ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛОТНОСТИ ГРУНТА

ПОСЛЕ  ПРОХОДА ЛЕСНОЙ МАШИНЫ

 

Лобанов В.Н. (БГИТА, г.Брянск, РФ)

 

Gravity determination of a soil after pass of the wood machine

 

При движении гусеничных лесных машин по лесосеке  грунт под движителем изменит свою форму и объем. В толще грунта под движителем возникает волна деформации [1], под действием которой частицы грунта перемещаются  вниз вдоль оси z.

Рис.1- Динамическое нагружение грунта гусеничным движителем

 

В соответствии с законом сохранения массы изменения массы грунта, содержащейся в объеме, охваченном действием волн, равно разности потоков массы грунта, входящего через площадку S перпендикулярную  координатной оси (в данном случае z) и выходящей через параллельную ей грань.

Уравнение непрерывности для данного случая  записывается в виде  [2]:

∆ρ·u =  ρ2 ·V2 -  ρ1 ·V1,                                               (1)

где  ∆ρ = ρ2  -  ρ1ρ1 - плотность грунта сзади фронта волны;   ρ2 - плотность грунта перед фронтом волны;   u - скорость  волны;     V1 и   V2- соответственно скорости частиц грунта  сзади и перед фронтом волны.

Изменение напряжения в выделенном объеме грунта под действием волны описывается следующим уравнением:

[( ρ ·V)2 -  (ρ ·V)1]u  =   σ2 + (ρ ·V2)2 – σ1 – (ρ ·V2)1,           (2)

где σ1  и   σ2- соответственно напряжения, возникающие в грунте за волной и перед ней.

Перед фронтом волны находится невозмущенная среда, которая характеризуется следующими параметрами

 ρ2 =  ρ0V2 = 0;  σ2 = 0.

Поэтому уравнения (1) и (2), сведенные в систему (3), принимают вид:

.                               (3)                 

Решаем  полученную систему уравнений относительно  ρ1, подставив  значение u из первого уравнения во второе:

                                 (4).

В окончательном виде после преобразований уравнения (4) получим выражение для определения плотности грунта ρ1 в  его толще после прохода машины, т.е. плотность грунта между движителем  и фронтом волны:

                                                    (5)

Напряжение в толще грунта сзади волны  σ1 определяем по уравнению:

,                    (6)

где  L и  b   - соответственно опорная длина и ширина гусеницы, м; 

       q -  давление гусеницы на поверхность грунта, Н/м2;

       zглубина, на которую распространяется фронт волны (в расчетах  z = 2 в), м;

       μ -  коэффициент Пуассона для грунтов.

Скорость  V1, с которой частицы грунта начинают перемещаться в момент начала деформации, находится  из выражения

                               (7)

где  V0 – относительная скорость гусеничной цепи при вращательном

                движении  вокруг оси ведущей звездочки, м/сV0 = ω · rзв ;

       ω – скорость вращения ведущей звездочки с радиусом rзв;

       V-  переносная  скорость гусеничной цепи при поступательном

              движении  машины, м/с.

Полученные  зависимости (5) и (6) позволяют определить поле напряжений  σ1 и плотность грунта   ρв толще грунта между движителем и фронтом ударной волны, возникающих при динамическом воздействии звеньев гусениц движущейся машины.

Литература

1. Ляхов Г.М. Волны в грунтах и пористых средах. – М.: Наука, 1982 – 286 с.

2. Умов Н.А. Избранные сочинения. – М.: Наука, 1950 – 412 с.

Сайт управляется системой uCoz