделировании, а интерактивное проектирование систем, в нем задействованы технологи, программисты, экономисты-теоретики и конкретики. Так система вузовская, которая есть на сегодняшний день, она не полностью отвечает организационному уровню XXI века. В этом веке методы и модели такие как линейное программирование, динамическое программирование, не говоря о довольно известной модели как сетевые методы, динамические методы, они станут в обучении преобладающими.

Будущее тысячелетие связано с выходом образования на новую ступень творческо-психологического обучения: здесь ведущим методом останется морфологический согласно ему будет действовать новый стандарт, где творческое изыскание станет основополагающим. В них будет сведено к нулю предвзятость, предубеждение и т. д.

Наиболее сложны и, пожалуй, перспективны методы психоэвристического программирования. Их будущность неотвратима, но она возможна на базе создания психо-методической лаборатории. Психо-эвристические методы тесно связаны с теорией деревоцелей и дереворешений. Дело в том, что процесс движения и динамизма технологической парадигмы затронет интегральную связь между инженерной технологией и социальной, а социальной с геноинженерией. Здесь должен быть сосредоточен интерес на усовершенствованной интеграции, лучшей увязки вертикальных с горизонтальными на различных уровнях, не только на уровне воздействия, но и на уровне изыскания нормативно-творческих методов.

Другими словами, технологические цели миссии сольются совокупностью социальных целей общества. Соответственно и предметная связь становится универсальной и всесторонней. Здесь на повестку дня выступают методы управления и регулирования обратной связью путем адаптации всей прогностической системы.

Вопрос методического подхода связан с повышением продуктивного мышления. В нем важное значение играет операционное творчество, оно стимулирует наблюдение, тренирует память. Развитие образования приводит к улучшению интуитивного мышления. Обычно высокоразвитые видят настоящее, тогда как обыкновенные люди видят только прошлое. Их познание основано на эмпиризме, а получая образование у него возникает гениальная догадка, возникает образ научного предвидения, без этого развитие нового человека XXI века, отрицающего агрессивный симбиоз, немыслимо. Такова цель и задача образовательного процесса в новом тысячелетии.

Сайт управляется системой uCoz