Луконин И.С. (МГИЭТ, г.Москва, РФ)
Любая организация, и интегрированная корпорация не исключение находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.
Среду функционирования организации можно разделить на:
- внешнюю среду;
- внутреннюю среду функционирования.
Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе потенциал, который дает организации возможность функционировать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может быть также и источником проблем организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации. Внутренняя среда – это те ресурсы, которые находятся в распоряжении организации:
- технологии;
- структуры;
- персонал;
- финансы;
- активы;
- репутация.
Внешняя среда является определяющим фактором развития организации. Без знания процессов проистекающих в ней нельзя успешно планировать и проводить деятельность организации. Внешняя среда состоит из макросреды и среды непосредственного окружения компании.
Макросреда состоит из структур экономики страны и региона в целом. Макросреда делится на экономическую, политическую, социальную, научно-техническую, экологическую.
Среда непосредственного окружения – это отрасли и рынки, на которых работает интегрированная корпорация. Основные составляющие непосредственного окружения интегрированной корпорации – это конкуренты, поставщики и потребители. Непосредственное окружение интегрированной корпорации включает в себя также все группы, представленные на рис 3.
Стандартную среду функционирования организации можно представить следующим образом (см. Рис 1).
Рисунок 1- Среда функционирования организации
Среда функционирования интегрированной корпорации отличается тем, что множество входящих в нее бизнесов можно представить как отдельные компании, у которых существует собственное непосредственное окружение и собственная внутренняя среда, и в то же время компании в структуре интегрированной корпорации заменяют друг для друга отдельные элементы непосредственного окружения.
Также к отличию от обычной организации можно отнести вынос определенных функций, дублирующихся в организациях, входящих в интегрированную корпорацию на уровень управляющей компании
Таким образом, интегрированная корпорация создает для собственных структур неконкурентные внутренние условия непосредственного окружения.
Непосредственное окружение нескольких организаций в интегрированной корпорации объединяется. Непосредственное окружение интегрированной корпорации состоит из непосредственного окружения всех организаций входящих в эту интегрированную корпорацию.
Рисунок 2- Среда функционирования интегрированной корпорации
Вследствие большого размера и высокой доли в ВВП, которую имеют интегрированные корпорации их непосредственным окружением можно считать и макроокружение.
Структура Российских экспортно-ориентированных интегрированных корпораций позволяет говорить о взаимном влиянии макроокружения и интегрированной корпорации друг на друга. Интегрированная корпорация управляет процессами в экономике страны и региона.
Вследствие этого факта государство стремится регламентировать деятельность интегрированных корпораций для соблюдения интересов всех вовлеченных в ее среду групп и лиц.
Проведенный анализ позволил дополнить существующие модели групп, вовлеченных в управление интегрированной корпорацией (см. рис 3).
Рисунок 3- Основные группы внутренней и внешней среды, оказывающие воздействие на цели интегрированной корпорации
Дальнейшие исследования должны быть направлены на разработку такой системы управления интегрированной корпорацией, которая позволила бы учитывать цели всех групп вовлеченных в процесс ее функционировании.
Основным звеном такой системы управления должен стать Стратегический маркетинг, в задачи которого входит изучение среды интегрированной корпорации и всех ее составляющих и разработак целей и стратегии этой корпорации с учетом проведенных исследований.