РАЗВИТИЕ ЛЕСНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ В РОССИИ

 

Косицын В.Н. (МПР России, г.Москва, РФ)

 

The problem of creation and development of the national system of voluntary forest certification is considered. The information on plan of works on creation of national system at the federal and regional level, about formation of the Russian national committee on forest certification is submitted.

 

В настоящее время на мировой рынок лесной продукции активно внедряются принципы лесной сертификации. По предварительным оценкам до 30% товарооборота лесоматериалов в мире может составить сертифицированная продукция. В условиях подготовки к вступлению России во Всемирную Торговую Организацию и решения задач по увеличению объемов экспорта лесопродукции на экологически чувствительные мировые рынки одним из приоритетных направлений национальной лесной политики должно стать развитие лесной сертификации.

Лесная сертификация – это процесс, в ходе которого независимая сторона оценивает, насколько нормы и практика лесоуправления, ведения лесного хозяйства и осуществления лесопользования соответствует определенным требованиям (стандартам).

Основными целями лесной сертификации являются:

улучшение качества лесоуправления, ведения лесного хозяйства, осуществления лесопользования с учетом экологических, социальных и экономических требований;

поддержка или расширение рынка сбыта продукции;

выход на экономически выгодные рынки.

Объектами лесной сертификации выступают:

1.     Лесоуправление и ведение лесного хозяйства.

2.     Цепочка прохождения древесины и изготовленной из нее продукции от заготовителя  к потребителю.

Статьей 71 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривается создание обязательной      сертификации древесины, отпускаемой на корню, и второстепенных лесных ресурсов. В то же время согласно Федеральному закону от 27.12.02 №184-ФЗ «О техническом регулировании» объектом обязательной сертификации может быть только продукция. В проекте новой редакции Лесного кодекса Российской Федерации предусматривается изменение действующего лесного законодательства в части обеспечения добровольной лесной сертификации, а Концепцией развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003-2010 годы – создание и развитие признаваемой международным сообществом, т.е. добровольной лесной сертификации.

Отдельные работы по добровольной лесной сертификации в Российской Федерации уже проведены в Алтайском крае, Архангельской, Новгородской, Псковской и Нижегородской областях, Республике Коми по международной системе Лесного Попечительского Совета; при этом площадь сертифицированных лесов составила около 1,5 млн.га. Для более широкого внедрения лесной сертификации в России необходима оперативная консолидация усилий всех сторон, заинтересованных в развитии лесного комплекса страны.  

По инициативе МПР России и в соответствии с решением общего собрания учредителей, в состав которых вошли представители лесного хозяйства, лесопромышленного комплекса, лесной отраслевой и академической науки и общественных организаций, образовано некоммерческое партнерство «Российский национальный совет по лесной сертификации» (РНСЛС).

Определены основные направления деятельности РНСЛС: содействие созданию и развитию национальной системы добровольной лесной сертификации, обеспечение признания национальной системы добровольной лесной сертификации международным сообществом. В вопросах создания и развития национальной системы добровольной лесной сертификации РНСЛС будет взаимодействовать с национальными зарубежными и международными системами добровольной лесной сертификации.

РНСЛС в целом был одобрен план мероприятий по созданию национальной системы добровольной лесной сертификации. В соответствии с данным планом в 2003 году будут разработаны критерии и индикаторы устойчивого управления лесами, в 2004 году будет разработан национальный стандарт по добровольный лесной сертификации и сформированы органы по аккредитации и сертификации. Введение в действие национальной системы добровольной лесной сертификации будет осуществлено до 2007 года первоначально в 12 регионах Российской Федерации. В их число входят Ленинградская, Новгородская, Архангельская, Вологодская, Иркутская и Читинская области,   Республики Карелия и Коми,  Краснодарский, Красноярский,  Хабаровский и  Приморский края.

В каждом из выбранных первоочередных 12  субъектах Российской Федерации  будет создан орган по лесной сертификации, в состав которого должны войти эксперты по лесоуправлению, ведению лесного хозяйства, осуществлению лесопользования, переработке древесины из числа отраслевых НИИ, лесоустроительных и лесопромышленных предприятий, региональных центров защиты леса, общественных организаций. Этот орган по лесной сертификации должен быть независимой «третьей» стороной.

В рекомендациях секции  по вопросам лесной сертификации, состоявшейся в г.Санкт-Петербурге 19 июня 2003 года в рамках VII  Петербургского экономического форума, Правительству  Российской Федерации  предложено ускорить создание национальной системы лесной сертификации.       

Разработка национального стандарта и другой нормативной правовой документации по лесной сертификации, их апробация и согласование в международных системах лесной сертификации (Панъевропейского совета по лесной сертификации и Лесного попечительского совета) будут осуществлены за счет финансовой поддержки учредителей РНСЛС. Проведение самой лесной сертификации оплачивается за счет средств хозяйствующего субъекта и лесопользователя. Стоимость проведения лесной сертификации составляет 0,2-0,5 $ за 1 га в зависимости от площади и продуктивности сертифицируемых лесов. Общая стоимость работ по лесной сертификации в выбранных 12 регионах Российской Федерации составит 33 млн.$.

 

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz