ИННОВАЦИИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Фёдоров А.С. (МГИЭТ(ТУ), г. Москва, г. Зеленоград, РФ)

 

The point of this thesis is in problems of  the company management in the period of introduction the innovations. 

 

Повышение конкурентоспособности продукции российской промышленности возможно на основе технологического переоснащения и подъема наукоемких отраслей производства. При этом определенный резерв заложен в применении новых схем управления производством, использовании маркетинговых инструментов для продвижения продукции.

Одним из основных недостатков инноваций является то, что нововведения не всегда сопровождаются реструктуризацией управленческой структуры предприятия, в частности, не всегда ставится задача повышения эффективности работы маркетинговых подразделений. Действительно, повышение конкурентоспособности промышленных предприятий обусловлено не только внедрением новых технологий, но и применением эффективных схем управления. Для поддержания конкурентоспособности товаров необходимо иметь стратегическую программу развития бизнеса, постоянно прогнозировать поведение потребителей, оперативно и взвешенно принимать управленческие решения. Именно этот ресурс может быть использован предприятиями отечественной промышленности для повышения конкурентоспособности своих товаров.

Инновации должны внедряться самими предприятиями для повышения конкурентоспособности продукции. Эта цель достижима посредством модернизации оборудования при одновременной реструктуризации управленческой структуры, повышении качества продукции и учета требований конечных потребителей. Однако видение частных предприятий ограничено только одной отраслью. Частные корпорации не всегда могут оценить влияние технологических изменений в одной отрасли на всю экономику.

Внешним стимулом инноваций в основном является конкуренция на рынке конечной продукции за потребителя. Наибольшее давление испытывают товары, конкурирующие с импортными. Экспортная ориентация также служит мощным фактором инноваций, поскольку предприятие вынуждено продвигать свои товары на мировом рынке с высокой конкуренцией. Так среди предприятий, для которых наиболее важным рынком сбыта являлся местный, инновации осуществлялись менее чем 7 процентов предприятий, в то время как этот показатель среди предприятий, ориентированных на внутренний и внешний рынок сбыта, составил 18% и 28% соответственно.

Основным источником финансирования инноваций в подавляющем большинстве случаев являются собственные средства предприятий. Свыше 80 % предприятий для финансирования инноваций использовали собственные, а не заемные средства. Государственные инвестиции (средства бюджета и внебюджетных фондов) также играют значительную роль.

Финансирование инновационной деятельности из собственных средств ограничивает реализацию потенциала предприятий, поскольку для широкомасштабных инвестиций и реструктуризации всего предприятия необходимы значительные финансовые вложения, которыми само предприятие не обладает. Подобная ситуация обусловлена тем, что несмотря на снижение процентной ставки по займам, кредитная система осуществляет кредитование реального сектора экономики недостаточно.

Инновационная деятельность за счет собственных ресурсов не всегда направлена на усовершенствование технологического процесса. Инвестиции идут не на приобретение нового оборудования, а на устранение неполадок в устаревших производственных линиях.

Из более чем 2 тысяч предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, 64% приобрели оборудование, более 42% разработали новую продукцию и лишь 19% провели маркетинговые исследования.

Основными характеристиками нововведения являются:

·  предмет инновации (что изменяется и как изменяется);

·  степень новизны;

·  глубина преобразований (степени радикальности изменения предмета инновации);

·  масштаб преобразований (затрагивается ли деятельность одной или нескольких сфер деятельности или всей фирмы в целом);

·  уровень разработанности (степень подготовленности новшества к внедрению);

·  потенциал новшества (оценка ожидаемого полезного эффекта и ее обоснование);

·  ожидаемая продолжительность внедрения;

·  трудоемкость внедрения;

·  объем финансовых затрат на внедрение

Поэтому с целью ускорения инновационных процессов необходимо обеспечить формирование у ее предприятий экономической потребности в нововведениях, а также создание рынка нововведений и благоприятного инновационного климата на самом предприятии.



Сайт управляется системой uCoz