ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АССОЦИАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 

Лыгина Н.И. (ГОУ ВПО ОрелГИЭТ, г. Орел, РФ)

 

In the given article the essence of associations of economic interaction is discovered, principles of their forming are considered their characteristics and special features are given.

 

В процессе перехода к рыночной экономике все большее значение приобретают вопросы региональной экономической политики.

В настоящее время происходит объединение усилий ряда регионов в совместном решении обострившихся социально-экономических, экологических и других проблем, в достижении стабилизации региональной экономики и ее последующем эффективном развитии.

Новой организационной формой координации развития регионов и их экономического сотрудничества являются ассоциации экономического взаимодействия (АЭВ), юридической основой создания и развития которых стал Указ Президента Российской Федерации от 11 ноября 1991 г. №194 «Об обеспечении условий по повышению роли и взаимодействия республик в составе РСФСР, автономных образований, краев и областей в осуществлении радикальной экономической реформы».

Образование ассоциаций экономического взаимодействия происходит не только в связи с необходимостью совместного решения обострившихся в процессе перехода к рыночной экономике проблем, но также в связи с объективными потребностями интеграции и согласованного развития производительных сил, экономических, социальных, экологических и иных отношений в регионах и в стране.

Процесс образования региональных и межрегиональных рыночных структур находится сейчас на начальной стадии, в поиске оптимальных вариантов специализации и интеграции производства в регионах и развития межрегиональных экономических связей. В перспективе формирующиеся ассоциации экономического взаимодействия могут стать основой укрупненных звеньев обновленного административно-территориального устройства Российской Федерации.

Формирование и функционирование ассоциаций экономического взаимодействия должно осуществляться на основе ряда принципов, которые характеризуют содержание и приоритеты развития этих ассоциаций.

В научной литературе принципы формирования и развития АЭВ раскрыты недостаточно, выделены лишь некоторые из них. Попытаемся дать более полный перечень этих принципов с краткой характеристикой их содержания и особенностей.

Наиболее полно принципы формирования и развития АЭВ выделены в монографии В.Е. Кирьянчука и В.В. Подколзина «Центрально-Черноземный экономический район на новых условиях хозяйствования» - Воронеж: Издательство ВГУ,1993г.

С учетом уточнения нами выделенных В.Е. Кирьянчуком и В.В. Подколзиным основных принципов формирования и развития ассоциаций экономического взаимодействия в их числе можно назвать:

1.     Объективный характер формирования АЭВ.

Реальность существования крупных экономических районов доказана практикой районирования. Характерно, что границы многих экономических районов, выделяемых многими учеными зачастую с различных методологических позиций, оказываются очень близкими, поскольку районирование отражает природно-экономические процессы, достигнутый уровень производительности труда, территориального разделения труда, концентрации и специализации производства. Система экономических районов довольно стабильна, хотя и несколько изменяется в течение продолжительного времени, за несколько десятилетий;

          2.Комплексность в формировании и развитии АЭВ, призванной обеспечить возможность формирования и совершенствования оптимальных отраслевых, межотраслевых, внутрипроизводственных и территориальных пропорций внутри каждого региона и всей ассоциации.

Комплексное развитие хозяйства опирается на местные природные, трудовые, материальные и финансовые ресурсы и базируется на отраслях производственной специализации с пропорциональным развитием обслуживающих, дополнительных, вспомогательных и других отраслей и производств, производственной и социальной инфраструктуры. В результате комплексного развития АЭВ должно обеспечиваться региональное воспроизводство и самообеспечение регионов жизненно важными потребительскими товарами и производственными ресурсами с учетом приоритетных специализаций АЭВ;

3.Выделение приоритетных направлений и перспективность развития АЭВ.

Эти направления связаны, прежде всего, со сложившейся концентрацией и специализацией крупных экономических районов. Например, приоритетным и перспективным направлением развития Западно-Сибирского экономического района является нефте- и газодобыча; Центрально-Черноземного района – развитие железнорудной и металлургической промышленности на базе месторождений Курской магнитной аномалии а также сельскохозяйственного производства на базе плодородных черноземных почв;

4.Единство экономического и административно-территориального деления.

Распад союзно-ведомственной структуры управления, повышение экономической самостоятельности субъектов Российской Федерации в условиях перехода к рыночной экономике усиливает роль и значение административно-территориальных образований. В связи с этим при создании АЭВ следует максимально учесть интересы и потребности каждого из них (республик, краев и областей в составе Российской Федерации). В состав АЭВ не может входить только часть административно-территориального образования. Те или иные расположенные рядом субъекты Российской Федерации должны входить в АЭВ целиком.

5. Учет и оптимизация сочетания и наиболее полного удовлетворения экономических, социальных, демографических, правовых и других интересов Федерации каждого ее субъекта и региона.

Это требует, прежде всего, оптимального сочетания федерализма и прав субъектов Российской Федерации, расширение возможностей и прав регионов в проведении эффективной налоговой, кредитной, социальной, инвестиционной политики. С вхождением в состав ассоциаций экономического взаимодействия права и экономические интересы каждого субъекта РФ не должны быть ущемлены;

6. Разработка и реализация эффективного механизма стимулирования более полного использования потенциала каждого региона и каждой ассоциации экономического взаимодействия.

Этот механизм должен включать определенные организационные структуры, программы и прогнозы, а также инструменты и методы стимулирования эффективного развития регионов и АЭВ, успешного решения стоящих перед ними задач;

7. Добровольность вхождения в АЭВ и выполнения программ развития этих ассоциаций.

Реализации принципа добровольности способствует инициатива самих регионов в создании АЭВ;

8. Договорный характер формирования АЭВ.

Все регионы и субъекты Федерации добровольно входящие в АЭВ составляют обоснованные договоры, регулирующие условия функционирования АЭВ, основные права, обязанности и действия членов АЭВ и другие.

Этих принципов можно выделить и большее количество. Однако надо учитывать значимость и общепризнанность каждого принципа. Некоторые исследователи формируют принципы меньшей значимости и признаваемости по сравнению с вышеуказанными. Так, на наш взгляд, нецелесообразно выделять в качестве отдельных основных принципов численную ограниченность экономических районов, их экономическое тяготение, двухрядность административно-территориального деления, которые называют В.Е. Кирьянчук и В.В. Подколзин. Эти показатели учитываются в содержании других основных принципов.

Сайт управляется системой uCoz