О ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИИ В РЕГИОНАХ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА:

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ И ПРАВОВОЙ АСПЕКТЫ

 

Памфилов Е.А., Скидан К.В. (БГИТА, г.Брянск, РФ)

 

Is esteemed ecological and legal aspects of a problem of use by wood resources in locales of central federal district.

 

Лесной фонд Центрального федерального округа (ЦФО) составляет 23890,7 тыс. га, или 2,03% от лесного фонда РФ, В основном он находится в федеральной собственности, в т.ч. в ведении Мини­стерства природных ресурсов РФ - более 15 млн. га, Министерства сельского хозяйства и продоволь­ствия РФ - более 7 млн. га, Министерства обороны РФ - 0,48 млн. га. Процент лесистости - 33,8% (по РФ - 45,1%). Наибольшая площадь лесов в таких регионах округа как Тверская, Костромская, Смо­ленская, Московская, Ярославская области.

В регионах ЦФО лесосечный фонд используется недостаточно эффективно. В 2000 г. расчетная ле­сосека в целом использована на 42,8%. Старение лесов приводит к резкому снижению их кислородо-продуктивности и поглощению углерода. Увеличение спелых и переспелых лесов ведет к захламле­нию лесов, распространению болезней, экологическому загрязнению рек и озёр за счет массового гниения древесины. Наблюдается значительный подъем численности и расширения площадей дейст­вующих очагов вредителей и болезней леса. Растёт количество погибших насаждений (в 1995 г. пло­щадь погибших насаждений составила 6045 гектаров, а в 2000 г. она увеличилась более чем в 4,5 раза). Резкое увеличение гибели лесных насаждений произошло в Брянской, Владимирской, Калуж­ской, Московской, Рязанской, Смоленской областях. Замедлились лесовосстановительные работы (на 30,6% в 2000 г. в сравнении с 1995 г.). За этот период на одну треть уменьшился ввод молодых насаж­дений в категорию ценных (высокопродуктивных) насаждений, на 60% - создание полезащитных лес­ных полос на землях сельскохозяйственного назначения (1).

В большинстве регионов ЦФО слабо внедряются рыночные отношения в организации лесопользования на базе аренды, лесных аукционов. В 2000 г. на торгах продано древесины всего около 15% от расчетной лесосеки. Стоимость обезличенного кубометра древесины на арендуемых участках резко возросла (на 49% в 2000 г. к уровню 1999 г.). Наиболее высокие уровни превышения арендной платы над минимальными ставками платы за древесину, отпускаемую на корню, на арендуемых участках за­фиксированы в Рязанской (в 3 раза) и Брянской (в 2,5 раза) областях. Явно недостаточно используется ^лесной фонд в культурно-оздоровительных, туристских и спортивных целях, в получении доходов от охоты, сбора лекарственно-технического сырья, грибов, ягод, живицы. Так, например, брусники соби­рается в год примерно 2,3 тыс. тонн при среднегодовой урожайности в 178,2 тыс. тонн. Не лишне на­помнить, что в дореволюционной России доход от продажи дикорастущих ягод и грибов в несколько раз превышал доход от экспорта древесины. Производство важнейших видов лесопромышленной продукции в округе снижается: деловой древесины - на 7%; пиломатериалов - на 15%, клееной фане­ры - на 4%; древесноволокнистых плит твёрдых - на 6% (2001 г. к уровню 2000 г.) (2).

По-прежнему значительный урон лесу наносят пожары, Только в 2000 г. было зафиксировано 2728 случаев пожаров. Леса горели на площади 2031 гектар. Сгорело и повреждено на корню 38 тыс. куб.м. леса.

На долю лесов приходится примерно четверть территории Брянщины. Состав леса в значительной степени нарушен в результате хозяйственной деятельности. Трудно проходимые леса XVI-XVIII в.в. с ростом населения вырубались, сменялись пашнями и лугами, частично восстанавливались.

Огромный ущерб нанесён брянскому лесу во время Великой Отечественной войны, особенно в период фашист­ской оккупации 1941-1943г.г. В результате на значительной территории образовались редколесья и мелколесья. Восстановительные работы дали определенный положительный результат. В настоящее время в области действует программа восстановления лесов на период 1999-2003 г.г, утвержденная областной Думой.

Но сегодня в лесопромышленном комплексе области усиливаются тенденции хищнического унич­тожения лесов, основного природного богатства региона, дающих не только сырьё для лесопромышленного производства, но и являющих естественной средой обитания и источником суще­ствования для десятков тысяч людей, ареалом животных и растений, находящихся на стадии исчезно­вения. По мнению специалистов, непринятие в данном вопросе экстренных мер со стороны местных органов власти и правоохранительных органов по наведению жесткого контроля за порубкой лесных массивов и широкомасштабным вывозом необработанной древесины за рубеж и другие регионы Рос­сии наносит области невосполнимый экономический и экологический ущерб.

Последние годы на территории Брянской области идёт интенсивная рубка лесных насаждений. Наиболее сильно истребляются ценные породы деревьев, в первую очередь, хвойные и твёрдолиственные, которые крупными партиями в виде кругляка или полуфабрикатов вывозятся за рубеж и дру­гие регионы страны. Обычной практикой стали несанкционированные вырубки, которые приобретают всё более возрастающее размеры. В сферу незаконного использования лесных ресурсов активно вкла­дываются теневые финансовые средства, находящиеся в распоряжении криминальных групп.

Одной из основных проблем лесопользования на Брянщине является не использование в полном объеме лесосечного фонда, особенно по лиственному хозяйству. Из почти двух млн. куб. м. лесофонда по мягко лиственному хозяйству ежегодно вырубается только 150-200 тыс. куб. м., что приводит к накоплению перестойных мягколиственных насаждений, в первую очередь осинников, которые могут сказаться на санитарном состоянии и продуктивности лесов, снизить качественную и количественную структуру лесов (3).

Процесс заготовки леса и вывоз продукции его переработки выходит из-под контроля госструктур, становится неуправляемым. Это во многом обусловлено резким увеличением в последние годы количе­ство действующих на территории области цехов по переработке древесины, большинство из которых сориентированы на вывоз лесопродукции в страны Балтии. В качестве владельца контрольного пакета акций ряда предприятий лесопромышленного комплекса области выступают иностранные фирмы, уч­реждения и организации, незаинтересованные в подъеме экономики страны и региона (4).

По авторитетному мнению заместителя Министра природных ресурсов РФ Ю.Кукуева: «Незакон­ный оборот древесины - это продажа древесины одним юридическим лицом другому без уплаты соот­ветствующих налогов, платежей, сборов... Эта беда всего лесного комплекса. Дело в том, что древе­сина может незаконно оборачиваться независимо от того, украли её или заготовили законно. Схем много, но ос­новных две. Первая - когда реализованную древесину нигде в отчёте не показывают, т.е. сдаётся ну­левой баланс. И вторая - в отчёте показывают реализацию древесины по себестоимости, якобы прода­ли её не по 700 рублей, а по 300, а разницу в 400 рублей получили наличными. Проверить это чрезвы­чайно трудно. У Министерства природных ресурсов РФ компетенция заканчивается границами лесно­го фонда» (5).

 Экономический и экологический ущерб региону вследствие массо­вого уничтожения лесных массивов может оказаться невосполнимым, если не принять срочных зако­нодательных мер по охране знаменитых брянских лесов.

Проведенной Главным контрольным управлением Президента РФ проверкой установлено, что в стране, в т.ч. в регионах ЦФО, не принимается должных мер по выполнению Лесного кодекса Россий­ской федерации и других нормативных актов, регулирующих лесные отношения. До сих пор не опре­делена национальная лесная политика (6). За период становления в России рыночных отношений про­ходили многократные реорганизации структуры управления лесами. Лесная отрасль лишилась юри­дической и экономической самостоятельности. Министерство природных ресурсов РФ (МПР) как специально уполномоченный орган государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов не смогло в полной мере обеспечить возложенные на него задачи, строгое исполнение Лесного кодекса РФ. Главными задачами МПР РФ в области лесове­дения являются воспроизводство лесных ресурсов, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Однако лесхозы не ориентированы на лесоводческую деятельность, а занимают­ся в основном заготовкой и реализацией лесопродукции.

Сам Лесной кодекс РФ далеко не совершенен. Многие его статьи не способствуют рациональному использованию и воспроизводству лесного фонда, а также максимальному поступлению средств в бюджетную систему страны, в т.ч. за счёт экспортных поставок продукции лесного комплекса за ру­беж.

Назрела необходимость внести в Лесной кодекс РФ существенные поправки и дополнения. В них должны быть предусмотрены дополнительные нормативные акты, обеспечивающие повышение эф­фективности государственного управления в сфере использования, воспроизводства и охраны лесных ресурсов. Необходима также разработка и принятие федерального закона «О государственной лесной охране», создание в структуре Министерства внутренних дел РФ, включая региональный и районный уровни, специального подразделения - лесной милиции. В целом леса нашей страны нуждаются в специальной Концепции развития лесного хозяйства, определяющей единую государственную поли-J тику в области охраны, использования и воспроизводства лесного фонда как одного из главных при­родных богатств России.

Российский лес сегодня - это ресурс будущего. Вся минирально-сырьевая база, как бы мы рачительно ее не использовали, всё равно невосполнима. Вычерпывая тонну нефти, мы уменьшаем её ров­но на тонну. С рудой тоже самое. Они не восстанавливаются. Лес - один из немногих воспроизводимых ресурсов. По площади лесов Россия занимает первое место в мире. Если этим ресурсом пользо­ваться грамотно, рачительно и эффективно, то эксплуатировать его можно сколько угодно долго. Он не истощим.

 

Литература

1. Пыдин Ю. Чем дальше в лес, тем больше нарушений. - «Президентский контроль», 2002 г., №6. С. 8-9.

2.   Там же.

3. Балясников И. Степень напряженности. - «Брянский рабочий», 2002 г., 31 августа.

4. Калашников М.М., Скидан В.В. Об угрозах национальной безопасности: региональный аспект (на примере Брянской области). - «Брянский политологический вестник», 2001 г., №1(3). С. 11.

5. Кукуев Ю. Лес - ресурс будущего. - «Регион-Центр», 2002 г., №1. С.-60

6.   Кто защитит леса России. - «Президентский контроль», 2002 г., №7, с. 10-14.

Сайт управляется системой uCoz