ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЛЕСНОЙ ПОЛИТИКИ

 

Соловий И.П. (УкрГЛТУ, г. Львов, Украина)

 

The actual tendencies of the international forest policy development and its possible impacts on forestry sector are analyzed in the proposed paper.

 

Леса являются доминирующей растительностью в биосфере, занимают больше четверти поверхности суши  Земли, составляют больше 50% мирового биоразнообразия и играют незаменимую роль как фактор поддержания глобального климата планеты. Ежегодно около 3,4 млрд. кубических метров древесины заготавливается для нужд человечества.

В связи с глобальной значимостью лесов и мировыми последствиями их деградации, в начале 1990-х годов начал развиваться международный лесной режим, который можно определить  как комплекс взаимно согласованных принципов, норм, правил, процедур и программ, которые определяют взаимодействие участников процессов охраны и использования лесов.

Взаимодействие стран-участниц международного процесса формирования приоритетов лесной политики, результатом которого являются различные организационные инновации в лесном секторе, проходит по разным направлениям (рис.1).

Леса были важной частью переговорного процесса на Саммите Земли в Рио де Жанейро (1992), где были принято шесть документов, имеющих прямое или непрямое влияние на лесной сектор: Декларация Рио  об  окружающей среде и развитию, Агенда 21, включая раздел 11  «Борьба с обезлесением", Конвенция по биологическому разнообразию, Рамочная конвенция по климатическим изменениям, проект Конвенции по борьбе с опустыниванием. В то же время, в отличие от биоразнообразия, климатических изменений, опустынивания, в вопросах лесного сектора согласия не было достигнуто вследствие разных точек зрения северных и южных стран. В целом, принятые «Лесные принципы» отображали консенсус, достигнутый странами относительно лесов.

Новыми институтами,  созданными на международном уровня для воплощения в жизнь решений Рио-92, решения вопросов охраны и использования лесов, развития лесного сектора Intergovernmental Panel on Forests (IPF) и после Специальной Сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1997 году- Intergovernmental Forum on Forests (IFF). Вместе эти две  организации сформулировали 270 предложений для действий, адресованные национальным государствам.

Процесс институциализации лесной политики на международном уровне продолжается. В данное время высший орган международного управления лесами (International Arrangement on Forests) cостоит из двух элементов – формального и неформального. В свою очередь формальный элемент состоит из структуры продолжающей работу IPF и IFF – Форума ООН по лесам (UNFF),

 

 

 

закрытая стрелка и штрихованая линия:    воздействия на страны-участници

закритая стрелка и сплошная линия :          развитие в пределах данного уровня

откритая стрелка и жирная линия :            распостранение предложений IPF

 

Рисунок 1- Процесс распространения инноваций лесной политики на международном уровне

 

и подразделения Экономического и социального совета ООН (ECOSOC).  Не-формальная часть, так называемый Collaborative Partnership on Forests (CPF), состоит из межправительственных организаций занимающихся лесными проблемами, например секретариаты конвенций по биоразнообразию и изменениям климата, FAO, Экологическая программа ООН (UNEP), Программа ООН по развитию (UNDP) и Мировой  Банк.

Названные организации в отдельности также влияют на формулирование международной лесной политики. Так Мировой Банк, придерживаясь своей Лесной стратегии (1991) стремился уменьшить обезлесение, содействовать лесовосстановлению, уменьшить бедность и содействовать экономическому развитию лесозависимых груп населения во многих странах. В 1993г. Банк запретил промышленные лесозаготовки во многих тропических девственных лесах. Однако как свидетельствуют многие эксперты, Мировой Банк допустил значительные просчеты в достижении своей цели относительно борьбы с обезлесением и бедностью. Отдельные критические оценки (включая World Wide Fund  и  World Research Institute) даже сводятся к обвинению  Мирового Банка в стимулировании стран к уничтожению лесов, чтобы оплатить зарубежные кредиты и обострении экономической ситуации вследствие навязанных монетарных реформ. В октябре 2002 года Совет исполнительных директоров Мирового Банка принял новую Лесную политику и стратегию, которая базируется на трех взаимозависимых задачах:

·        Охрана жизненно важных местных и глобальных услуг и ценностей среды, обеспечиваемых лесами;

·        Вовлечение потенциала лесов для преодоления бедности;

·        Интегрирование лесов в устойчивое экономическое развитие

Банк не будет финансировать проекты, которые, по его мнению, вызывают существенные превращения или деградацию «критических лесов» или «критических природных биотопов».

На европейском уровне более 40 государств участвуют в процессе, который называется процессом Конференций министров по охране лесов Европы. Первая конференция имела место в Страсбурге (1990), вторая-Хельсинки (1993), третья –Лиссабоне (1998), четвертая- Вене (апрель 2003 года). Наиболее актуальные приоритеты европейской политики отображены в Венской декларации «Европейские леса- общие выгоды, разделенная ответственность» и пяти резолюциях :

1.     Усиление совместной деятельности для менеджмента устойчивого лесного хозяйства в Европе путем межотраслевого сотрудничества и национальных лесных программ.

2.     Обогащение экономической жизненности менеджмента устойчивого лесного хозяйства в Европе.

3.     Сохранение и обогащение социального и культурного измерения менеджмента устойчивого лесного хозяйства в Европе.

4.     Сохранение и обогащение лесного биоразнообразия в Европе.

5.     Климатические изменения и менеджмент устойчивого лесного хозяйства в Европе.

Особое внимание на Венской конференции обращено на разработку национальных лесных программ соответственно с рекомендациями IPF и в дальнейшем IFF. Процесс разработки  национальных лесных программ сегодня имеет место в Финляндии, Испании, Бельгии, Литве, Португалии, Германии, Ирландии, Венгрии, Швейцарии, Дании, Чехии, Греции.

Возможность регулирования процессами охраны, восстановления и использования лесов на международном уровне в определенном смысле является положительным следствием глобализации, но глобализация имеет и негативные последствия для лесов (когда речь идет о негативных последствиях более употребляемым  является термин «глобализм»). Вследствие полученной транснациональными корпорациями беспрецедентной свободы движения капиталов через границы, доступа к рынкам, дешевой рабочей силе и природным ресурсам, правительства многих стран, контролируемые корпорациями принимают такую модель ведения лесного хозяйства, которая ставит краткосрочные выгоды глобальных инвесторов выше экологической устойчивости  используемых ими местных территорий.

В целом к возможным последствиям глобализации для лесного хозяйства и лесной политики можно отнести следующие:

1.     Изменение количества агентов влияния и их политического веса (ослабление национальных агентов, большее участие различных групп влияния, ослабление возможностей самоопределения).

2.     Новая роль лесной политики, которая становится одновременно элементом экологической, торговой, аграрной политики.

3.     Изменения в системе инструментов лесной политики (возрастание роли частных стандартов – так называемого «мягкого права», возрастание роли информационных инструментов).

Какие же в целом перспективы развития лесной политики? Группа экспертов FAO, рисуя картину лесов и лесного хозяйства к 2050 году спрогнозировала, что к тому времени:

1.     Природные леса будут использоваться с возрастающей тенденцией для рекреации, сохранения биоразнообразия, охраны водного режима, удержания углекислого газа.

2.     Лесозаготовки в природных лесах будут уменьшены, в то время как все больше древесины будут получать с плантаций.

3.     Производство древесины и недревесных лесных продуктов будет увеличено вследствие технических усовершенствований и оптимизации производственного цикла.

4.     Государственное финансирование лесного сектора будет уменьшено.

5.     Ведение лесного хозяйства, плантационное лесоразведение и инвестиции в лесную промышленность буду в все большей мере концентрироваться в частном секторе.

6.     Роль государства будет сосредоточена на  политике и усилении законодательства.

Страны Центральной и Восточной Европы находятся в особенной ситуации, потому что в них влияние глобализационных процессов совмещается с переходными процессами в экономике, обусловленными адаптацией к рыночным условиям.                                                

 

Сайт управляется системой uCoz