СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ И УСИЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПОЗИЦИЙ КОМПАНИИ НА РЫНКЕ

 

Шаныгин В.В. (МГИЭТ, г. Москва, РФ)

 

The importance of strategic planning for effective company’s development is considered in this article.

 

Успешное функционирование компании в условиях быстроменяющейся экономической ситуации, что характерно для настоящего периода времени в России и мире, представляется достаточно сложной задачей. Умение принимать быстрые и эффективные с точки зрения дальнейшего развития бизнеса решения в ответ на изменения, происходящие во внутренней и внешней среде, является одним из основных факторов выживания и укрепления конкурентных позиций компании.

Любая компания сегодня нуждается в долгосрочном стратегическом плане, чтобы иметь четкие представления о собственном уровне развития через 5-10 лет. К сожалению, подобные горизонты планирования для менеджмента большинства российских компаний в современных условиях представляются просто нереальными, что обуславливает отсутствие в этих компаниях долгосрочных целей и стратегических планов.

Невнимание к стратегическому планированию порождает многочисленные проблемы в деятельности компаний. При отсутствии стратегических  ориентиров, обеспечивающих целенаправленное развитие,  компания неспособна быстро и адекватно реагировать на происходящие изменения. Реакция сводится к решению сиюминутных проблем, встающих перед компанией, что бросает ее из стороны в сторону.  В попытке решить наиболее актуальные текущие проблемы размываются финансовые, производственные и организационные возможности компании, так как мероприятия необходимые для преодоления сложностей, имеющихся в каждый конкретный момент времени, могут быть достаточно разнонаправленными, что негативно сказывается на общем стратегическом векторе развития компании.

В результате отсутствия утвержденных и принятых стратегических целей развития возникают проблемы и во внутренней среде компании, так как в подобных условиях разгорается борьба между различными внутренними подразделениями, каждое из которых стремится максимально удовлетворить собственные потребности в ресурсах и навязать свое видение дальнейших перспектив и направлений развития.

Основной причиной отсутствия должного внимания к стратегическому планированию является большая загруженность менеджмента решением текущих проблем, стоящих перед бизнесом. В таких условиях если и разрабатываются программы долгосрочных целей и стратегического развития компании, то они носят лишь декларативный характер и являются своего рода данью моде, возможностью осознать свою причастность к цивилизованному экономическому сообществу.

Стратегическое планирование является не просто красивым и модным словосочетанием, а действенным прикладным средством повышения эффективности текущей деятельности и управления перспективным развитием компании.

Стратегический план не является долгосрочным производственным или финансовым планом – это система стратегических выборов в деятельности компании, которая помогает принимать различные решения, сохраняя последовательную направленность в перспективном развитии.

Как система стратегических выборов стратегия развития компании должна соответствовать ряду требований, чтобы являться эффективным прикладным инструментом.

Прежде всего, при разработке стратегии должны рассматриваться различные альтернативные варианты развития и, как следствие, необходимость принятия обоснованных отказов от развития того или иного направления деятельности или проекта, не соответствующих выбранной альтернативе. Условие отказа от непрофильных проектов часто нарушается в ходе  практической деятельности многих компаний, в связи с эмоциональной привязанностью руководства к какому-либо проекту или желанием развивать все направления разом, что в условиях ограниченного объема ресурсов является причиной ухудшения финансового состояния и рыночных позиций компании.

Стратегия развития должна предусматривать возможность концептуальной модификации реализуемого бизнеса, что, в отличие от анализа вариативности по различным параметрам в рамках выбора альтернативы развития компании, представляет собой полное переосмысление своего бизнеса. Уход из своего бизнеса и переход в новый бизнес является крайней формой такого переосмысления. Подобное решение может быть принято, например, в результате предъявления требования собственников в случае их неудовлетворенности текущим уровнем прибыльности бизнеса или же в связи с достаточно неопределенными перспективами его дальнейшего развития.

Принятая стратегия развития компании не является единожды данной и абсолютно неизменной. В случае кардинальных изменений в экономической ситуации стратегический план может быть подвержен определенной корректировке. Главное на этапе его разработки четко определить, какие параметры являются неизменными, а какие можно подстраивать под изменяющиеся условия.

Стратегическому управлению развитием в каждой компании должно уделяться максимальное внимание.

Любая компания нуждается сегодня не только в оперативном управлении, оптимально организованном для выживания в условиях высокой конкуренции и динамичной бизнес-среды, но и в стратегическом подходе к управлению, где более важна способность компании быстро и решительно реагировать на изменения окружающей среды. Для этого необходимо иметь прочную основу, обеспечивающую целенаправленное движение и развитие. Такой основой и являются стратегическое планирование и установленные стратегические цели компании.

Сайт управляется системой uCoz