СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МИКРОЭЛЕКТРОНИКИ КАК ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ОТРАСЛИ
Бурканов К.М. (ОАО «НИИМЭ и Микрон», г.Зеленоград, РФ)
The results of studying the state and the problems of microelectronics as a project-oriented industry are stated in the given paper.
В полупроводниковой промышленности наблюдается сжатие жизненного цикла продукции, резкие изменения технологий и повышение ожиданий потребителей.
Время выхода на рынок стало сейчас более критичным фактором для производителей полупроводников чем 20 лет назад. При сравнимых затратах на освоение и рост производительности, преимущество имеют компании способные быстрее вывести продукцию на рынок. При этом эффект определяется увеличением темпов снижения цены на продукцию ( на схемы памяти- свыше 60% за год, для процессоров высокого уровня – 50% за первые ½ квартала после вывода на рынок).
Большинство проектов и программ в микроэлектронике по уровню сложности можно отнести к так называемым "системным" проектам. Исследования успешности таких проектов [1] показывают, что в среднем только 16% системных проектов могут считаться достигшими полного успеха по критериям сроки, бюджет и качество. Почти 80% причин неудачного осуществления проектов относятся к менеджменту. Технология сама по себе не является проблемным элементом проекта, хотя часто считается таковой.
Для успеха системного проекта, критичными факторами являются:
- правильный подбор команды проекта с требуемой квалификацией членов команды
- сильный проектный менеджмент.
Все более жесткие требования предъявляются к процессам разработки продукции. Некоторые аналитики заявляют, что превышение графика разработки нового продукта на 6 месяцев может привести к снижению рентабельности на 33 %. С другой стороны, перерасход бюджета может повлечь падение рентабельности менее чем на 5%.
Исследование, проведенное компанией Pittiglio Rabin Todd & McGraph, показало четкую связь между эффективностью процесса разработки продукции и общей финансовой эффективностью компании.
По сравнению со средней компанией, Лучшие-в-классе (ЛВК) полупроводниковые компании демонстрируют более высокий рост доходов ( 41% против 20%), более высокую рентабельность (14,1% против 8,1%) и процент доходов от выпуска новой продукции (42% против 18%) [2].
Достижение устойчивого конкурентного преимущества зависит от эффективного сочетания инвестиций в разработку. Обычно этот набор охватывает широкий ряд объектов от проектов по разработке новых технологических платформ, до проектирования новых продуктов, использующих испытанные процессы, и проектов по увеличению эффективности существующих производств. Инвестиции в проекты по созданию новых платформ ускоряют будущий рост. Исследование показывает, что ЛВК расходуют почти 50% своего бюджета развития на платформенные проекты, по сравнению с 32% , которые тратят средние компании.
Как реакция на усложнение условий работы, на предприятиях микроэлектроники имеется тенденция к переопределению цикла разработки полупроводниковой продукции и применению инструментов управления проектами, чтобы уменьшить время до выхода на рынок.
Традиционно считалось, что цикл разработки продукции заканчивается когда происходит отгрузка прототипа или продукция впервые запускается в производство. Сейчас необходимо рассматривать процесс разработки продукции с точки зрения жизненного цикла продукта и удовлетворенности потребителя.
В дополнение к CAD и другим традиционным инструментам разработки продукта, данный процесс нуждается в инструментах управления проектами. Эти инструменты должны взаимодействовать с более традиционными инструментами разработки, а также с бизнес-системами и базами данных.
Как правило, зарубежные компании микроэлектроники (например, Hewlett-Packard, Nokia, Siemens) используют методику управления проектами ( Project Management) как основной способ деятельности в рамках большинства направлений и даже имеют свои подразделения по управлению проектами.
В настоящее время ведущие предприятия российской микроэлектроники решили для себя проблему выживания и перешли к разработке и осуществлению планов по развитию с учетом общеотраслевых тенденций в мировой микроэлектронике.
В этой связи на первый план выходят проблемы привлечения отечественными предприятиями микроэлектроники достаточного объема инвестиционных ресурсов и эффективного их использования, поскольку перспективное развитие на основе долгосрочных конкурентных преимуществ можно обеспечить только путем дальнейшего повышения технологического уровня и совершенствования существующих процессов.
По ряду объективных причин (в том числе из-за климатических особенностей региона) отечественной микроэлектронике сложно конкурировать с основными мировыми производителями по принципу “наименьшей стоимости”. Поэтому, как наиболее предпочтительный путь ее развития, называется изготовление изделий по принципу “отличительных особенностей” [3]. На смену производству изделий-аналогов идет выпуск специализированных ИС и уникальных изделий. Таким образом, отечественная микроэлектроника все ближе приближается к проектной модели организации хозяйственной деятельности.
Однако развитие отечественных предприятий микроэлектроники, являющееся необходимым условием экономического роста страны, сдерживается рядом факторов, одним из которых является низкий уровень зрелости предприятий в управлении проектами и программами развития. Для обеспечения адекватности подходов к управлению проектами и программами современным рыночным условиям хозяйствования, обусловленным изменением парадигмы экономической жизни России и развитием информационно-вычислительных систем, отечественным предприятиям микроэлектроники необходима соответствующая организационно-методическая база.
Литература:
1. Tim Olson. Beware the Complexity—Use Automation Goals as Your Compass for Success. http://www.semi.ogr. 06.01.96.
2. Bill Somers. Semiconductor Product Development Measurement and Management: A Prelude to Action. http://www. semi.ogr. 10.01.98.
3. Лаврентьев А. Мы должны войти в десятку крупнейших фирм Европы. «Зеленоград сегодня», №28, 2002.