ИНВЕСТИЦИИ КАК УСЛОВИЕ  РОСТА ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

(НА МАТЕРИАЛАХ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)

 

Ахохов А.И. , Гурфова Р.В.  (КБГУ, г. Нальчик, РФ)

 

On the basis of the carried out analysis of a modern condition of economy of the Kabardino-Balkarian republic is determined, that for economic growth the attraction of the investments is necessary. The attention is given to questions of stimulation of attraction of the foreign investments in development of economy of region.

 

Современный этап развития России характеризуется масштабными переменами в сферах организации и управления производственными и территориальными системами. В настоящее время возможности субъекта РФ позволяют влиять на деятельность отраслей промышленного комплекса, используя возможности региональной исполнительной и законодательной власти с целью обеспечения социально-экономического развития региона.

Кабардино-Балкарская республика (КБР) входит в состав Северо-Кавказского экономического региона, занимающего особое место в стратегии территориального развития. Это обусловлено, прежде всего, его современным геополитическим положением, историей освоения и исключительно сложным этническим составом населения. Развитие этого региона следует рассматривать как важнейшее средство укрепления экономики России в целом, упрочения ее позиций в Каспийском регионе, ликвидации очагов политической напряженности.

Основой промышленности республики, представляющей собой многоотраслевой комплекс, являются предприятия, выпускающие высокотехнологическую продукцию и использующие разработки научных организаций. Базовые отрасли производственного комплекса представлены цветной металлургией, химическим и нефтехимическим машиностроением. Эти отрасли, а также пищевая, выпускающие  80% промышленной продукции, определяют вклад КБР в российский рынок. Недостаточное освоение собственной сырьевой базы и топливно-энергетической базы (республика более 90% потребляемой электроэнергии получает из других регионов и только 10% электроэнергии вырабатывается на местных электростанциях) сдерживает дальнейшее развитие производственного потенциала республики.

На долю отраслей промышленного комплекса КБР приходится 38,4% валового регионального продукта и свыше 60% налоговых поступлений в бюджет. В промышленности занято 21,9% работающего населения республики. Таким образом, промышленность для КБР является структурообразующей отраслью экономики и от эффективности ее функционирования зависит возможность реализации стратегических целей развития республики.

Макроэкономические показатели за последние два года (табл.1) свидетельствуют о наступлении в промышленности КБР определенного периода стабилизации и создании предпосылки для поступательного развития, сохранение которого требует разработки и реализации дальнейших нормативно-правовых и организационно-экономических мер. После длительного спада в республике наступает период экономического роста. В целом по отраслям промышленного комплекса рост производства в 2001 г. составил 125%, причем особенно значительный рост наблюдался в машиностроение (120%); цветной металлургии (119%); легкой промышленности (170%); пищевой (126%).

 

Таблица 1- Макроэкономические показатели развития Кабардино-Балкарии

 

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

Валовой региональный продукт (в % к предыдущему периоду)

КБР

99,8

102,2

100,8

109,3

119,8

115

Россия в целом (ВВП)

96,6

100,9

95,1

105,4

107,6

104,8

Промышленное производство (в % к предыдущему периоду)

КБР

80,0

99,7

103,1

123,0

150,0

125,0

Россия в целом

96,0

102,4

94,6

108,1

109,2

102,6

Инвестиции в основной капитал (в % к предыдущему периоду)

КБР

110,0

92.0

92,4

115,3

104,2

109,9

Россия в целом

82,0

95,0

92,5

104,5

117,2

108,7

Доля убыточных предприятий (в% от общего числа предприятий)

КБР

48,5

53,1

58,3

54,6

44,1

39,8

Россия в целом

50,8

50,1

49,2

39,2

39,9

32,8

 

Несмотря на рост производства и ВРП в инвестиционной сфере республики, как и в инвестиционной сфере России, наблюдается сложное положение. Промышленный комплекс КБР развивается в условиях спада инвестиционной активности, который обусловлен кризисным состоянием экономики республики. Долгое время решающую роль в наращивании инвестиционных возможностей производителей играли централизованно выделяемые капитальные вложения, дополняемые нормативными финансовыми отчислениями предприятий в фонд развития производства.

Рост экономики КБР связан с активизацией структурной перестройки её хозяйственной деятельности. В силу специфических особенностей формирования экономики КБР в предыдущие периоды, на данный момент она не обладает достаточно большим инвестиционным потенциалом. Инвестиционный потенциал учитывает основные макроэкономические характеристики, насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и другие показатели. По инвестиционному потенциалу КБР занимает лишь 67 место среди 89 субъектов РФ. Одним из основных показателей инвестиционного потенциала является производственный. По данному показателю республика занимает 72 место среди 89 субъектов РФ. Ситуация усугубляется отсутствием у республики собственной энергетической базы (собственные энергетические ресурсы удовлетворяют лишь 7% производственных потребностей Кабардино-Балкарии), а также постоянным ростом цен на электроэнергию, приводящим к росту материальных затрат на производство продукции. Низкие технико-экономические показатели производственного потенциала республики, а также диспропорция между структурой производственных мощностей и потребительского спроса требуют первоочередных вложений непосредственно в производство продукции.

Наиболее устойчивые темпы роста инвестиций в основной капитал наблюдались в промышленности, но имела место сильная дифференциация в масштабах инвестирования. Так за период с 1996 по 2001 гг. наибольшие вложения были сделаны в такие отрасли промышленности республики как электроэнергетика (17,4%), нефтедобыча (25,0%), цветная металлургия (17,0%), машиностроение (11,5%) и промышленность строительных материалов (11,4%). Фактически рост объема промышленного производства, был обеспечен этими отраслями. Отраслевая структура инвестиций формировалась под влиянием следующих факторов: изменения в структуре производства в связи с возникновением новых производств и подотраслей в традиционных отраслях; изменения в структуре основных производственных фондов, их состава, сроков службы; целей социального развития.

Изменение соотношения основных производственных фондов отраслей с различной продолжительностью инвестиционного цикла, сроками функционирования пассивных и активных основных производственных фондов (в частности увеличение доли в машиностроении) усиливало сдвиги в отраслевой структуре. Необходимо отметить взаимосвязь отраслевых потоков инвестиций: усиление потока в ту или иную отрасль, создание новых и реконструкция действующих производств вызывает своего рода цепную реакцию, т.е. требует соответствующего увеличения инвестиций в смежные отрасли, инфраструктур и т.д.

При общей тенденции к увеличению объемов производства наблюдается  стагнация отдельных предприятий. В целом, ситуация остается критической и требует принятия незамедлительных мер – в первую очередь привлечения инвестиций для перепрофилирования тех предприятий, продукция которых не пользуется спросом, а также государственная поддержка предприятий, которые в состоянии выпускать конкурентоспособную продукцию, но не имеют достаточных оборотных средств.

Следует отметить ряд положительных, на наш взгляд, моментов в инвестиционной деятельности республики. Наблюдается уменьшение инвестиций в основной капитал за счет средств федерального бюджета. Более 60% объема инвестиций финансируется за счет собственных средств предприятий и организаций, средств индивидуальных заёмщиков. Увеличение доли финансирования за счет собственных средств свидетельствует о том, что предприятия республики в сфере инвестиционной деятельности осуществляют работу в соответствии с современными условиями хозяйствования, особенностями которых является опора на собственные ресурсы.

Существует две точки зрения на возможность инвестирования средств в отрасли промышленного комплекса.

В основе первой лежит идея опоры на государственные инвестиции. В частности, именно поэтому в рамках бюджета России был создан «Бюджет Развития», основным направлением деятельности которого должна была стать поддержка наиболее «сильных» предприятий, производств, направлений производственной деятельности. К сожалению, как известно, секвестр бюджета свел на нет возможность его использования.

Наиболее чётко другая точка зрения выражена С. Глазьевым, который в качестве основного источника финансирования деятельности предприятий предлагает внедрение «инвестиционных счетов», через которые будет осуществляться движение амортизационных средств предприятий и средств, освобождённых от налогообложения, в связи с их инвестиционной направленностью. При этом, по его мнению, накапливание этих средств должно использоваться исключительно на капитальное строительство и закупку оборудования.

На наш взгляд, в условиях инвестиционного кризиса данная точка зрения заслуживает внимания, особенно когда речь идёт о предприятиях республиканского подчинения. Поскольку у предприятий вряд ли найдутся средства для обеспечения воспроизводства ресурсов овеществленного труда, считаем, целесообразным в этих рамках создать либо «инвестиционный пул», либо инвестиционную фирму, аккумулирующую средства только на инвестиционные цели (по аналогии с создаваемыми крупными российскими банками «банковского пула»). Для этого предприятиям следует выделить, а затем аккумулировать в одной организации определенную сумму средств, которая может  быть использована ими лишь на воспроизводство основных фондов, причем такого рода средства должны освобождаться от налогов.

Неотъемлемым элементом социально-экономического развития республики является интеграция в международную экономику, совершенствование внешнеэкономических связей. Центральным моментом международного сотрудничества сегодня выступают: экспорт, прямые и портфельные инвестиции. Для принимающей стороны инвестиции имеют ряд преимуществ по сравнению с другими формами международного партнерства. Во-первых, в отличие от займов они не ложатся дополнительным бременем на внешний долг, напротив, обеспечивают средства для его погашения. Во-вторых, они предполагают не только право собственности на доход с капитала, но обычно подразумевают и более интенсивный обмен специалистами, новыми технологиями между странами. В этой сфере деятельности в Кабардино-Балкарии намечается определенный прогресс. Сотрудничество с зарубежными странами республика осуществляет на основе прямых инвестиций, то есть вложений непосредственно в производство. За годы экономических реформ в республику было привлечено иностранных инвестиций на сумму 113 млн долл., в том числе: прямых – 3, 7 млн долл.; портфельных – 18 млн долл.; прочих – 1073 млн долл. Странами с наибольшим объемом накопленных инвестиций в экономику Кабардино-Балкарии являются: Франция – 93,8 млн долл., Германия – 28,1 млн долл., Италия – 5,1 млн долл., Китай – 2,5 млн долл.

К 2003 г. планируется увеличить объем иностранных инвестиций до 140 млн долл. США. На наш взгляд, усиление сотрудничества с зарубежными странами, увеличение их заинтересованности в развитии республиканского производства возможно за счет преобразований реального сектора экономики, особенно за счет использования (вывоза и переработки в республике) запасов вольфрама и молибдена. Кабардино-Балкария является одним из монополистов в общероссийском масштабе по запасам этого сырья.

В пользу привлечения инвесторов в целях дальнейшей и глубокой разработки Тырныаузского месторождения выступают такие факторы, как: стабильность политической обстановки в республике; уникальность природно-климатических условий в регионе; перспективность использования вольфрама в качестве стратегического материала в военно-промышленном комплексе (альтернатива обедненному урану при производстве боеприпасов); наличие сопутствующего минерального сырья (известняк, гипс, гранит, мрамор, тальк, щебень); наличие инфраструктуры – резервные мощности по основным фондам, промышленным зданиям, сооружениям, избыток рабочей силы; возможность реформирования как горизонтальных, так и вертикальных связей комбината.

Расширение международного сотрудничества возможно и за счет развития рекреационных отраслей, по которым республика, учитывая природно-климатические условия, также является одним из общероссийских монополистов. Особый интерес с точки зрения развития курортного дела могут вызвать, на наш взгляд, высокогорные зоны республики, которые обладают оптимальными условиями для катания на горных лыжах, занятия альпинизмом и экстремальным туризмом.

Положительными моментами развития курортно-рекреационного комплекса являются: стимулирование деловой активности в сфере торговли; расширение транспортной связи; предоставление расширенных услуг телекоммуникационной связи и т.д.

В целях наиболее активного привлечения иностранного капитал в экономику республики необходимо ускорить формирование благоприятного инвестиционного климата, завершить формирование нормативно-правовой базы регулирования инвестиций для обеспечения иностранным инвесторам условий стабильности, гарантий, включая личную безопасность, защиту вкладываемых средств от некоммерческих рисков и равные условия осуществления инвестиций для отечественных и иностранных инвесторов.

В целях поднятия экономики республики необходимо освоить 3,2 млрд рублей капитальных вложений. В результате проработки бюджетных заявок 20 инвестиционных проектов включены в федеральную инвестиционную программу на общую сумму 143,2 млн руб. При этом лимит финансирования из федерального бюджета определен почти в 1,6 раза больше, чем в 2000 г. К инвестиционным проектам, имеющим большое значение для развития экономики Кабардино-Балкарии, на наш взгляд, можно отнести: металлургический комплекс и курортно-рекреационный комплекс.

 

Сайт управляется системой uCoz