УПРАВЛЕНИЕ ИЗДЕРЖКАМИ КАК ФАКТОР ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Рубцов А.Е. (МГИЭТ, г. Москва, РФ)

 

This article describes the approach to manage effectively the business and holding companies through using the three-stage cost management system. The costs are considering as key factor of economic security of business.

 

Современные условия ведения бизнеса вне зависимости от его масштаба предъявляют высокие требования к качеству управления предприятием, группы компаний. Для обеспечения устойчивого развития бизнеса (предприятия, группы компаний) автор предлагает выстраивать систему управления компании на основе концепции экономической безопасности бизнеса.

Согласно концепции экономической безопасности на уровень экономической безопасности предприятия оказывает воздействие  значительное количество факторов внешней и внутренней среды предприятия. Принимаем, что каждая организация имеет цели деятельности, ресурсы для их достижения, ограничения со стороны внешней и внутренней среды, такие как динамика цен на сырье и материалы, темпы роста производства, стоимость привлекаемых финансовых средств и т.д. В данной работе управление издержками бизнес-системы рассматривается как фактор воздействия на экономическую безопасность предприятия, группы компаний. При этом автор утверждает, что эффективное управление затратами предприятия является одним из инструментов обеспечения устойчивого развития коммерческих предприятий.

Будем понимать под издержками совокупность расходов организации на получение всех (целевых и нецелевых) результатов деятельности.

Три уровня управления издержками. Вопрос управления издержками будем рассматривается на трех уровнях: уровне целей, уровне работ или функций и уровне использования ресурсов. 

Первый уровень – уровень целей

На этом уровне источник возникновения издержек -  усилия организации по достижению определенных целей. Цели могут быть поставлены неадекватно, они могут быть не достижимы с точки зрения доступных ресурсов организации или реалий внешнего окружения. Усилия организации по достижению таких целей являются непродуктивными, ресурсы, потраченные на достижение цели, формируют избыточные затраты организации. Система целей организации может быть не согласованной, цели стоящие перед отдельными подразделениями или процессами могут не обеспечивать достижение общей цели организации или быть избыточными относительно общей цели.

Методом снижения издержек на этом уровне является оптимизация целей организации, в том числе анализ избыточности – недостаточности локальных результатов, с точки зрения общего результата деятельности предприятия. Инструментами оптимизации целей следует рассматривать подходы к стратегическому планированию:

· Анализ/Разработка стратегии развития

· Анализ/Разработка стратегии маркетинга

· Бизнес-планирование

Второй уровень – уровень работ или функций

На данном уровне объектом управления издержками является структура работ и функций организации. Достижение адекватно поставленных целей может осуществляться неэффективными путями. Необходимые функции или работы могут не выполняться или дублироваться, последовательность и согласованность выполнения работ может быть разбалансирована, набор локальных результатов одних работ может не соответствовать требованиям, предъявляемым работами, для которых эти результаты формируются.

Методом снижения издержек на этом уровне является оптимизация работ и функций организации в цепочке выполнения работ. Инструментами оптимизации работ и функций является весь комплекс работ по реинжинирингу бизнес-процессов, оптимизации системы управления и отдельных подсистем:

·   разработка требований к корпоративной информционной системе (КИС);

·   постановка системы управления компанией, холдингом;

·   разработка системы производственного планирования;

·   система управления надежностью оборудования;

·   управление персоналом, оценка персонала;

·   система маркетинга и продаж, разработка новой продукции;

·   система управления запасами, материально-техническое обеспечение;

·   аудит системы менеджмента качества;

·   постановка системы менеджмента качества (ISO 9001:2000);

·   система управления затратами на качество.

Третий уровень – уровень использования ресурсов

Выполнение каждой работы требует определенного количества ресурсов. Основная задача управления издержками на данном уровне -  оптимизация объемов использования ресурсов. Инструментом оптимизации ресурсов является бюджетирование работ, учет и нормирование затрат на работы по местам их возникновения, реализация системных решений, обеспечивающих использование этих инструментов:

·   система управленческого учета;

·   планово-бюджетная система;

·   производственное планирование;

·   планирование продаж.

Сайт управляется системой uCoz