СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ЭНЕРГОМАШИНОСТРОЕНИЯ

 

Ильиных Ю.М. (ААЭП, г. Барнаул, РФ)

 

In order to increase the competition ability of enterprise, home producers show more and more obvious interest in quality management systems, which meet requirements of the ISO 9000 – standards.

 

В современных условиях обострения конкуренции, превращения ее в глобальную основу выживания и успеха предприятия, основой устойчивого положения предприятия на рынке является своевременное предложение продукции, соответствующей мировому уровню качества. При этом конкурентоспособность любого предприятия, независимо от размеров, формы собственности и других особенностей, зависит в первую очередь от качества продукции и соизмеримости ее цены с предлагаемым качеством, т.е. от того, в какой степени продукция предприятия удовлетворяет запросам потребителя [1].

Качество формируется в процессе производства продукции, следовательно, главным фактором обеспечения качества и одним из решающих элементов обеспечения конкурентоспособности предприятия является действующая на предприятия система менеджмента качества.

Эти обстоятельства приводят к закономерному росту роли системы менеджмента качества предприятия как универсального инструмента повышения конкурентоспособности предприятия, позволяющего достичь цели снижения себестоимости производимой продукции при абсолютном удовлетворении требований потребителя.

Наиболее распространенной в мире организационно-методической основой создания систем менеджмента качества предприятий являются международные стандарты ИСО серии 9000. Создание системы качества на основе этих стандартов позволяет перейти от управления качеством продукции к менеджменту качества всего предприятия. Например, концепция TQM (Всеобщее управление качеством) предусматривает всестороннее целенаправленное и хорошо скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности от исследований и разработок до послепродажного обслуживания при участии руководства и служащих всех уровней и при рациональном использовании технических возможностей.

В рамках системы качества реализуется и экономический аспект – учет взаимосвязи между качеством продукции и результатами экономической деятельности предприятия через учет затрат на обеспечение качества и сопоставление их с потерями, связанными с выпуском некачественной продукции.

Кризисное состояние отечественной экономики обуславливает исключительную актуальность проблемы создания систем менеджмента качества на российских предприятиях с целью обеспечения конкурентоспособности предприятий. Для большинства предприятий нашей страны характерна ситуация, когда неконкурентоспособность продукции по качеству усугубляется неконкурентоспособностью по цене из-за чрезмерной затратности производства. Поэтому одним из обязательных условий выведения российской экономики из кризисного состояния является внедрение эффективных систем менеджмента качества, способных обеспечить конкурентоспособность выпускаемых изделий по цене и качеству.

Таким образом, для повышения конкурентоспособности предприятий, проблема создания систем качества должна решаться как на уровне отдельных предприятий, так и на государственном уровне. В числе мер, призванных стимулировать предприятия на внедрение систем менеджмента качества, выделяются учреждение в 1996 году ежегодной Премии Правительства Российской Федерации в области качества, а также принятие Правительством в 1998 году постановления «О некоторых мерах, направленных на совершенствование систем обеспечения качества продукции и услуг».

Однако задача создания эффективно функционирующей системы менеджмента качества должна решаться, прежде всего, на уровне конкретного предприятия с учетом его особенностей, определяемых сферой деятельности, текущим финансовым состоянием, существующим уровнем реализации системности в работе по обеспечению качества и т.д.

В настоящее время резко увеличилось количество предприятий по внедрению международных стандартов ИСО серии 9000, чему способствуют ряд обстоятельств, основными из которых являются [3]:

1) организация работ по внедрению систем качества на основе ИСО – важный элемент нескольких федеральных программ;

2) при создании совместных предприятий зарубежные фирмы и компании зачастую ставят обязательное условие: подготовка и функционирование системы качества в соответствии с ИСО серии 9000;

3) предприятия самых разных отраслей, стремящиеся к экспорту продукции, сталкиваются с проблемой внедрения стандартов ИСО и сертификации систем качества на соответствие этим стандартам в ходе контрактных переговоров, а также в ряде стран возникает сложность при реализации продукции без подтверждения стабильности качества при ее выпуске;

4) создание более благоприятных условий страхования, получения кредита, инвестиций, участия в тендерах, конкурсах и прочих мероприятиях, которые могут закончиться контрактом;

5) повышается исполнительская дисциплина на предприятии, улучшается мотивация сотрудников, снижаются потери, вызванные дефектами и несоответствиями:

6) предприятие становится более «прозрачным» для руководства, в связи с этим повышается качество управленческих решений.

Предприятия отрасли энергетического машиностроения активно включились в работу по разработке, внедрению и сертификации систем качества на соответствие международным стандартам ИСО серии 9000. Для этой отрасли характерны проблемы, существующие в настоящее время во всех отраслях экономики страны. В связи со значительным спадом производства снизилось использование производственных мощностей. Предприятия вынуждены переключаться на выпуск непрофильной продукции, что ведет к снижению технического уровня производства.

Рынок энергетического машиностроения является не монополизированным, но высоко концентрированным. Перспективы развития данного рынка в РФ, в основном связаны с модернизацией и обновлением основных энергетических мощностей РАО «ЕЭС России». Однако, высока доля поставок продукции энергомашиностроения и в страны дальнего зарубежья (доля экспорта в структуре доходов составляет около 50%). Поэтому для предприятий энергомашиностроительной отрасли задача внедрения и сертификации систем менеджмента качества на соответствие международным стандартам ИСО серии 9000 очень актуальна.

В настоящее время на страницах специализированных журналов широко освещаются теоретические основы развития систем менеджмента качества как метода повышения конкурентоспособности предприятий (в статьях В.А. Лапидуса, В.Г. Версана, В.И. Галеева и других авторов), а также опыт успешного построения и функционирования систем качества на ряде предприятий нашей страны, но при этом ряд проблем, с которыми сталкивается предприятие на пути создания и совершенствования системы менеджмента качества, остаются за рамками рассмотрения. Рассмотрим наиболее характерные из этих проблем.

Во-первых, у специалистов наших предприятий отсутствует реальный опыт работы в условиях рыночных отношений. Во время сертификации систем качества недостаток такого опыта наблюдается во множествах форм, а именно: в неумении наладить эффективную обратную связь с потребителями; в недостаточности навыков при  оценке и выборе поставщиков; в нечетком распределении ответственности между руководителями различных уровней; в дублировании некоторых процессов и т.д. [2].

Во-вторых, принимая управленческие решения о проведении мероприятий по обеспечению качества, руководители предприятий преследуют цель не создания эффективно функционирующей системы качества, которая реально будет гарантировать качество продукции в соответствии с запросами и ожиданиями потребителей, а именно получение свидетельства, сертификата. Внешний рынок для отечественных предприятий, не имеющих систему качества на базе стандартов ИСО серии 9000, практически закрыт. Поэтому администрацию предприятий в первую очередь интересуют сроки получения международного сертификата качества. А вопросы, касающиеся объемов трудовых, материально-технических и финансовых ресурсов, необходимых для внедрения и сертификации системы качества и, самое главное, для обеспечения ее экономически эффективной работы, отходят на второй план.

В-третьих, назначение специалистов для разработки и внедрения систем управления качеством по международной системе ИСО серии 9000 со стороны руководства предприятия нередко осуществляется без должного отбора кандидатур и понимания тех критериев, которым эти кандидатуры должны удовлетворять [3].

Несмотря на множество причин, делающих работу по внедрению международной системы ИСО серии 9000 на отечественных предприятиях отнюдь не легкой, многие предприятия совершенно осознанно встали на этот путь. В процессе целенаправленной работы над совершенствованием своих систем управления качеством они добились ощутимых перемен к лучшему, укрепили свои позиции среди конкурентов и теперь ставят перед собой более сложные цели. Повышение конкурентоспособности предприятия на основе внедрения и совершенствования системы менеджмента качества представляет собой проблему, для решения которой требуется комплексный подход, охватывающий не только процесс производства продукции, но и ее реализации и обслуживания после продажи.

 

Литература

1. Брун М., Георги Д. Управление качеством: затраты и выгоды // Проблемы теории и практики управления. – 2000. - №1. – С. 70-75.

2. Иванов В.Н. Особенности и перспективы движения за качество на предприятиях промышленности // Стандарты и качество. – 2003. -  №1 . – С.100-103.

3. Овсянко Д. и др. Применение стандартов ИСО серии 9000 и принципов TQM в российских компаниях // Стандарты и качество. – 2002. - №8. – С. 52-56.

 

 

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz