НАЛОГИ В СИСТЕМЕ ФАКТОРОВ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

Журавлева Т.А. (Орел ГИЭТ, грел, РФ)

 

The article writlen by Tatayana Zhuravleva is devoted to a system of taxation. This system influences on the economic development through some factors such as investments, industrial production, purchasing demand and others. These factors are formed and stimulated with the help of taxregulationes.

 

Многие региональные проблемы экономики и уровень жизни населения в регионах во многом вызваны переходом к рыночной экономике.

Отказ от централизованной экономики без должного государственного  вмешательства обусловил острые кризисные процессы во многих регионах, включая Центральный и Центрально-Черноземный экономические рай­оны (с2000г. Центральный федеральный округ).

Кроме обвального падения объемов промышленного производства за время реформ в промышленности произошли существенные структурные изме­нения, носящие негативный характер. В структуре промышленности практиче­ски во всех регионах предпочтение во многом отдается сырьевым отраслям. Приоритетное развитие отраслей ТЭК обеспечивает как валютные поступле­ния, так и во многом определяет рост валового внутреннего продукта, но не способствует формированию внутреннего рынка, базирующегося на конкурен­тоспособных и платежеспособных отраслях и производствах.

Центральный федеральный округ- это ведущий среди наиболее промыш­ленно развитых районов России, так как по результатам 2000 года удельный вес валового регионального продукта (ВРП) в общероссийских показателях составил 33,1%1.

Рассмотрим каким образом характеризуется ВРП по регионам Централь­ного федерального округа в 1998 – 2000 годы в таблице 1.

 

________________

1.Регионы России. Социально – экономические показатели. 2002. Стат. сб./ Госкомстат России. – М.: 2002.-С.26.

2.Тот же.

     

 Таблица - Динамика валового регионального продукта  по Центральному Федеральному округу на душу населения, руб.2 

        

 

        Регионы

 

Годы

 

Темп роста.%

 

 

1998

 

1999

 

2000

1

2

3

4

  5

Российская Федерация (по субъектам)

16509,8

28492,1

43305,9

261,0

Центральный федеральный округ

19016,2

22611,1

56158,1

       295,3

- Белгородская обл.

12956,4

22611,1

18212,7

       228,3

- Брянская обл.

8108,5

12448,9

18212,7

224,6

- Владимирская обл.

9705,6

16221,9

22134,8

228,1

- Воронежская обл.

9706,9

15797,2

21267,6

219,1

- Ивановская обл.

7182,3

10201,8

14885,4

207,3

- Калужская обл.

9856,1

15867,4

24256,6

246,1

- Костромская обл.

11173,3

18117,4

23204,3

207,7

- Курская обл.

12610,8

18059,4

24402,7

193,5

- Липецкая обл.

13481,2

25650,2

38979,8

289,1

- Московская обл.

15539,8

23827,4

29800,2

191,8

- Орловская обл.

11170,9

19733,3

28423,4

254,4

- Рязанская обл.

11007,5

17793,8

25043,7

227,5

- Смоленская обл.

10442,3

18916,7

26565,1

254,4

- Тамбовская обл.

8180,0

14081,9

20498,2

250,6

- Тверская обл.

11077,1

17543,4

24338,1

219,7

- Тульская обл.

10445,4

17085,7

25215,1

241,4

- Ярославская обл.

15753,4

25538,7

33277,6

211,2

- г. Москва.

42944,6

91143,1

155543,0

362,2

 

Данные представленной таблицы свидетельствуют о том, что в кризисный 1998 год и послекризисные годы (1999 - 2000) валовой региональный продукт на душу населения вырос в 2,6 раза, а по Центральному федеральному округу в 2,95 раза.

Сравнивая темпы роста ВРП в региональном разрезе, следует отметить, что наибольший прирост наблюдается в г. Москве (в 3,62 раза), в Липецкой об­ласти (в 2,89 раза), в Орловской и Смоленской областях (в 2,54 раза), а также Тамбовской области (в 2,5 раза). Наименьший прирост сложился в Курской об­ласти (в 1,93 раза), а также в Московской области (в 1,91 раза). 

Значительным препятствием для устойчивого экономического роста в Рос­сии является фрагментарность развития российской экономики.

Этот факт был отмечен заместителем директора Центрального экономико – мате­матического института РАН, доктором экономических наук, профессором Георгием Клейнером. По его словам, различные элементы экономики России развиваются с разной интенсивностью, что проявляется в диспорциях разви­тия различных отраслей экономики, (в основном развиваются сырьевые от­расли), отсутствии сбалансированности между отдельными подсистемами хозяйствен­ного комплекса: инвестиционные процессы отстают от экономиче­ского разви­тия, рост инвестиций от роста сбережений и т.д.

Отсутствие системного подхода в российской экономике по обеспе­чению комплекса мероприятий, направленных на качественный экономиче­ский рост делает экономику неустойчивой, локализует конкуренцию и про­воцирует инфляцию.

Для фрагментарной экономики характерны низкий уровень взаимного доверия субъектов хозяйствования, отсутствия склонности к долговремен­ным инвестициям, низкая эффективность использования всех ресурсов.

Одной из главных задач осуществления экономической реформы в России и в регионах в настоящие время является формирование эффективного налогового механизма, как одного из институтов рыночной экономики, позволяющего решать проблему увеличения доходов бюджетов различных уровней и содей­ствующему поступательному развитию хозяйствующих субъектов и всей экономики в целом.

В силу действия целой системы факторов на эконо­мику России, со­временная налоговая система испытывает потребность в ре­формировании. Наиболее существенной причиной является неадекватность на­логообложения социально-экономическим потребностям общества.

Сложившаяся налоговая система России стала одним из факторов, усугубляющих стагнационные процессы в экономике и во взаимосвязи с ря­дом других факторов приведшая к крайне негативным последствиям.

Наиболее наглядно представить роль стимулирующего механизма на­логообложения в обеспечении экономического подъема в России возможно с помощью следующей схемы (Рис.1).

Из представленной схемы можно отметить, что  с помощью налого­вого  меха­низма можно воздействовать на:

-         развитие производства через такие меры, как уменьшение общего коли­че­ства налогов, снижение налогового бремени, дифференциация ставки налога на прибыль в зависимости от рентабельности производства и отраслей, со­стояние регионального промышленного производства и других;

- рост инвестиционной активности через снижение налогового бремени, осво­бождение от налогов прибыли и капиталов, направленных на раз­витие про­изводства, наукоемких технологий и прочее;

рост доходов населения через выведение из-под обложения прожиточ­ного ми­нимума, сглаживание поляризации доходов населения.

  

 

Рисунок 1-  Роль налогового  механизма в обеспечении экономического подъема

 

Основной целью налоговой реформы должно выступать создание эффективной системы налоговых взаимоотношений, обеспечивающих осуществление взаи­мосвязанного комплекса перспективных мероприятий, которые в первую оче­редь связаны со стимулированием производства на основе активного вмеша­тельства государства в экономику для реализации приоритетов национальной структурной экономики, основанной на научно-обоснованных стратегических целях и конкурентных преимуществах национальной Экономик, с учетом осо­бенностей в развитии регионов.   

Сайт управляется системой uCoz