СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА  КАЧЕСТВА  ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ  МАЛОГО БИЗНЕСА

 

Левшин Л.М., Корниенко В.А. (СибГТУ, г. Красноярск, РФ)

 

The existing quality management system of a small woodworking enterprise has been examined in accordance with ISO 9000. Both a series of processes and a structure of documents on that system were determined.

 

На сегодняшний день лесопромышленный комплекс России насчитывает около 18 тыс. предприятий. Планы  проведения мероприятий в инновационной политике  до 2005 г. направлены на модернизацию и переоснащение сил и средств лесопромышленного комплекса, обеспечивающих рост экономической эффективности производств за счет производительности, снижения энергетических и материальных затрат, повышения качества продукции.

Лесопромышленную деятельность в России осуществляют сегодня свыше 20 тыс. предприятий, из них почти 3 тыс. крупных и средних. Малые предприятия ЛПК занимают особое место в свете сегодняшней экономической ситуации. К их преимуществам относится  возможность осуществления рыночно ориентированной стратегии, состоящей во внедрении новейшей технологии и переходе на выпуск продукции, которая пользуется спросом и будет востребована на рынке.

Как показывает мировой опыт,  что одним из перспективных направлений повышения конкурентоспособности продукции и эффективности производства, является разработка и внедрение систем менеджмента качества (СМК) в соответствии с требованиями ИСО 9000. Но в настоящее время отсутствует методология создания таких систем, адаптированных к российскому деревообрабатывающему предприятию малого бизнеса.

В данной работе мы экспертным методом  оценили существующую систему качества (СК) малого деревообрабатывающего предприятия (МДОП) на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001. В качестве экспертов были выбраны специалисты МДОП, а также преподаватели факультета механической технологии древесины Сибирского государственного технологического университета. При оценке использовалась шкала от 0 до      10 баллов. Соответствие существующей на МДОП  СМК требованиям каждого пункта ГОСТ Р ИСО 9001-2001 оценивалась средним баллом, выставленным экспертами. Было принято, что область значений среднего балла, от 0 до 1 – «неудовлетворительно», от 1 до 5 –«удовлетворительно», от 5 до 9- «хорошо», от 9 до 10 – «отлично».

Как видно из рисунка 1, реализация требований раздела 4 – «Система менеджмента качества», а именно «Требования к документации», в основном, имеют оценку «неудовлетворительно», так как на предприятии отсутствуют: руководство по качеству, документированные процедуры, часть документации 3-го уровня (положения, рабочие инструкции); слабо осуществляется управление записями.

Оценка раздела 5 «Ответственность руководства», находится в диапазоне от 0 до 7 баллов. Наибольшее значение имеет подпункт 5.2 «Ориентация на потребителя» и 5.5 «Ответственность полномочия и взаимодействия», но полностью отсутствует: политика в области качества; планирование в области качества.

Раздел 6 «Менеджмент ресурсов» оценивается экспертами достаточно хорошо (от 5 до 8,5), что обусловлено достаточно развитой инфраструктурой, деятельностью в области охраны труда и управления персоналом.

 Процессы жизненного цикла продукции также имеют достаточно неплохие оценки, в среднем 7 баллов. Следует  улучшить: процессы маркетинга; идентификации и прослеживаемости;  управление собственностью потребителей; сохранение продукции.

«Измерение анализ и улучшение» (раздел 8) требует существенной доработки: внедрение процедур внутренних аудитов, обратной связи с потребителями, мониторинг и улучшение процессов, анализ данных, улучшение, внедрение статистических методов.

Исходя из выше изложенного, приоритетными направлениями в разработке СМК МДОП, является: определение сети процессов  предприятия и структуры документации СМК.

Согласно требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001, к числу основных процессов СМК относятся: управление деятельностью руководства предприятия, обеспечение ресурсами, процессы жизненного цикла продукции, а также  измерение, анализ и  улучшение. К процессам жизненного цикла продукции мы отнесли процессы, связанные с потребителями; доставку сырья, подготовку к распиловке, производство пиломатериала, производство поганажных изделий, клееной пилопродукции, а так же предоставление услуг по перевалке  (рисунок 2).      

В соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2001, организация сама определяет структуру и содержание документации СМК в зависимости от типа, размеров и выпускаемой продукции.   Нами определено, что иерархия документации СМК предприятия должна состоять из руководства по качеству (первый уровень); документированных процедур представленных в виде стандартов предприятия: СТП 4.2.3  1. 0-2002 СМК Управление документацией, СТП 4.2.4.-1.0-2002 СМК. Управление записями, СТП 6.3.0-1.0-2002 СМК. Управление технологическим оборудованием, СТП 6.4.0-1.0- 2002 СМК. Управление рабочей средой, СТП 7.5.1- 1.0- 2002 СМК. Управление процессами производства, СТП 7.6.0-1.0-2002 СМК. Управление средствами контроля и измерение, СТП 8.2.2-1.0-2002 СМК. Внутренний аудит, СТП 8.5.0-1.0-2002 СМК. Корректирующие и предупреждающие действия (второй уровень). Третий уровень документации это – рабочие инструкции  для персонала.

 


 

 

Рис.1 – Анализ существующей  системы качества на малом деревообрабатывающем предприятии

Рис.2 – Макропроцессы  жизненного цикла продукции малого деревообрабатывающего предприятия

Сайт управляется системой uCoz