НАЛОГИ В СИСТЕМЕ ФАКТОРОВ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Журавлева Т.А. (Орел ГИЭТ, г.Орел, РФ)
The article writlen by Tatayana Zhuravleva is devoted to a system of taxation. This system
influences on the economic development through some factors such as
investments, industrial production, purchasing demand and others. These factors
are formed and stimulated with the help of taxregulationes.
Многие региональные проблемы экономики и уровень жизни населения в регионах во многом вызваны переходом к рыночной экономике.
Отказ от централизованной экономики без должного государственного вмешательства обусловил острые кризисные процессы во многих регионах, включая Центральный и Центрально-Черноземный экономические районы (с2000г. Центральный федеральный округ).
Кроме обвального падения объемов промышленного производства за время реформ в промышленности произошли существенные структурные изменения, носящие негативный характер. В структуре промышленности практически во всех регионах предпочтение во многом отдается сырьевым отраслям. Приоритетное развитие отраслей ТЭК обеспечивает как валютные поступления, так и во многом определяет рост валового внутреннего продукта, но не способствует формированию внутреннего рынка, базирующегося на конкурентоспособных и платежеспособных отраслях и производствах.
Центральный федеральный округ- это ведущий среди наиболее промышленно развитых районов России, так как по результатам 2000 года удельный вес валового регионального продукта (ВРП) в общероссийских показателях составил 33,1%1.
Рассмотрим каким образом характеризуется ВРП по регионам Центрального федерального округа в 1998 – 2000 годы в таблице 1.
________________
1.Регионы России. Социально – экономические показатели. 2002. Стат. сб./ Госкомстат России. – М.: 2002.-С.26.
2.Тот же.
Таблица - Динамика валового регионального продукта по Центральному Федеральному округу на душу населения, руб.2
Регионы
|
Годы |
Темп роста.%
|
||||||
1998 |
1999 |
2000 |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||||
Российская Федерация (по субъектам) |
16509,8 |
28492,1 |
43305,9 |
261,0 |
||||
Центральный федеральный округ |
19016,2 |
22611,1 |
56158,1 |
295,3 |
||||
- Белгородская обл. |
12956,4 |
22611,1 |
18212,7 |
228,3 |
||||
- Брянская обл. |
8108,5 |
12448,9 |
18212,7 |
224,6 |
||||
- Владимирская обл. |
9705,6 |
16221,9 |
22134,8 |
228,1 |
||||
- Воронежская обл. |
9706,9 |
15797,2 |
21267,6 |
219,1 |
||||
- Ивановская обл. |
7182,3 |
10201,8 |
14885,4 |
207,3 |
||||
- Калужская обл. |
9856,1 |
15867,4 |
24256,6 |
246,1 |
||||
- Костромская обл. |
11173,3 |
18117,4 |
23204,3 |
207,7 |
||||
- Курская обл. |
12610,8 |
18059,4 |
24402,7 |
193,5 |
||||
- Липецкая обл. |
13481,2 |
25650,2 |
38979,8 |
289,1 |
||||
- Московская обл. |
15539,8 |
23827,4 |
29800,2 |
191,8 |
||||
- Орловская обл. |
11170,9 |
19733,3 |
28423,4 |
254,4 |
||||
- Рязанская обл. |
11007,5 |
17793,8 |
25043,7 |
227,5 |
||||
- Смоленская обл. |
10442,3 |
18916,7 |
26565,1 |
254,4 |
||||
- Тамбовская обл. |
8180,0 |
14081,9 |
20498,2 |
250,6 |
||||
- Тверская обл. |
11077,1 |
17543,4 |
24338,1 |
219,7 |
||||
- Тульская обл. |
10445,4 |
17085,7 |
25215,1 |
241,4 |
||||
- Ярославская обл. |
15753,4 |
25538,7 |
33277,6 |
211,2 |
||||
- г. Москва. |
42944,6 |
91143,1 |
155543,0 |
362,2 |
||||
Данные представленной таблицы свидетельствуют о том, что в кризисный 1998 год и послекризисные годы (1999 - 2000) валовой региональный продукт на душу населения вырос в 2,6 раза, а по Центральному федеральному округу в 2,95 раза.
Сравнивая темпы роста ВРП в региональном разрезе, следует отметить, что наибольший прирост наблюдается в г. Москве (в 3,62 раза), в Липецкой области (в 2,89 раза), в Орловской и Смоленской областях (в 2,54 раза), а также Тамбовской области (в 2,5 раза). Наименьший прирост сложился в Курской области (в 1,93 раза), а также в Московской области (в 1,91 раза).
Значительным препятствием для устойчивого экономического роста в России является фрагментарность развития российской экономики.
Этот факт был отмечен заместителем директора Центрального экономико – математического института РАН, доктором экономических наук, профессором Георгием Клейнером. По его словам, различные элементы экономики России развиваются с разной интенсивностью, что проявляется в диспорциях развития различных отраслей экономики, (в основном развиваются сырьевые отрасли), отсутствии сбалансированности между отдельными подсистемами хозяйственного комплекса: инвестиционные процессы отстают от экономического развития, рост инвестиций от роста сбережений и т.д.
Отсутствие системного подхода в российской экономике по обеспечению комплекса мероприятий, направленных на качественный экономический рост делает экономику неустойчивой, локализует конкуренцию и провоцирует инфляцию.
Для фрагментарной экономики характерны низкий уровень взаимного доверия субъектов хозяйствования, отсутствия склонности к долговременным инвестициям, низкая эффективность использования всех ресурсов.
Одной из главных задач осуществления экономической реформы в России и в регионах в настоящие время является формирование эффективного налогового механизма, как одного из институтов рыночной экономики, позволяющего решать проблему увеличения доходов бюджетов различных уровней и содействующему поступательному развитию хозяйствующих субъектов и всей экономики в целом.
В силу действия целой системы факторов на экономику России, современная налоговая система испытывает потребность в реформировании. Наиболее существенной причиной является неадекватность налогообложения социально-экономическим потребностям общества.
Сложившаяся налоговая система России стала одним из факторов, усугубляющих стагнационные процессы в экономике и во взаимосвязи с рядом других факторов приведшая к крайне негативным последствиям.
Наиболее наглядно представить роль стимулирующего механизма налогообложения в обеспечении экономического подъема в России возможно с помощью следующей схемы (Рис.1).
Из представленной схемы можно отметить, что с помощью налогового механизма можно воздействовать на:
- развитие производства через такие меры, как уменьшение общего количества налогов, снижение налогового бремени, дифференциация ставки налога на прибыль в зависимости от рентабельности производства и отраслей, состояние регионального промышленного производства и других;
- рост инвестиционной активности через снижение налогового бремени, освобождение от налогов прибыли и капиталов, направленных на развитие производства, наукоемких технологий и прочее;
рост доходов населения через выведение из-под обложения прожиточного минимума, сглаживание поляризации доходов населения.
Рисунок 1- Роль налогового механизма в обеспечении экономического подъема
Основной целью налоговой реформы должно выступать создание эффективной системы налоговых взаимоотношений, обеспечивающих осуществление взаимосвязанного комплекса перспективных мероприятий, которые в первую очередь связаны со стимулированием производства на основе активного вмешательства государства в экономику для реализации приоритетов национальной структурной экономики, основанной на научно-обоснованных стратегических целях и конкурентных преимуществах национальной Экономик, с учетом особенностей в развитии регионов.