Современные направления внутреннего управления предприятием

 

Гурьева Е.Н., Тищенко В.П. (ХГТУ, г. Хабаровск, РФ)

 

In given clause the questions of internal operation of business are considered. The international experience of development is classified on the basis of administrative accounts department. The modern lines of similar development on an example of the wood enterprises come to light.

 

Отражение рыночных отношений на внутренней жизни предприятия преломляется, прежде всего, через его управленческую систему. Государства с общественной собственностью на средства производства влияют на экономический субъект, исходя из управленческой структуры, сформированной по производственным и экономическим функциям. Соответственно каждое предприятие независимо от степени доходности имеет в своей структуре планово-эконо-мический отдел, отдел труда и зарплаты, бухгалтерию и т.д. При переходе к частной и корпоративной собственности часть функций выполняемых ранее государством переходит в ведение предприятия. Особенностью нашего общества является то, что любые принципиальные изменения в стране начинаются с уничтожения существующих связей, традиций, накопленного опыта. Так было после Октябрьской революции, так было и после распада Советского Союза. Как следствие экономическим субъектам нового типа приходилось начинать практически в нуля. И если производственные фонды еще оставались на предприятиях, то кадры в первую очередь оказывались за бортом. В этой ситуации полный набор управленческих экономических служб остается либо в государственных, либо в крупных производственных объединениях, которые за счет большого оборота могут позволить себе содержать их. Большая часть среднего капитала, не говоря уже о мелком, не может финансово содержать многофункциональный управленческий аппарат. В результате встает вопрос как при минимуме работников обеспечить выполнение максимума управленческих функций. Основными проблемами внутреннего управления промышленного предприятия стали следующие:

·        Недостаток ресурсов и экономия на внутреннем управленческом персонале;

·        Экономия на офисных площадях, вследствие высокой стоимости их содержания;

·        Недопонимание органической необходимости внутренней экономической системы собственниками нового поколения;

·        Последствия желания разрушить все, что принадлежало советской экономической системе, в том числе и лучших ее достижений, которыми пользуется мировая практика управления компанией;

·        Недостаток кадров соответствующей квалификации.

Формируя рыночные отношения, экономические субъекты перенимают опыт работы зарубежных предприятий имеющих в настоящее время традиции и культуру этих отношений. В свое время многие зарубежные компании по внутренним причинам решали вопросы реформирования экономических служб. Как следствие практика развития зарубежных компаний имеет к настоящему времени своеобразный опыт объединения экономических служб на базе бухгалтерии. Анализ формирования и развития этих служб позволяет выделить следующие этапы:

·        Конец шестидесятых лет двадцатого столетия, семидесятые годы – объединение учета и внутрифирменного планирования; появление производственной бухгалтерии, использование нормативного планирования и калькулирования на основе метода "стандарт-кост".

·        Вторая половина семидесятых годов – активная компьютеризация экономических и учетных служб; появление автоматизированного рабочего места бухгалтера (АРМБ); выделение в системе внутреннего управления центров ответственности как основных структурных единиц.

·        Восьмидесятые годы – объединение учета и анализа; формирование управленческой (маржинальной) бухгалтерии. Введение в систему анализа математического программирования, оптимизации подсистем, теории вероятности.

·        Девяностые годы – объединение учета и менеджмента; формирование тактических и стратегических бухгалтерий. Использование вертикальной и горизонтальной интеграции, учета воздействия неопределенных факторов. Введение стратегического анализа (рынки – продукты – изделия – процессы), анализа "затраты – выпуск – результат".

·        Конец девяностых годов двадцатого столетия – появление в экономической службе учета контролинга, социально-экономического анализа и прогнозирования партнерских отношений.

Таким образом, внутренняя система управления развивалась на основе синтеза лучших учетно-аналитических методик, аккумулируя в понятие бухгалтерия внутренние управленческие службы со всей палитрой экономических функций.

В нашем государстве после распады Советского Союза переход к корпоративному и частному капиталу сопровождается перенятием западного рыночного опыта, в том числе и использования управленческой бухгалтерии.

Внутренняя управленческая бухгалтерия – это структурная единица, выполняющая экономические и учетные функции управления по данному подразделению.

Обязательным условием организации такого подразделения является определение состава затрат (обычно переменных) и показателя результата работы, чтобы деятельность такой структурной единицы могла быть оценена.

Эффективность действия управленческой бухгалтерии усиливается за счет децентрализации, поскольку считается, что лучше всего изыскивать средства к достижению цели будет тот коллектив, который эту цель планировал, и с которого спросят за ее достижение.

Система таких управленческих центров в западной практике используется средним и крупным капиталом, а также фирмами, работающими в разных административных территориях.

Современные отечественные теории учета, признавая западную практику как элемент мировых экономических традиций, рассматривают управленческий учет как составную часть перехода на международные стандарты. В то же время стараются отстраниться от этого опыта, считая, что традиционные отечественные методики вполне достаточны для работы промышленных предприятий. Но рыночные условия работы предприятий формируют практику, которая во многом повторяет опыт западных компаний; более того появление западного капитала на внутреннем рынке в виде представительств зарубежных фирм или совместных предприятий привносят опыт работы этих фирм во внутреннюю структуру российских предприятий.

Так предприятия лесной промышленности, активно работающие с иностранными компаньонами или инвесторами, особенно активно используют этот опыт. По характеру производства они чаще всего административно разобщенные, работают в разных лесхозах и разных административных районах, с отдалением центрального офиса от производственных единиц. В этих условиях управленческая структура стихийно складывается именно по принципу децентрализации управления, организации управленческих бухгалтерий, хотя официально так их чаще всего не называют.

На предприятиях Дальнего Востока децентрализация управления может быть классифицирована следующим образом:

·        В первую группу следует отнести крупные предприятия, которые на своей базе создают дочерние предприятия с новыми видами производств, технологий. Работают эти предприятия обычно на сырье материнской компании. Таких предприятий пока единицы.

·        Вторую группу составляют предприятия, имеющие центральные офисы в крупных городах, чаще всего в Хабаровске, заготавливающие лес в Ванинском, Комсомольском и других отдаленных районах. Это в настоящее время наиболее распространенный вариант небольших предприятий.

·        Третья группа – это иностранные или совместные фирмы, имеющие свои представительства на Дальнем Востоке. Эти фирмы более всего соответствуют западной управленческой структуре: малочисленный квалифицированный персонал, четкое представление о располагаемых ресурсах, высокая свобода действий и четкая направленность на конечный финансовый результат.

Таким образом, если идти последовательно по сути зарубежных определений управленческой бухгалтерии как внутренней единицы управления центром ответственности, то можно считать, что практика работы отечественных предприятий переняла этот вид внутреннего управления предприятием. К этому виду управленческой структуре привели жесткость рыночных отношений, ограниченность финансовых ресурсов и небольшой стартовый капитал. В современных условиях управленческие центры ответственности стали структурными единицами децентрализации нового уровня. В частности, в лесной отрасли  эту управленческую структуру можно назвать управлением по центрам ответственности. Пока это является только категорией учета, но поскольку управленческая бухгалтерия, как отмечалось выше, в равной степени и экономическая категория, управление по центрам ответственности должно стать общепринятым экономическим термином.

В западной практике центры ответственности подразделяются на:

·        Центры затрат – подразделение, руководитель которого отвечает за формирование затрат данного подразделения (бригада, мастерский участок, цех и т.д.).

·        Центр прибыли – подразделение, руководитель которого отвечает за формирование затрат и получение прибыли подразделением (филиал, представительство, дочернее предприятие и т.д.).

·        Центр инвестиций – подразделение, руководитель которого отвечает за правильное вложение и использование инвестиций предприятием (любой строящийся объект и т.п.).

В отечественной практике подобные подразделения традиционно рассматривались структурными элементами производственного управления предприятием. В современных условиях каждое предприятие обязано считать во что  финансово обходится ему организация любой структурной единицы, поэтому внутренние центры ответственности, включающие в себя необходимость детального учета всех понесенных затрат с обязательным определением финансового вклада центра в общий доход предприятия, является тем структурным подразделением, за которым будущее внутреннего управления.

Сайт управляется системой uCoz