МЯГКИЕ БЮДЖЕТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ И ЭКОНОМИКА НЕПЛАТЕЖЕЙ

 

Жидкова Е.А. (КГСХИ, г. Кемерово, РФ)

 

The article describes the signs of soft budget constraint existance in most of Russia’s enterprises and influence of this factor on economy of non-payments.

 

Для нормального функционирования рыночной экономики требуется соблюдение финансовой дисциплины. Покупатели должны выполнять заключенные соглашения и оплачивать полученные ценности, заемщики не должны нарушать кредитные договора и оплачивать свои долги, налогоплательщики обязаны платить налоги - это считается юридическими обязательствами при рыночной экономике. Но кроме выполнения данных обязательств в развитой рыночной экономике расходы должны быть покрыты из своих доходов. Соответственно невыполнение данного условия приведет к банкротству и уходу предприятия из бизнеса.

Отсюда возникает понятие бюджетные ограничения – количество денег, которыми располагает предприятие и которое не должно быть превышено. Бюджетные ограничения могут считаться жесткими, если поток расходов, в том числе обслуживающие долги, не превышают поток доходов, включая получаемые кредиты. Невыполнение этого правила приводит к убыточности деятельности  и как следствие к невыполнению юридических обязательств, т.е. те, кому причитаются платежи кредитуют предприятие против своей воли.

При смягчении бюджетных ограничений стремление к наращиванию прибыли ослабевает, так как существование предприятия гарантировано, т.е. мягкие бюджетные ограничения помогают сохранять старые производства, технологии, рынки и таким образом связывает ресурсы, которые могли быть использованы на более эффективные цели. В подобных условиях предприятие не считает нужным вносить необходимые изменения в технологию или в производство, таким образом ослабевает реакция на изменение цен и издержек. Неплатежи становятся формой сохранения отсталых и убыточных производств, которые должны быть подвержены процедуре банкротства, но неприменимой в силу массовости явления и социальных факторов.

Задолженность и неденежные расчеты - это комбинированные мягкие бюджетные ограничения при содействии исполнительной власти. В этом случае уклонение от уплаты налогов становится побочным следствием, так как компании осуществляющие скрытое субсидирование предпринимают попытки компенсировать свои затраты, что вызывает цепную реакцию в экономике. Это усиливает хронический характер неплатежей и препятствует проведению бюджетно-налоговой реформы.

Система неплатежей становится выгодной рентабельным предприятиям,  если они будут связаны с бесперспективными предприятиями, являющимися первоначальными объектами мягких бюджетных ограничений. В нашей стране молчаливое соглашение, в соответствии с которым, энергетические компании берут под свою финансовую опеку бесперспективные предприятия в обмен за терпимое отношение органов исполнительной власти к их собственной налоговой задолженности, является главным препятствием в разрушении сложившейся системы неплатежей.

Кроме того преобладание мягких бюджетных ограничений может привести к чрезмерной степени заимствований, т.е. феномен долговых цепочек, вызывающий увеличение нагрузки на банковскую систему и государственный бюджет, путем роста бюджетного дефицита.

Объяснение синдрома мягких бюджетных ограничений основано на анализе внутренних и внешних интересов. При первых инвестициях произведенных государством или банком, проще продолжать финансирование, чем потерять уже вложенные средства. Это внутренний интерес и ужесточение возможно лишь при децентрализации кредитования.

Внешними факторами являются поддержка предприятий с целью поддержания уровня занятости, сохранения политической поддержки общества, как показатель помощи кризисным отраслям, также следует отметить коррумпированные отношения между чиновниками, а главное, что в большинстве случаев, прекращение работы многих предприятий-монополистов приведет к большему ущербу, чем расходы по ее спасению. Таким образом признание ущерба от мягких бюджетных ограничений приводит к выводу, что необходимо их ужесточение.

Существует четыре инструмента, позволяющие смягчать бюджетные ограничения:

-       бюджетные субсидии.

-       налоговые льготы и как следствие дифференциация уровня налогообложения в зависимости от прибыльности сектора экономики.

-       кредитование различных заемщиков в независимости от их платежеспособности.

-       уровень ценообразования, т.е. при свободной формуле формирования цены «затраты +» предприятию можно значительную часть затрат признавать обоснованной, в отличии от административно установленных цен, при которых необходимо прилагать массу усилий для получения прибыли.

Таким образом, неплатежи маскируют систему мягких бюджетных ограничений, представляющую собой широкомасштабную помощь нежизнеспособным предприятиям, а политика мягких бюджетных ограничений является следствием  особенностей макроэкономической политики и не может являться самостоятельной причиной возникновения неплатежей.

 Поэтому жесткие бюджетные ограничения, проведенные одновременно с денежно-кредитной политикой дадут необходимую сбалансированность в экономике неплатежей.

 

 

Сайт управляется системой uCoz