БЕНЧМАРКИНГ И ЕГО РАЗВИТИЕ

 

Лыгина Н. И. (ОГИЭТ, г. Орел, РФ)

 

In the article of N.I. Lygina there is given the definition and main principles of benchmarketing conception and the reasons of its popularity.

 

Чтобы проследить развитие  бенчмаркинга, сначала следует выяснить что же такое бенчмаркинг и какую роль он играет в государственном управлении в системе интеграционного маркетинга.

Новое направление, появившееся на стыке менеджмента и маркетинга, внесло смятение в умы, как теоретиков, так и практиков бизнеса. Сегодня с определенной степенью точности можно утверждать лишь то, что существует огромное количество трактовок данного понятия. Одни считают бенчмаркинг продуктом эволюционного развития концепции конкурентоспособности, другие – программой по улучшению качества, большинство же причисляют его к экзотическим продуктам японской бизнес - практики.

В действительности, бенчмаркинг – продукт эволюционного развития концепции конкурентоспособности, предполагающий разработку программ улучшения качества продукции, впервые появившихся в Японии. В основе его лежит сравнение продукта конкурента, или какой либо его части, с продуктом компании, проводящей анализ, с целью повышения конкурентоспособности последнего. Сегодня владение и эффективное использование технологий бенчмаркинга – неотъемлемое условие рыночного успеха компании. Причины сегодняшней его популярности можно определить следующим образом:

1.     Глобальная конкуренция. Сегодня, в эпоху глобализации бизнеса, компании осознают необходимость всестороннего и детального изучения и последующего использования лучших достижений конкурентов в целях собственного выживания.

2.     Вознаграждение за качество. В последние годы все большее распространение получают проходящие на национальном уровне компании по определению и вознаграждению фирм – лидеров качества.

3.     Необходимость повсеместной адаптации и использования мировых достижений в области производственных и бизнес - технологий.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что бенчмаркинг – это не только передовая технология конкурентного анализа. Бенчмаркинг, во-первых, концепция, предполагающая естественное развитие у компаний стремления к непрерывному совершенствованию, и, во-вторых, сам процесс совершенствования. Это непрерывный поиск новых идей, их адаптация и последующее использование на практике в целях управления в системе интеграционного маркетинга. Важнейшим компонентом концепции бенчмаркинга являются внутрифирменные технологии ведения бизнеса, на основе которых и определяются критерии и степени сравнения.

Менеджмент компаний, применяющих концепцию бенчмаркинга, должен предусматривать постоянное слежение за тем, чтобы проводимая политика была понята и поддержана всеми сотрудниками компании. Ответственность за успешную реализацию концепции должна быть распределена между всем персоналом компании, выполняющим работу, оказывающую влияние на уровень качества выпускаемых товаров.

Прежде чем внедрить концепцию бенчмаркинга, следует выявить основные принципы этой концепции.

1. Концентрация на качестве. В традиционном понимании термин «качество» используется для того, чтобы подчеркнуть превосходство, красоту товара или высокие затраты на его производство. Специалисты в области бенчмаркинга считают, что под качеством товара следует понимать степень удовлетворения потребностей потребителя в процессе его использования. Соответственно, первое, что необходимо сделать при переходе на бенчмаркинговую концепцию – выявить эти потребности.

2. Важность бизнес-процессов. Для бенчмаркинга бизнес - процессы, протекающие в организации, намного важнее, чем процесс функционирования таких классических функциональных подразделений, как финансовый отдел, отдел продаж и др. Любая компания есть ничто иное, как система функционирования основных и второстепенных бизнес-процессов.

3. Систематическое проведение внешнего бенчмаркинга. Как только персонал организации поймет необходимость непрерывного и тщательного изучения как основных конкурентов, так и лучших образцов мировой практики, и осознает важность внутренних бизнес-процессов, необходимо объединить эти два аспекта деятельности организации в единую систему и систематически анализировать внутренние процессы сопоставляя их с внешними бенчмарками.

4. Бенчмаркинг – основа выживания.

Таким образом, в качестве основных необходимо выделить две наиболее важные предпосылки успешной реализации концепции бенчмаркинга: одобрение руководства и убежденность в необходимости изменений.

Сайт управляется системой uCoz